История общественных движений и политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций

Краткое описание

Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.

Содержимое работы - 1 файл

История общественных движений и политических партий.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

В конце 105 – начале 1906 гг. возникли отделы партии октябристов на территории Беларуси, в числе первых  из  них были Минский губернский отдел, Витебский, Гомельский. В январе 106 г. были созданы Бобруйский, Могилевский, Лепельский отделы. В Гомельском уездном отделе насчитывалось около 1000 членов. Бобруйском уездном – 300 членов, Витебском губернском – 411, Могилевском губернском – 100, Лепельском уездном 84 членов. К сожалению, сведений о численности Минского губернского отдела пока нет.

Общая численность партии «Союз 17 октября» в 1905-1907 гг. колебалась в пределах 70-80 тыс. человек.

Среди октябристов было немало представителей деловой буржуазной интеллигенции (директора и управляющие промышленных предприятий, торговых фирм, банков, контор, высокооплачиваемые инженеры, члены правлений промышленных и торговых обществ, банков, юрисконсультанты и т.д.)

В партию октябристов охотно вступали чиновники (тайные советники, действительные статские советники, статские советники, надворные советники и др.). Несмотря на указ 14 сентября 1906 г. о запрещении чиновникам государственных учреждений состоять членами политических партий и союзов, царское правительство в целом не препятствовало участию чиновникам в легализованной партии октябристов. Например, в 1906 г. гродненский отдел партии октябристов состоял главным образом из чиновников.

В «Союз 17 октября» также вступали отставные высшие военные чины. Часть консервативно настроенных  профессоров, приват-доцентов, преподавателей гимназий, реальных училищ, крупные адвокаты, занимающиеся частной практикой врачи, а также представители других социальных групп.

Ключевые посты в центральных и местных органах «Союза 17 октября» занимали представители высших социальных слоев. Так, все 33 основателя «Союза 17 октября» принадлежали к торгово-промышленным и финансовым кругам, к крупным помещикам, к высшим слоям буржуазной интеллигенции. Это в полной мере относилось и к руководящему звену губернских, городских, уездных отделов октябристов.

Если попытаться нарисовать социальный портрет некоего усредненного октябриста, то он будет выглядеть примерно так: мужчина 47-48 лет, потомственный дворянин (или, несколько реже, купец, потомственный почетный гражданин) с высшим образованием (чаще юридическим или вообще гуманитарным), чиновник 5-8 класса, житель города одной из земских губерний, член Совета  банка или акционерного  предприятия, земле- и домовладелец, нередко земский или городской гласный. Таким образом, в целом по своей социальной природе «Союз 17 октября» был партией служилого дворянства, еще не целиком порвавшего, однако, с традиционными дворянскими занятиями, и крупной, частично «одворяненной» торгово-промышленной и финансовой буржуазии.

По мере провала политического курса октябристов ранее поддержавшие их партии и организации, рядовые члены «Союза 17 октября» оставляли ряды партии. Социальная база партии сужалась. К началу первой мировой войны октябристы фактически остались без низовых партийных организаций. В 1915 г. партия октябристов фактически распалась. Левый фланг примкнул к кадетам, правый – к черносотенным партиям, значительная часть (центр) вошла в Прогрессивный блок.

                  

 


Тема 4. Социалисты-революционеры

 

Лекция 1.

 

Одно из ведущих мест в общественно-политическом движении России в первой четверти ХХ века занимала Партия социалистов-революционеров (ПСР). Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

Период формирования ПСР был довольно длительным. Первые организации неонароднического типа, положившие начало партии, стали появляться еще в середине 90-х годов Х1Х века.

В 1894 г. в Берне (Швейцария) заявил о себе «Союз русских социалистов-революционеров». В 1895-1896 годах возникли группа эсеров в Киеве и «Союз социалистов-революционеров» в Саратове. Во второй половине 90-х годов эсеровские организации создаются в Воронеже, Петербурге, Пензе, Полтаве и других городах, предпринимаются первые попытки их объединения.

Эти группы были небольшими. Они включали, как правило, по нескольку десятков народнически настроенных интеллигентов, практически не имевших никаких связей с массами, единых идейных, программных и тактических принципов. Одни из них заявляли о верности идеям народовольцев, другие во многом соглашались с марксизмом. Часть эсеровских организаций усиленно пропагандировала террор. Общим для всех эсеров было признание необходимости политической борьбы и стремление слить крестьянство, пролетариат и интеллигенцию в одно понятие «трудовой класс». От народников к ним перешло понимание общины как зародыша социализма. Стремление дистанцироваться от эволюционизма западных социал-демократов, которые в своем увлечении пролетариатом забывали о крестьянстве и якобы игнорировали политическую борьбу, предопределило общее для всех направлений, течений и организаций революционного народничества название – «социалист-революционер».

На рубеже двух веков в условиях складывающейся революционной ситуации растет внимание к эсерам. В конце 1900 года создаются их первые объединенные организации. Изданием «Манифеста» заявляет о себе Партия социалистов-революционеров, созданная южными группами эсеров. «Манифест» был первым программным документом, первой попыткой изложить собственную программу, не придерживаясь трафарета программы «Народной воли». Однако в вопросах теории, программы и тактики в эсеровской мысли еще не было определенности. Сказывалась сильное влияние марксизма.

Объединительная тенденция намечалась и в среде эсеровской эмиграции. В феврале 1900 г. в Париже состоялся съезд эмигрантов-народников, в нем была образована Аграрно-социалистическая лига, инициатором создания лиги и автором ее программных документов был В.М.Чернов. Учредители Лиги выпустили обращение «К товарищам по мысли и делу», в котором говорилось о необходимости расширить русло общего революционного движения путем привлечения к нему трудовых масс в деревне. В соответствии с этим Лига ставила своей основной целью «издание и распространение народной революционной литературы, пригодной как для крестьянства, так и для городских фабричных и промысловых рабочих, в особенности имеющих связи с деревней».

Осенью 1901 года наиболее крупные народнические организации России решили объединиться в партию. Однако степень зрелости эсеровского движения была еще весьма недостаточной для воплощения в жизнь этого решения. Объединению мешали, в первую очередь, разногласия по целому ряду программных и тактических вопросов. Не было единства и по проблеме, каким путем и на каких принципах должна создаваться партия.

В декабре 1901 г. в Берлине в результате ряда совместных бесед эсеровским лидерам удалось прийти к соглашению об объединении южных эсеров и Союза социалистов-революционеров (с 1897 г. он перенес свое основное место из Саратова в Москву)  в единую партию социалистов-революционеров. Ее печатными органами стали газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции». В 1902 г. в состав партии вошла РППОР. Однако образование ПСК пока лишь было декларировано. В партии еще не было ни устава, ни четкой программы, поддерживаемой большинством, ни руководящего органа. Местные организации, комитеты и группы, составляющие основу партии, формировались по территориальному принципу. В сложившейся организации, как правило, имелись союз пропагандистов, агитаторская сходка и технические группы (типографская и транспортная), занимающиеся изданием, хранением и распространением литературы.

Самой законспирированной частью партии являлась Боевая организация ПСР (БО). БО была в партии на автономном положении, ЦК лишь давал ей задание и указывал желательный срок исполнения. У БО были своя касса, явки, адреса, квартиры. ЦК не имел права вмешиваться в ее внутренние дела. Руководители БО Гершуни (1901-1903) и Азеф (1903-1908) являлись организаторами и самыми влиятельными членами ПСР. Создание Боевой организации эсеров повлекло за собой ряд громких террористических актов. Ими были убиты министр внутренних дел Сипягин, уфимский губернатор Богданович, министр внутренних дел Плеве и великий князь Сергей Александрович.

В июне 1902 года со страниц «Революционной России» с манифестом «Ко всем работникам революционного социализма в России» выступила новая организация – Крестьянский союз партии социалистов-революционеров. В манифесте провозглашался синтез террора против самодержавия и пропаганды и агитации среди пролетариата, крестьянства, в армии и передовых слоях образованного общества; говорилось о том, что социализм не может сразу «родиться готовым из недр современной полурабской России», а будет осуществляться рядом переходных стадий. Этим обосновывалась необходимость для партии программы-минимум. Завершался манифест призывом «Звать мужика землей к Воле и вести через Волю к Земле».

Таким образом, в 1902 году партия эсеров представляла уже определенную политическую силу. Она получила известность. Однако на этом этапе объединение в эсеровской среде было не столько организационное, сколько идейное, осуществляемое газетой «Революционная Россия».

С 29 декабря 1905 года по 4 января 1906 года на острове Иматра в Финляндии проходил первый съезд Партии социалистов-революционеров. На съезде была представлена 51 организация. Съезд принял программу партии. Она состояла из двух частей: характеристики общих тенденций развития страны и задач партии в политической, правовой и народнохозяйственной областях.

Значительное место в программе отводится характеристике капитализма, вопросу о соотношении его положительных (созидательных) и отрицательных (разрушительных) сторон. Российский капитализм характеризуется наименее благоприятным соотношением между его положительными и отрицательными сторонами, а его разрушительная роль в деревне считается преобладающей. Этим определялась и группировка социальных сил в российском обществе на два лагеря, один из которых объединял дворянство, буржуазию и высшую бюрократию, другой же – рабочих, трудовое крестьянство и интеллигенцию. Поскольку для эсеров деление общества на классы определялось не их отношением к собственности, а источниками доходов, то в одном из названных лагерей оказывались классы, получавшие свои доходы за счет эксплуатации чужого труда, в другом – живущие своим трудом.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеров. По их мнению, оно было «немного не всем» по своей численности и по своему значению в экономике. В то же время экономическое, правовое и политическое его положение было крайне тяжелым. Эсеры видели спасение для крестьянства в социализме. Они считали, что крестьянские трудовые хозяйства не являются мелкобуржуазными, что они устойчивы и способны противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Эти положения были основными в их теории некапиталистической эволюции крестьянства к социализму. Эсеры признавали, что «общинно-кооперативный» мир деревни вырабатывал у крестьян своеобразное трудовое правосознание, благодатное для восприятия идей аграрного социализма.

Касательно пролетариата, эсеры отмечали, что благодаря своей концентрированности в культурных и политических центрах страны, подвижности и активности, он представляет постоянную и самую серьезную опасность для правящего режима. Помочь пролетариату и трудовому крестьянству осознать себя единым рабочим классом, увидеть в этом единстве залог своего освобождения должна была интеллигенция. Российскую интеллигенцию эсеры считали силой антибуржуазной.

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Исходная идея этой теории была в том, что социализм в аграрной стране, сохранившей общинные традиции, должен был начать произрастать прежде всего в деревне. Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой считались политические свобода и демократия. В программе говорилось об установлении демократической республики, свободы слова, печати, собраний, совести, союзов, стачек, всеобщего и равного избирательного права для всех граждан, достигших 20-летнего возраста, без различия пола, религии и национальности при прямой системе выборов и тайном голосовании, а также пропорционального представительства в выборных органах и прямого народного законодательства в виде референдумов, законодательных инициатив снизу и др. В вопросах о государственном устройстве новой России эсеры заявляли себя сторонниками Федерации: широкой автономии для отдельных областей и общин как городских, так и сельских, а также для национальных регионов с признанием за ними права на самоопределение.

Политическая демократия и социализация земли составляли основу эсеровской программы-минимум, ее реализация должна была создать необходимые предпосылки и обеспечить условия для мирного, эволюционного перехода России к социализму.

Целью рабочего законодательства провозглашались охрана духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне, усиление его способности в борьбе за социализм. В качестве конкретных требований выдвигались 8-часовой рабочий день, установление минимальной заработной платы, страхование рабочих за счет государства и хозяев, охрана труда под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими, создание профессиональной организации рабочих и их участие во внутренней организации труда на промышленных предприятиях.

В области финансовой политики предусматривалось введение прогрессивного налога на доходы и наследство при полном освобождении от налогов мелких доходов, уничтожение косвенных налогов, покровительственных пошлин и вообще всех налогов.

Основные надежды в деле осуществления своей программы эсеры связывали с Учредительным собранием, вместе с тем некоторые ее требования они готовы были проводить «непосредственно», не законодательным, а явочным порядком.

Относительно тактики социалисты-революционеры ограничивались коротким программным заявлением, что борьба будет вестись «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности». Арсенал тактических форм, методов и средств борьбы, которые использовались эсерами, был весьма разнообразным, включал в себя пропаганду и агитацию, мирную парламентскую деятельность, а также все формы внепарламентской, насильственной борьбы (стачки, бойкоты, демонстрации, восстания и др.). От социал-демократов эсеров отличало лишь то, что они признавали индивидуальный террор в качестве эффективного средства политической борьбы. Террор рассматривался как средство агитации и возбуждения общества, мобилизации революционных сил, сдерживания произвола и дезорганизации правительственной власти. Особое значение придавалось индивидуальному террору, направленному против влиятельных, особо реакционно настроенных государственных деятелей.

Информация о работе История общественных движений и политических партий