История общественных движений и политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций

Краткое описание

Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.

Содержимое работы - 1 файл

История общественных движений и политических партий.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

Лихорадочная работа по восстановлению ранее существовавших и созданию новых организаций велась на местах. Широко была поставлена печатная пропаганда и агитация. Общепартийная газета «Дело народа» печаталась тиражом до 300 тыс.экземпляров. Всего же в 1917 году издавалось более сотни различных эсеровских печатных органов. Благодаря массовой пропаганде и агитации, отсутствию каких-либо ограничений при приеме (случалось, в партию вступали целыми деревнями, полками, фабриками) ПСР численно росла быстрее, чем другие российские партии. Летом 1917 года в ней уже было около 1 миллиона человек, объединявшихся в 436 организациях. Социальный состав был довольно пестрым: рабочие, крестьяне, солдаты, интеллигенция, служащие, мелкие чиновники, студенты и учащиеся. У большинства из них были слабые представления о теоретических установках партии.

Внутренняя история ПСР в 1917 году представляет собой историю борьбы между тремя основными течениями, сложившимися в ней: правым, центристским и левым.

Центристы (В.М.Чернов, А.Р.Гоц, В.М.Зензинов и др.) рассматривали Февральскую революцию как революцию переходного типа, сохраняющую капиталистическую систему в целом и вместе с тем формирующую уже зародыш социализма. Эта концепция не исключала, а даже предполагала на первоначальном этапе временную коалицию со всеми прогрессивными силами, в том числе и буржуазными, которые были бы заинтересованы в установлении политической демократии. При дальнейшем развитии революции власть должна была перейти к блоку трудовых и социалистических партий, способному дать отпор как правой (монархической), так и левой (большевистской) диктатуре.

Правые эсеры (А.И.Гуковский, П.А.Сорокин, А.Ф.Керенский, Б.Савинков и др.) считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня не только в России, но и даже в странах «передового капитализма», так как для него не созрели еще «материальные и духовные условия». Правые эсеры были последовательными сторонниками коалиционного правительства. Естественно, резко отрицательно относились они к большевикам с их курсом на социалистическую революцию. Представители правого крыла выступали за продолжение войны до победного конца в союзе с Англией и Францией.

Принципиально иной была позиция левых эсеров (Б.Д.Камков, М.А.Спиридонова и др.). Спасение России они видели в прорыве к социализму. Основная ставка делалась на мировую революцию. Они выступали против коалиции с кадетами, за однородное социалистическое правительство. В аграрном вопросе их позиция сводилась к немедленной передаче помещичьей земли в распоряжение земельных комитетов.

В ходе Февральской революции эсеры вместе с меньшевиками получили большинство в Советах, в органах местного самоуправления, во многих солдатских комитетах. Но они не использовали полученных возможностей для реализации собственных программных требований.

Представители ПСР участвовали в трех составах коалиционного правительства; в первом: А.Ф.Керенский – военный и морской министр, В.М.Чернов – министр земледелия; во втором: А.Ф.Керенский – министр-председатель, В.М.Чернов – министр земледелия, Н.Д.Авксентьев – министр внутренних дел; в третьем: А.Ф.Керенский и С.Л.Маслов – министр земледелия.

Эсеры активно участвовали в создании и деятельности Советов как в центре, так и на местах. Однако они не рассматривали Советы как органы власти, как органы государственного управления. Для них Советы – это лишь орудие для организации масс и идейно-политического руководства ими, «часовые революционных завоеваний народа». В качестве института власти они «совершенно не приспособлены к будничной работе».

Реальной властью на местах, по мнению российских эсеров, должны были стать органы местного самоуправления: городские думы, волостные, уездные и губернские земства, избранные демократическим путем.

Организационное восстановление ПСР завершил ее 3-й съезд (май-июнь 1917 г.). На съезде был избран ЦК в составе 20 человек и выработана официальная позиция партии по таким коренным вопросам, как отношение к Временному правительству, войне и миру, аграрному, рабочему и ряду других.

Съезд высказался за коалиционное Временное правительство, определил в качестве основных политических задач реорганизацию местной власти на началах «органического народовластия» и подготовку выборов в Учредительное собрание.

Принятая 3-м съездом резолюция «Об отношении к войне» определяла в качестве ближайших задач: содействие скорейшему воссозданию революционного Интернационала и созыву международного социалистического съезда для восстановления международной солидарности трудящихся, выработки окончательных условий мира и мер к проведению их в жизнь. Одновременно в резолюции говорилось, что осуществление названных задач возможно лишь объединенными усилиями трудящихся всех воюющих стран; в ней категорически отвергались сепаратный мир и перемирие.

3-й съезд ПСР подтвердил свою верность курсу требованиям социализации земли. Съезд также подчеркнул, что закон о земле, который незыблемо устанавливал основные принципы социализации, должен быть принят Учредительным собранием. Впредь до этого признавалось необходимым: передать все земли в ведение земельных комитетов, они должны были заботиться о поддержании на надлежащем уровне сельскохозяйственного производства; произвести учет всего живого и мертвого инвентаря в целях его наилучшего использования; преобразовать земельные комитеты на демократических началах и т.д.

Таким образом, решения 3-го съезда оказались временным компромиссом между левым и правым течениями партии, достигнутым усилиями центристских настроенных ее лидеров.

 

Лекция 2.

 

Одним из центров, где создавалась эсеровская партия, была Беларусь. В 1898-1899 гг. в Минске произошло объединение групп народничего толка в «Рабочую партию политического освобождения России» (РППОР). Партия была образована Л.М.Клячко (Родионовой) при содействии Е.К.Брешковской и Г.А.Гершуни. Эта организация насчитывала около 60 человек, имела свою типографию в Серебрянке, установила связь с народническими группами в Двинске, Белостоке, Бердичеве, Житомире, Екатеринославле и Петербурге. РППОР издала брошюру «Свобода», носившую программный характер. В ней подчеркивалось, что основной задачей партии является установление социалистического строя, и утверждалось, что только систематический террор принесет политическое освобождение России. К числу важнейших направлений деятельности партии относилась пропагандистская работа среди молодежи, интеллигенции, рабочих, солдат путем создания кружков просвещения, библиотек, распространения литературы. В марте-апреле 1900 года минская организация РППОР была провалена, ее типография разгромлена полицией.

В период, предшествующий первой российской революции, активизируется деятельность эсеров на территории Беларуси – в Витебске, Гомеле, Бобруйске, Минске и других городах. С целью их координации в западных губерниях весной 1904 года была организационно оформлена Северо-западная областная организация во главе с областным комитетом.

Событием, вызвавшим к жизни левое течение в ПСР, была первая мировая война. Группа интернационалистов сыграла роль ядра, вокруг которого в будущем сложилась Партия левых социалистов-революционеров.

Еще более усилилось размежевание внутри ПСР после Февральской революции. Представители левого течения выступили против союза с буржуазией, вскрывая ее антидемократизм. Они считали, что коалиционному Временному правительству нужно противопоставить революционное правительство в лице Советов рабочих и крестьянских депутатов.

На 3-м съезде ПСР левые, насчитывавшие 42 человека, образовали свою фракцию и по всем вопросам повестки дня подвергли резкой критике ЦК. Представленная ими резолюция была отвергнута съездом, что побудило группу делегатов во главе с М.Спиридоновой, Б.Д.Камковым и М.А.Натансоном создать организационное бюро, оставляя за собой свободу действий. Руководство партии резко отреагировало на попытку создания франкции и поставило альтернативу: либо распустить оргбюро, либо выйти из ПСР. Лидеры левых эсеров, стремясь сохранить единство, заявили, что оргбюро «считает себя в настоящее время несуществующим».

Левение в стане эсеров сближало их с большевиками. С ними заодно левые эсеры были и на Демократическом совещании, и в Предпарламенте. В эти дни Спиридонова заявила, что «левые эсеры смотрят на власть также, как и большевики, и думают, что единственным спасением России является переход власти к Советам».

Октябрьская революция застала левых эсеров не самостоятельной партией, а лишь оппозиционным течением внутри ПСР. Но уже вечером 25 октября, когда начал работу II Всероссийский съезд Советов, левые эсеры образовали самостоятельную фракцию, приняв решение поддержать образованное на съезде правительство и войти во ВЦИК.

В рамках II съезда Советов состоялся первый раунд переговоров об участии левых эсеров в советском правительстве. Он не дал положительного результата. Во-первых, левые эсеры настаивали на образовании «однородного революционного правительства» из представителей всех социалистических партий. Во-вторых, они считали, что 2-3 министерских портфеля – это слишком мало, чтобы не оказаться «просителями в большевистской передней».

В итоге II Всероссийский съезд Советов избрал чисто большевистское правительство и многопартийный ВЦИК, в который вошли и 29 левых эсеров. Обладая третью мандатов, они получили пропорциональное количество мест в Президиуме ВЦИК, его постоянных комиссиях.

Фракция левых эсеров во ВЦИК сыграла значительную роль в создании партии. На ее основе было организовано Временное центральное бюро, призванное руководить подготовкой Учредительного съезда.

Учредительный съезд Партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР) состоялся 19-27 ноября в Петрограде. Он не был многолюдным, решающими голосами обладали 69 делегатов от 38 организаций. Съезд объявил о создании новой партии, принял Организационный устав, избрал Центральный комитет 1 съезда ПЛСР санкционировал участие левых эсеров во ВЦИК и СНК.

В декабре 1917 года в соответствии с межпартийным соглашением левые эсеры возглавили наркома: Имуществ Российской Республики (В.А.Карелин), Земледелия (А.Л.Колегаев), Почт и телеграфов (П.П.Прошьян), Местного самоуправления (В.Е.Трутовский), Юстиции (И.З.Штейнберг); В.А.Алгасов и А.И.Бриллиантов получили статус «наркомов без портфеля», но с правом решающего голоса в заседаниях СНК.

Коалиция большевиков с левыми эсерами была недолгой. Левые эсеры отвергли позицию большевиков по вопросу заключения Брестского мира и после его ратификации IY Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов они вышли из СНК, оставаясь, однако, во ВЦИК, в местных советах и некоторых других правительственных учреждениях.

Весной-летом 1918 года между большевиками и левыми эсерами возникли новые разногласия. С небывалой горячностью последние выступили против декретов «О продовольственной диктатуре» и «О комитетах бедноты». Левые эсеры требовали децентрализации хлебного дела, предлагали отказаться от хлебной монополизации, протестовали против экспроприации кулачества и создания комбедов.

В апреле 1018 г. состоялся II съезд ПЛСР. На нем присутствовало 50 делегатов с решающим голосом. Съезд принял политическую программу, в которой констатировалось, что ПЛСР будет отстаивать следующие основные требования: диктатуру трудового народа, Советскую республику, свободную федерацию Советских республик, полноту местной исполнительной власти для местных советов, ценз труда на выборах в советы и суды, реальное обеспечение для трудящихся свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, а также права на воспитание и образование.

24 июня 1918 года ЦК ПЛСР принял решение о разрыве Брестского мира путем организации террористических актов против представителей германского империализма. Кроме того, надлежало «принять все меры к тому, чтобы трудовое крестьянство и рабочий класс примкнули к восстанию и активно поддержали партию в этом направлении выступлений».

Под знаком острой конфронтации с РКП(б), переживавшей кризис, прошел III съезд ПСЛР (июнь-июль 1918 г.). Съезд дал директиву ЦК «всемерно способствовать расторжению Брестского договора, не предрешая ни одной формы такого расторжения».

6 июля 1918 г. левые эсеры пошли на открытое выступление, началом которого стало убийство Я.Г.Блюмкиным и Н.А.Андреевым германского посла Мирбаха. Замысел состоял в том, чтобы террористическим актом «…поставить правительство перед свершившимся фактом разрыва Брестского договора, добиться от него долгожданной объединенности и непримиримости в борьбе за международную революцию».

Большевики расценивали авантюру левых эсеров как начавшийся мятеж против Советской власти и приняли энергичные меры по его ликвидации. Вечером 6 июля была арестована левоэсеровская фракция Y съезда Советов во главе с Марией Спиридоновой. 7 июля были расстреляны 13 левых эсеров, захваченных с оружием в руках. К середине дня 7 июля обстановка в Москве стабилизировалась.

После июльских событий ПЛСР переживает глубокий политический кризис, происходит процесс массового сокращения ее рядов, приведший к расколу партии. Из ПСЛР выходит группа т.н. «революционных коммунистов», которая оставаясь народнической по своей идеологии и программе, выступила за сотрудничество с РКП(б). Одновременно возникает партия «народников-коммунистов», члены которой пытались соединить марксизм с народничеством. Позже обе эти группы слились с РКП(б).

Оставшиеся на платформе ЦК РЛСР немногочисленные организации левых эсеров перешли к нелегальной деятельности, руководствуясь призывом 1 Совета партии (август 1918 г.) – дать «отпор всеми средствами правящей партии большевиков». Последний, IY съезд ПЛСР (октябрь 1918 года) подтвердил курс на вооруженную борьбу с большевиками, за упразднение СНК и передачу его функций ВЦИК.

Информация о работе История общественных движений и политических партий