Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций
Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.
Деятельность монархических партий в области образования была связана с повышением культурно-образовательного уровня народа, требованием бесплатного всеобщего образования, главным образом, земледельческого и ремесленного, искоренения революционных настроений среди молодежи, воспитания ее в духе православных христианских начал: любви к царю, Отечеству и преданности долгу.
В период 1905-1907 гг. монархические партии, активно содействуя спасению своего идеала – самодержавной монархии, использовали как легальные, так и нелегальные методы борьбы. После организационного оформления из черносотенных союзов выделились боевые дружины, черные сотни, действовавшие более чем в 10 городах (Одесса, Петербург, Киев, Гомель, Москва, Кишинев, Ярославль и др.) Наиболее многочисленными были петербургское «Общество активной борьбы с революцией», одесская «Белая гвардия» и др. Дружинники вербовались из различных слоев российского общества: рабочих, мелких торговцев, ремесленников, уголовных и деклассированных элементов. И хотя руководители правых подчеркивали, что они сторонники разрешения возникавших проблем сугубо мирными средствами, тем не менее некоторые лидеры высказывались в поддержку террористических актов.
Во время избирательной кампании во II Госдуму монархические партии изменили тактику. Во-первых, лидеры их местных отделов договорились о координации предвыборной борьбы с организациями «Союза 17 октября» и выставили ряд общих кандидатов. Во-вторых, они выступили в защиту некоторых интересов рабочих и крестьян, ратуя за сокращение рабочего дня, введение государственного страхования, улучшение переселенческой политики, передачу малоземельным крестьянам на выгодных условиях государственных земель и т.п. В результате черносотенцам удалось завоевать 25% выборщиков, получив во II Думе 22 места.
Однако II Дума оказалась более радикальной по своему составу, чем первая. Не имея возможности влиять на ее решения, руководство Союза русского народа с помощью объединенных дворянских обществ организовало массированную пропагандистскую кампанию, направленную на ее немедленный роспуск и изменение избирательного закона. На IV монархическом съезде (апрель 1907 г.) В.М. Пуришкевич призвал сразу же уничтожить «гнездо крамолы». Поводом для роспуска Думы послужил т.н. «заговор» социал-демократической фракции, сфабрикованный агентами охранного отделения. По требованию правительства от заседаний были устранены 55 депутатов, а 16 из них лишены депутатской неприкосновенности.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была распущена, и в то же время было введено новое “Положение о выборах”, давшее преимущество в Думе господствующим классам. Это позволило правым партиям провести в III Думу 147 депутатов, в т.ч. около 50 мандатов принадлежало представителям Союза русского народа. Государственный переворот положил начало третьеиюньской политической системе, стал первым шагом к возвращению дореформенного самодержавия. Сложилась новая расстановка сил, в их соотношении наметился явный крен вправо. Царскому правительству удалось созвать законопослушную Думу, у которой было сильное правое крыло из нескольких фракций, в т.ч. крайне правых и умеренно правых.
В 1905-1907 гг. правые партии и организации были самыми многочисленными в стране. Однако в период с 1908 по июль 1915 гг. происходил их постепенный упадок.
После революции 1905-1907 гг. объект борьбы правых, т.е. революционные и оппозиционные уличные выступления, практически сходят на нет.
Другой причиной упадка черносотенных была их разнородность, разобщенность, чему в определенной мере способствовала политика правительства П.А. Столыпина, понимающего необратимость перемен и необходимость экономической модернизации России. В конце 1907-начале 1908 гг. из союза выделились сторонники В.М. Пуришкевича, которые образовали оппозиционную группу и создали новую организацию – Русский народный союз имени Михаила Архангела (СМА). Союз этот, в отличие от Союза русского народа, был замыслен как партия парламентского действия. Члены партии были сторонниками усилий правительства, направленных ан возрождение и обновление хозяйственной жизни России, признавали экономическую политику вполне целесообразной, усматривали в общине тормоз новшествам и приветствовали ее разрушение, хотя и отмечали, что в начинаниях государства было «мало самобытного», столь дорогого для сердца правых. В составе Союза Михаила Архангела было много представителей духовенства и меньше выходцев из «низов». Основной задачей Союза являлось предотвращение новой революции с помощью идеологической обработки масс в монархическом духе. Центральное место в решении этой задачи отводилось перестройке всей системы образования и воспитания детей, деятельности партийной фракции в Думе.
Постепенно среди черносотенцев оформилось два направления. Одно из них во главе с А.И. Дубровиным выступило с критикой правительства и лично П.А. Столыпина, против аграрных преобразований. Дубровинцы, отражая настроения и интересы части крестьян, подвергали сомнению правильность разрушения общины, считали, что аграрная реформа ускорит процесс расслоения деревни и вызовет обострение классовой борьбы. Они упрекали бывших единомышленников в отступлении от линии партии, в том, что они стали заключать соглашения с конституционными партиями.
Оппозицию дубровинцам составили депутаты правой фракции Думы Н.Е. Марков, Э.И. Коновницын и др. Они заявляли о поддержке столыпинских реформ, признав необратимый характер изменений в государственном строе. Заручившись поддержкой Столыпина, оппоненты Дубровина обновили состав Главного совета, добившись численного перевеса в нем и отставки Дубровина с поста председателя. За ними закрепилось название «обновленцы». Председателем обновленного Главного совета был избран курский помещик, инженер Н.Е. Марков.
Позиции черносотенцев были ослаблены после Ленского расстрела 1912 г. Подъем революционного движения, массовые политические демонстрации, забастовки, неудачи третьеиюньской политической системы для правых партий и организаций были аргументом возвращения к исконно русским самодержавным формам правления.
Превую мировую войну правые встретили с пониманием необходимости выполнить совй долг перед Отечеством – на фронте и в тылу. Многие оказались в действующей армии, что привело к сокращению состава или ликвидации ряда организаций. В 1916 г. по сравнению с 1907-1908 гг. их численность уменьшилась примерно в 10 раз.
Разочаровавшись в легальных парламентских способах борьбы за реформы, часть правящих сил переходит к насильственным действиям. Поздно вечером 16 декабря 1916 г. В. Пуришкевич вместе с единомышленниками убили царского фаворита Г. Распутина. Сама эта акция была частью более широкого плана ограничения самодержавия, одним из вариантов которого было стремление добиться отречения Николая II в пользу сына или брата.
Правые партии, будучи дезорганизованными, не сумели оказать сопротивления в грозные для самодержавия февральско-мартовские дни 1917 г. После падения самодержавия они распались, их печатные органы были запрещены, а руководители были арестованы и предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства. Отвечая на вопрос в комиссии о существовании Союза русского народа после Февраля 1917 г., Н.Е. Марков констатировал: «Мы все уничтожены, мы фактически разгромлены, отделы наши сожжены, а руководители, которые не арестованы, скрываются».
В основе кризиса правых партий и организаций лежит комплекс достаточно разнохарактерных причин. Они связаны с рядом политических просчетов и с отношением властей, и с отношением интеллигенции и предпринимателей, и с условиями военного времени, и с непониманием такой акции царя, как отречение. Внутренний кризис черносотенного движения кроется также в глубоком социальном разрыве между руководством организаций и ее рядовыми членами.
В 1917 г. в Беларуси буржуазно-помещичий блок объединял два типа политических организаций: помещичье-клерикальные (Белорусский народный союз, Западно-русское общество, Союз белорусского православного духовенства, Белорусский союз земельных собственников) и либерально-демократические (Могилевский белорусский национальный комитет, Гомельский союз белорусской демократии, Оршанский белорусский национальный комитет, белорусская партия автономистов, Белорусская партия народных социалистов).
Программы организаций, объединенных в буржуазно-помещичий блок, носили эклектический характер, их основные положения были заимствованы главным образом у кадетов. И только в национальном вопросе интересы этих организаций не совпадали с устремлениями партий русской либеральной буржуазии. Они требовали предоставить политическую автономию Беларуси в границах федеративного Российского государства. Лозунг политической автономии Беларуси, выдвинутый в апреле 1917 г. съездом представителей белорусских политических партий и организаций, выражал прогрессивную демократическую тенденцию – дать белорусскому народу право на создание национальной государственности. Естественно, это требование было отвергнуто Временным правительством.
По мере углубления революции в белорусском общественно-политическом движении происходило размежевание политических сил. Буржуазно-помещичьи организации оказались вытесненными на периферию общественно-политической жизни, а их социальные и национальные установки были отвергнуты широкими слоями трудового народа. В обстановке назревшего осенью 1917 г. революционного кризиса они оказались полной политической изоляции.
После Октябрьской революции правые силы активизировали свою деятельность, готовились к вооруженному выступлению в Петрограде. Раньше всех стал действовать В.М. Пуришкевич. Он создал подпольную организацию, которая установила связь с атаманом Калединым, а позже в лагере Деникина на юге России попытался создать партию. Однако новое образование воспринималось некоторыми иронично настроенными современниками не иначе, как «партией курортников».
Монархисты приняли участие в белогвардейском движении. Многие лидеры правых организаций, в их числе А.И. Дубровин, И.И.. Восторгов, Н.А. Маклаков, Б.В. Никольский, в 1919-1921 гг. были расстреляны.
Немало правых в основном из элитарного состава – эмигрировало. В мае-июне 1921 г. на съезде в Рейхенгале в Германии был создан Высший монархический совет. Его председателем стал Н.Е. Марков. Совет обосновался в Берлине и имел отделения в Вене, Будапеште, Праге, Софии, Белграде и других европейских столицах. В апреле 1926 г. на съезде в Париже монархические организации пытались снова продемонстрировать единение своих сил. Однако вместо объединения в их рядах происходили процессы размежевания, внутренние и межгрупповые распри, хотя в целом деятельность монархистов была направлена на борьбу против Советской власти.
Тема 3. Партии либеральной буржуазии
Царский манифест 17 октября 1905 г. расколол не только единый антисамодержавный фронт, но и вызвал поляризацию политических сил внутри либеральной буржуазии. Это, в конечном счете, привело к образованию на основе земского движения двух крупнейших либерально-буржуазных партий Российской империи – конституционно-демократической партии (кадеты) и партии «Союз 17 октября» (октябристы), организации которых будут созданы и на территории Беларуси. В каждой партии существовал «центр», «левый» и «правый» фланги, что свидетельствует о разнородной социальной основе этих партий и о том, что, в отличие от марксистов-ортодоксов, либералы более терпимо относились к инакомыслию в своих рядах и в партийной печати. Программы кадетов и октябристов по своей классовой сущности и направленности не выходили за рамки капитализма.
Конституционно-демократическая партия – партия народной свободы – одна из наиболее влиятельных политических партий начала ХХ в., представлявшая левое крыло российского либерализма. Ядро партии, как уже отмечалось, сложилось из участников «Союза Освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов». В марте 1905 г. третий съезд «Союза Освобождения» выдвинул программу будущей партии, которая затем всесторонне была обсуждена на съезде земских и городских деятелей в сентябре 1905 г.
Организационно партия кадетов оформилась на своем 1 (Учредительном) съезде, который проходил в Москве 12-18 октября 1905 г. На нем присутствовал 81 делегат. Съезд принял программу и устав партии, избрал временный Центральный Комитет. Окончательно партия конституировалась на II съезде, который работал с 4 по 11 января 1906 г. в Петербурге. Съезд внес некоторые дополнения и изменения в программу и устав партии, избрал постоянный ЦК, который возглавил князь Павел Д. Долгоруков. К основному наименованию партии было добавлено: «Партия народной свободы». Официальными органами партии стали ежедневная газета «Речь» и еженедельник «Вестник партии народной свободы».
ЦК партии кадетов состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Главными функциями Петербургского отдела ЦК являлись: дальнейшая разработка программы партии, законопроектов для внесения в Государственную думу; руководство деятельностью думской фракции. Московский отдел ЦК в основном занимался организационно-партийной, агитационной, пропагандистской и издательской работой. В целом же ЦК осуществлял контроль за выполнением решений съездов, конференций, руководил партийным строительством на местах, периодически созывал совещания с представителями местных комитетов, определял тактическую линию партии и депутатской фракции в Думе.
Лидером партии кадетов, ее главным теоретиком и стратегом являлся Павел Николаевич Милюков (1859-1943). Ореол крупного историка и репутация «крайне левого революционера» способствовали росту популярности Милюкова в широких кругах российской и западно-европейской общественности.
В числе членов ЦК партии кадетов, ее думских франций было немало известных ученых и специалистов. Среди них академик В.И.Вернадский, крупнейшие экономисты и публицисты П.Б.Струве, А.С.Изгоев, А.В.Тыркова, историки А.А.Корнилов, А.А.Кизеветтер, авторитетнейшие специалисты в области гражданского и уголовного права профессора С.А.Муромцев, В.М.Гессен, Л.И.Петражицкий, С.А.Котляревский, популярные адвокаты М.М.Винавер, А.Р.Ледницкий, В.А.Маклаков, крупный специалист по национальному вопросу приват-доцент Ф.Ф.Кокошкин.
После поражения революции партия народной свободы, как и партия левого толка, переживая организационный кризис, который протекал долго и болезненно. За 1907-1914 гг. прекратили свое существование 15 губернских, 50 городских, 132 уездных и 69 волостных кадетских организаций. В единственном числе сохранились кадетские организации в Беларуси, Прибалтике, Закавказье и Сибири, вообще распались в Польше и Средней Азии. Накануне первой мировой войны в партии кадетов было всего 10-12 тысяч человек.
Информация о работе История общественных движений и политических партий