История общественных движений и политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций

Краткое описание

Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.

Содержимое работы - 1 файл

История общественных движений и политических партий.doc

— 584.00 Кб (Скачать файл)

 

Лекция 3.

 

Знамя борьбы с самодержавием и крепостничеством из рук К. Калиновского приняли революционные народники 70-х – начала 80-х годов.

Народническое движение Беларуси являлось сложной частью общероссийского движения. Народнические кружки в 70-х годах существовали в Минске, Могилеве, Гродно, Витебске, Пинске, Горках, Слуцке и других городах. Из народнических кружков, которые действовали на территории Беларуси, вышел ряд таких известных революционеров, как Николай Судиловский, Сергей Ковалик, Егор Исаев, Игнат Гриневецкий, бомбой которого был убит Александр II. В преобладающем большинстве это были студенты, которые учились в университетах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Они распространяли нелегальную литературу, вели революционную пропаганду среди рабочих и крестьян.

Программные требования белорусских революционных народников нашли наиболее полное выражение на страницах нелегального журнала «Гоман», изданного в 1884 году белорусской молодежью, которая училась в Петербурге. (Вышло 2 номера). Журнал имел подзаголовок «Белорусский социал-революционный обзор».

Группа, которая издала журнал, разделяла программные и организационные взгляды «Народной воли». На страницах «Гомана» прежде всего, высказывалась тенденция к теории «русского общинного социализма». Известно, что  на значительной территории Беларуси  (кроме Витебской и Могилевской) сельской общины в это время уже не существовало: она была разрушена различными аграрными преобразованиями, хотя  кое-какие коллективистские начинания в белорусской деревне, безусловно, сохранились. Именно эта особенность вселяла гоманцам надежду на успех дела.  «Напрасно говорят, что община здесь (в Беларуси) окончательно пропала, в большинстве случаев она, известно, распалась, но есть села, где и теперь еще время от времени проходят генеральные переделы мирской (общинной) земли и лугов: последние в силу местных этнографических условий почти всегда подвергаются переделам. Вообще общинные склонности еще очень живы в народе, и его экономические идеалы… обычно пропитаны духом коллективизма.» «Разрушение общины наблюдается, отмечалось на страницах журнала, - ближе к западу – к Польше».

Белорусские народники 80-х годов впервые в истории белорусской общественно-политической мысли сформулировали идею о существовании этнично самостоятельной белорусской нации, и обосновали требование социального и национального освобождения белорусов.

Первоочередную задачу борьбы издатели журнала видели в свержении существующего строя путем народной революции в России и создания федерации свободных равноправных автономных областей. Необходимость федеративной самостоятельности для белорусского народа возникала из осознания им своего различия от соседей, из экономических и климатических условий Беларуси, из оригинальности характера самого народа. На страницах «Гомона» подтверждалась самобытность белорусского языка, необходимость развития белорусской культуры и литературы. Все свои надежды в этом направлении гомановцы возлагали (как это было характерно для народников всей России) на местную интеллигенцию: «Белорусский народ, как нация плебейская, - писали они, - ждет еще появления своей интеллигенции. До этого времени он выделял из себя силы, которые служили либо польской, либо великорусской культуре. Глухо, но настойчиво протестовал он против унизительных способов пленить и обвеликоруссить его. И обе силой навязанные ему культуры проходили мимо, не зацепившись за него. Свято хранит он основы своей жизни в ожидании появления своей интеллигенции, которая не будет ломать эти основы, а развивать и совершенствовать их… Лишний раз тогда докажет белорусская национальность доказанное уже не раз примером других плебейских национальностей (славянские народности в Австрии, финны в Финляндии и др.), что не низкий уровень культуры вызывает ее подчинение, а наоборот, подчинение вызывает застой».

Таким образом, народничество 70-х годов оставалось на позициях революционной борьбы за свободу и демократию, которая нашла наиболее полное отражение  в деятельности «Народной воли», при центральной организации которой существовала белорусская фракция. Идеологическая и практическая деятельность белорусских революционных народников имела большое значение для развития передовой общественной мысли.

 

 

 

 


Тема 2. Консервативно-монархический лагерь

 

В политической структуре российского общества начала ХХ в. монархические организации размещались на крайнем фланге правого лагеря. К таким партиям обычно относят консервативные партии, защищавшие социальный, экономический, духовный, религиозный, бытовой уклады жизни, выступавшие за сохранение основ существующего и существовавшего строя. С 1906 года в Государственной Думе России они занимали правую сторону о председателя, тогда как сторонники радикальных устремлений располагались с левой, противоположной стороны. Их союзниками и покровителями были правительственные круги, члены Государственного совета, придворные. До революции 1905-1907 гг. их деятельность в основном концентрировалась в различных кружках, носивших сословно-дворянскую, а не политическую окраску. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года появились десятки черносотенных союзов и партий. В начале ХХ века либеральные и революционные круги называли черносотенцами участников патриотических манифестаций, погромщиков, защищавших царя, самодержавие и оказывавших содействие его карательному аппарату. Руководители монархических партий утверждали, что черная сотня – это простой рабочий народ, который спасал Россию от изменников. Термин «черносотенцы» (погромщики) применялся революционной и либеральной печатью по отношению к членам правых партий и организаций вплоть до 1917 года.

Роль идейного вдохновителя правого движения в России сыграло Русское собрание – первая из черносотенных организаций. Она оформилась в октябре 1900 года в Петербурге, провозгласив своей целью защиту русской и славянской культуры. В нее входили высокопоставленные чиновники, деятели искусства, титулованная знать. В их числе князь Д.П. Голицын, граф П.Н. Апраксин, князь М.Н. Волконский и др. На первом этапе Русское собрание являлось элитным русским литературно-художественным клубом. Однако с ростом революционного движения оно все активнее включалось в политическую жизнь и содействовало идейной и организационной консолидации правых партий.

К числу наиболее известных организаций относились Русская монархическая партия, созданная в Москве весной 1905 г., Союз русских людей (Москва).

Но главной из них, действительно всероссийской организацией, был Союз русского народа (СРН), созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. в него влилась большая часть ранее самостоятельных правых политических организаций. Текущими делами Союза ведал Главный совет в составе 12 действительных членов и 18 кандидатов. Председателем Главного совета являлся врач А.И. Дубровин, его заместителем – бессарабский помещик, публицист, стихотворец В.М. Пуришкевич (вышел из Союза в конце 1907 г.) Официальным печатным органом партии была газета «Русское знамя». С 1909 г. издавалась газета «Земщина», выражавшая позицию правой фракции Госдумы. Источниками финансирования СРН и других черносотенных союзов являлись правительственные субсидии (из секретного фонда МВД), добровольные пожертвования от землевладельцев, богатых купцов, церковных деятелей.

Социальный состав правых партий и организаций был довольно разнообразным. В подавляющем большинстве их членами были крестьяне, значительно меньше было ремесленников, рабочих, мелких торговцев, купцов, предпринимателей. Входили в них также студенты, представители духовенства, средних городских слоев – преподаватели, учителя, юристы, врачи. Что же касается руководителей правых организаций, то в их числе были крупные помещики, губернские и уездные предводители дворянства, государственные служащие, представители буржуазии, священнослужители, бывшие военные.

Монархисты увеличивали численность своих организаций с помощью таких средств, как создание для рабочих столовых, касс взаимопомощи, бесплатных библиотек, различных курсов. Наиболее благоприятной средой для черносотенных организаций были регионы с многонациональным населением, в т.ч. Беларусь, Украина. Так, в 1907 г. более половины всех членов правых партий были сосредоточены в 15 губерниях т.н. «черты еврейской оседлости», т.е. в Западном и Юго-Западном краях.

При общей платформе у правых не было единства. Сторонников возвращения к порядкам, существовавшим в стране до Манифеста 17 октября 1905 года, часто называли «крайне правыми», «дубровенцами». Это направление олицетворяли А.И. Дубровин, редактор «Московских ведомостей» В.А. Грингмут и др. Сторонники другого крыла, признававшие новое государственное устройство, в котором определенное место отводилось Государственной думе, считались «умеренно правыми». К ним относились руководители Союза Михаила Архангела В.М. Пуришкевич и Союза русского народа (обновленческого) Н.Е. Марков и их сподвижники. Под влиянием общероссийских монархических партий в годы первой русской революции подобного типа политические организации стали возникать  и в Беларуси. В консервативно-монархическом лагере Беларуси активно действовало тогда общество «Крестьянин», возникшее в Вильно в конце 1905 года. Оно объединяло помещиков, часть зажиточного крестьянства, чиновников царской администрации, представителей православного духовенства. Во главе этой организации стояли известные местные деятели монархического направления Вруцевич, Каранкевич, Пщелка. Общество имело свой печатный орган «Крестьянин», первый номер которого вышел в январе 1906 года. Естественно, общество «Крестьянин» сначала маскировало свою политическую направленность заявлениями о том, что оно не разделяет программные устремления ни одной из российских партий, а будет добиваться экономического и культурного развития края. Однако уже в начале 1906 года, буквально через 2 месяца после образования общества «Крестьянин», его лидеры заявили, что они выступают против идей социалистов, и надеются, что крестьянские интересы удовлетворит только царь.

В 1907 году, когда революция пошла на спад, в Вильно возникла организация «Окраинный союз», которая вскоре была реорганизована в «Русское окраинное общество» (лидеры Ковалюк, Бывалькевич, Кулаковский, Солоневич, Филевич и др.). По данным справки Департамента полиции МВД «О правых организациях в России» от 5 мая 1908 года в составе этих партий в Беларуси насчитывалось 44 370 человек, в т.ч. в губерниях: Витебской – 11 000, Минской – 16 470, Могилевской – 15 000, Виленской – 1 000, Гродненской – 900 человек.

В рамках консервативно-монархического лагеря действовали и другие политические организации: партия «Правого порядка» в Гродно, «Православное братство» в Минске, различные религиозно-клерикальные организации. В этот период в губернских и многих уездных городах Беларуси стали возникать организации Русского национального союза. Отделение такого союза, например, в Гродненской губернии начало оформляться  в конце 1910 года. О своем существовании Союз сообщил воззванием «К русским людям – селянам Гродненской губернии». В воззвании  утверждалось, что «в Гродненской губернии хозяином является по историческому праву своему русское население». Окончательное оформление Гродненского русского национального союза завершилось на общем собрании его членов 25 марта 1911 г. Собрание утвердило Устав Союза который определил своей политической целью следующее: "«а) господство русской народности в пределах русской земли, в частности в Гродненской губернии; б) укрепление сознания русского народного единства; в) устройство русской бытовой взаимопомощи и развитие русской культуры; г) упрочение русской государственности на началах самодержавной власти царя в единении с законодательными народными представителями». Так формулировались политические цели и других монархических организаций, действовавших в Беларуси. Таким образом, по социальной ориентации все они представляли собой региональные филиалы монархического «Союза русского народа».

Основные установки, которым неуклонно следовали монархические организации, характеризовались следующим образом: самодержавие, православие, народность, единство и неделимость  Российской империи, борьба с революционным и либеральным течениями.

Черносотенцы подчеркивали особую роль православной церкви в политической структуре государства. Исходя из доктрины православия, они подразумевали его первенство по сравнению с другими религиями на территории коренной России, подчеркивали значение религиозно-нравственного совершенствования, а не экономических и политических преобразований. Признавая наличие других религий в Российской империи и провозглашая право неправославных исповедовать свою веру, программа Союза русского народа и других черносотенных организаций требовала не заниматься ее пропагандой и распространением.

Что же касается русской народности, то под этим правые партии подразумевали все славянское население России, не рассматривая белорусов и украинцев как самостоятельные народы, отказывая в праве на существование их языку и культуре. Их идеологи рассматривали Беларусь как часть Западной России, нераздельно связанную с «единой и неделимой» Россией, и отсюда делали вывод: белорусы, как одна из славянских ветвей, органично входящая в состав «единого русского народа», должны окончательно слиться с ним и стать его неделимой частью. Одной из причин столь пристального внимания консерваторов к национальному вопросу было то, что революционные потрясения 1905 года, охватившие всю многонациональную Россию, и активное участие в движении населения западных и южных окраин могли привести к развалу империи. «Единая и неделимая» – этот лозунг был одним из краеугольных камней программных положений правых. Так, «Союз русского народа» считал своим «священным и непреложным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли навсегда остались неотъемлемой частью Русского государства и чтобы все попытки к расчленению России решительно и безусловно были устранены».

Идеология черносотенцев была пронизана антисемитизмом. Они утверждали, что евреи, представляя собой сплоченную этническую общность, поставили своей целью достижение «всемирного владычества», и первой жертвой грядущего порабощения выбрана Россия. По их мнению, революция в России (1905-1907) «дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги». Черносотенцы добивались, чтобы их представители в Государственной думе поставили вопрос о создании еврейского государства и содействии выселения евреев в Палестину, «каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от русского народа"».

Основой экономического благосостояния России правые считали аграрное производство, опасаясь западного пути развития экономики и промышленности, который, на их взгляд, мог привести к обеднению населения, пролетаризации. Указывалось на необходимость расширения кредита, улучшения культуры земледелия, переселенческого дела, продажи по пониженным ценам казенных земель и лишь в отдельных случаях – на выкуп частнособственнических земель. Что касается развития промышленности, то в ней правые видели средство усиления государственной и военной мощи, модернизации сельского хозяйства, и прежде всего – крупнопомещичьего.

Оставаясь на позициях неприкосновенности частной собственности, монархисты требовали, чтобы буржуазия помогала малоимущим, и, более того, предлагали, чтобы правительство «поставило» крупный капитал под контроль государства. Проявляя озабоченность положением  рабочих, правые организации предлагали создавать потребительские общества и общества взаимопомощи, артели рабочих, проводить кустарные выставки, поддерживать утративших работоспособность и т.д.

Информация о работе История общественных движений и политических партий