Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:26, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность путешествия как феномена культуры в историко-культурном процессе и выявить актуальность данного феномена для жителей г. Тобольска в современных условиях.
В соответствие с поставленной целью, можно выделить следующие задачи работы:
1. Дать определение понятия «путешествие» на основе выявления его содержательного наполнения;
2. Выявить основные мотивации путешественников как главный критерий классификации путешественников;
3. Охарактеризовать современные формы путешествия и раскрыть их специфику как явление культуры;
4. Изучить географию и мотивы путешествий жителей г. Тобольска.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Путешествие как историко-культурный феномен…………….7
Историко-теоретическое осмысление понятия «путешествие»………………………………………….7
Современные формы путешествий в измерении пространства культуры………………………………..21
Выводы по Главе I…………………………………………………………30
Глава II. Путешествие в современной культуре (на примере анализа интереса к данному явлению у жителей г. Тобольска)…………………….32
Роль путешествия в пространстве культуры………..32
Изучение интересов к путешествием жителей г. Тобольска…………………………………………..38
Выводы по Главе II……………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………..60
Список использованных источников и литературы……………………..61
Приложения…………………………………
С
другой стороны, таким формам путешествия
как путешествие с
Для ответа на второй вопрос становится ли перемещение за пределы наличного бытия, благодаря туризму, широко распространенным явлением обратимся к практике туристического бизнеса. В туризме существует четкое деление на массовый и индивидуальный туризм, или элитарный. Причем, дорогу массовому туризму прокладывает именно элитарный, поскольку известным и модным, тот или иной маршрут становится постепенно. Итак, для большинства потенциальных туристов необходима полная информация о предполагаемой поездке, стандартизация услуг. Таким образом, возвращаясь к классификации путешественников Плога, можно сказать, что массовый человек является типичным психоцентриком. Для такого типа путешественников идеально подходит туристическая поездка, где, человека заверят, что он находится в безопасности, именно для психоцентриков создаются отели «без забот» по системе «все включено», когда все свободное время туристов может быть занято аниматорами на территории отеля. Причем, как в типичном продукте масскультуре, форма в туризме важнее содержания, то есть на первое место выходит комфорт и визуальная красота курорта. Совершая туристическую поездку, человек не сталкивается с реалиями иной культуры, потому для таких туристов ценность самой поездки заключается лишь в смене занятия: чаще всего с активного (занятость на работе) на пассивное (отдых, развлечение). Отвечая на поставленный вопрос, мы можем сказать, что социально-экономическое сопровождения поездок сделало их доступными, сняло множество препятствий, увеличило число путешественников, но не сделало его в принципиально иной степени, чем раньше средством постижения смыслов иных культур. Иными словами туризм не сделал культурный смысл путешествия явлением массовой культуры, хотя и предложил новые формы организации путешествия как феномена культуры [Черепанова, 2006, с.124].
Последний вопрос, поставленный нами в начале параграфа: какой тип культурного пространства измеряется туризмом?
Туризм как отрасль мирового хозяйства активно участвовало в формировании специальных туристических зон [Монтанер, 1997, с.131]. Эти процессы берут начало в 70-х гг. XX в. [География мирового хозяйства, 1997, с.94]. Создание этих зон является результатом специального планирования. Считается, что любую территорию можно сделать привлекательной для туризма, поэтому весь комплекс, притягательный для туризма – визуальная красота места, безопасность, достопримечательности можно создать искусственно. Иными словами, некоторая территория может не иметь созданного веками культурного ландшафта, являющегося не результатом планирования, а итогом, в определенном смысле, естественного развития культуры в данной местности. Рассматривая характеристики массового туриста, мы отметили, что он требователен к визуальной красоте и комфорту, т.е. ко всему тому, что не существенно для настоящего путешественника. [Черепанова, 2006, с.126]. Причем туристическое пространство может планироваться, как на местном уровне (дизайн и функциональные зоны отеля), как и на государственном, когда происходит ориентация экономики на туризм. Планирование происходит в несколько этапов.
Во-первых, подготовка туристических ресурсов, что включает в себя поиск природных, исторических, культурных и т.д. аттракция, которые могли бы стать привлекательными для туристов. Иногда в качестве туристической аттракции используют события, которых не было в реальности (остров Кипр, как место рождения Афродиты) или приписываются уникальные свойства ординарному явлению («неповторимый заказ солнца» на острове Бали). Можно придумать множество мифов, историй, легенд.
Планирование туристической зоны, безусловно, «захватывает» социальное пространство культуры. Как правило, в развивающуюся туристическую зону инвестируются достаточное количество средств, что отражается на качестве жизни населения. Минимизируются факторы, представляющиеся непривлекательными для туризма. Создаются рабочие места, будущие рестораторы, получают необходимое образование. Государство в ускоренном темпе внедряет новейшие технологии строительства, обслуживания.
Вместе с позитивными изменениями в социальном пространстве, происходят и другие трансформации. Местные жители вынуждены адаптироваться к потребностям туристов, игнорирую, ради выгоды, веками складывающиеся традиции. Показательным примером могут служить новогодние и рождественские каникулы в Таиланде. Жители страны не считают ни католическое, не православное Рождество праздником, однако создают праздничную атмосферу для туристов, включая традиционные рождественские сувениры, блюда, развлечения, т. е. искусственным становится и коммуникативное пространство культуры, в котором находятся туристы. Таким образом, мы можем утверждать, что туристическая поездка осуществляется и в искусственно измененном пространстве культуры. Перемещаясь в искусственном культурном пространстве, турист не состоянии соприкоснутся с реалиями повседневной жизни другой культуры. Даже если в качестве туристического аттрактора используют «сцены из жизни», то они являются постановочными, вырванными из культурного контекста, и поэтому не имеющими семантической наполненности для туристов, у которых на знакомство с культурой, как правило, не много времени, Турист, в отличие от путешественника, не сталкивается в полной мере с миром повседневности иной культуры, поэтому большинство туристов «остаются» на первой стадии восприятия культуры, когда человеку «показывают» или даже называют идеальную картинку «из жизни».
Путешествие, принадлежавшее к элитарной культуре, совершается в естественном пространстве культуры и измеряет его, а туризм как проявление культуры массовой, измеряет искусственное пространство культуры – пространство цивилизации, и является неким субинститутом путешествия. Иными словами, путешествие предстает как феномен культуры, как пространственное измерение социокультурной реальности, в то время когда туризм является свойством цивилизации, и его главная функция – компенсация морального и физического утомления[Черепанова, 2006, с.127].
Туризм
– это то, что Бердяев называл
«наслаждение жизнью», «господство
над жизнью», путешествие же – это «восстание
духа против окончательного перехода
культуры в цивилизацию» [Бердяев, 1990,
с.145]. Цель туризма – развлечение и
отдых, с одной стороны, прибыль организаторов
– с другой, в то время как путешествие
не ищет выгоды – «культура бескорыстна,
цивилизация – заинтересована» [Бердяев,
1990, с.146]. Эта идея имела продолжение
в работах, посвященных реалиям современной
культуры, например, в работах Ф.И. Гиренка
и М.Н. Кокаревич. Можно говорить, что туризм
для всех, а путешествие для «тех людей,
для которых имеет смысл ценность культуры»
[Кокаревич, 2004, с.98].
Выводы по Главе I
Путешествие в начале своего зарождения, воспринималось людьми, как нечто опасное, требующее длительной серьезной подготовки. Люди, отправляющиеся в путешествие, воспринимались как бросающее вызов себе и богам. Все формы перемещения за пределы привычного пространства были связаны с опасностями и неудобствами – переселения народов, военные походы, торговые компании, паломничество, странствия как способ получения образования, бродяжничество как образ жизни. Начиная с XIX в. появляются предпосылки зарождения путешествия, современного типа – туризма, который считается одной из разновидностей путешествия. По мере того, как совершенствовалось общество, становились более разнообразными и комфортабельными виды путешествий. Путешествие становится образом жизни населения и какой бы мотивацией не руководствовался человек, он всегда будет находить что-то новое, необычное и неожиданное для себя.
Нами были определенны синонимы термина путешествия, которые объединялись одним общим термином «путешествие» и являлись только лишь его частным проявлением. Выяснение исторических форм путешествий, анализ определений, синонимичных терминов, позволил выделить характерные черты путешествия как феномена культуры. Путешествие всегда является перемещением в пространстве, но не всякое перемещение может быть путешествием, оно не зависит от расстояния, на которое человек удаляется, наиболее важным является то, что путешественник уезжает из родных мест. Путешествие всегда локализовано, имеет свое начало и завершение, также путешествие развивается и эволюционирует вместе с процессами происходящими в самом обществе, путешествие всегда совершается с определенными целями, ввиду психологических особенностей каждого человека и соответственно, специфичности мотивации перемещения в другое пространство .
Мы выяснили, что турист и путешественник, довольно близкие понятия, основной целью туриста является развлечения, путешественник же всегда преследует в своих перемещениях разнообразные цели. Туризм представляет собой современную форму путешествия, но не вбирает в себя все его виды. Любую территорию привлекательную для туризма, можно создать искусственным путем, сделать притягательной для путешествующих. В связи этого вместе с изменениями в социальном пространстве, происходят и отрицательные изменения в социальной сфере. Турист отправляясь в путешествие не углубляется в мир повседневности другой культуры, путешественник всегда измеряет культурное пространство.
В
заключении можно добавить, что путешествие
как способ измерения культурного пространства
позволяет узнать о невидимых границах
в культуре. В динамики культуры настоящего
времени, человек совершает множество
перемещений, служащих лишь средством
развлечения, путешествием как культурным
феноменом не являются.
Глава II. Путешествие в современной культуре (на примере анализа интереса к данному явлению у жителей г. Тобольска)
Человек начинает познавать структуру собственного культурного пространства с самого рождения, начиная с семьи, членом которой он является. Далее в процессе роста и развития, усвоения норм общества, в осуществлении повседневной жизни человек осознает себя частью определенного культурного пространства, постепенно познавая социальное пространство. Осознание человеком принадлежность к одному культурному пространству, неизбежно указывает на то, что есть и другие. Для того чтобы узнать о существовании других пространств, человек может просто прочитать книгу или услышать о нем от другого человека. Однако для того, чтобы уловить характер повседневности другой культуры, «похода в библиотеку» недостаточно, потому что тогда мы увидим «одну единственную картину» – фотографично и статично, в то время как картина жизни кинематографична и текуча» [В преддверии философии. Духовные искания древнего человека]. Для того чтобы узнать о другом пространстве и понять его, нужно покинуть пространство своей повседневности и переместится в чужое.
Таким образом, реальное перемещение и пребывание в пространстве другой культуры, то есть путешествие, позволяет человеку воспринять характер повседневности этой культуры. «Для того чтобы увидеть жизнь города путешественник должен заглянуть в церковь, на рынок и на кладбище. Церковь расскажет, как жители относятся к святыням, рынок расскажет об их благосостоянии, кладбище – об уважении к своим корням» [Георгиева, 2005, с.294] – эта старинная мудрость предлагает путешественнику пройти через различные пространства культуры, чтобы познакомиться с обычной жизнью города.
Соотнеся знания о собственном и чужом культурном пространстве, человек имеет возможность сравнивать эти разные по содержанию структуры, тем самым, во-первых, четче осознать свою культурную и социальную принадлежность, во-вторых, принять чужую культуру как не менее достойную, чем собственная, в-третьих, яснее понять свою культуру, взглянув на нее через призму чужой – как рыба в воде, мы на столько погружены в собственную культуру, что нам необходимо расстаться с ней, дабы осознать сам факт ее существования.
Совершая путешествие, человек попадает в иное культурное пространство, что заставляет отметить наличие в этом пространстве участков, привлекающих путешественника. Возникает вопрос, существует ли в культурном пространстве аттрактивные (от англ. Attract – притягивать) участки, к которым веками устремляются люди?
Рассмотрим составные части культурного пространства и определим возможные центры «притяжения». Природное и социальное пространство культуры подвержены наибольшей степени изменчивости. В них не представляется возможным бесспорно обнаружить участки, которые бы привлекали путешественников столетиями. Однако есть так называемые «памятники природы», представляющие уникальные объекты природного пространства, к которым совершались путешествия с эстетическими целями. Но поскольку они не являются творениями культуры, мы рассмотрим два пространства культуры: интеллектуальное и коммуникативное.
Интеллектуальное пространство, находит свое воплощение в культурном ландшафте в виде сакрального пространства. С другой стороны, своеобразной «концентрацией» интеллекта в пространстве могут быть научные центры, университеты.
Это могут быть предметы (иконы, спасы), географические объекты (р. Иордан), местности, культовые сооружения (Кааба), города (г. Иерусалим), которые обладают высокой «концентрацией» Причем, перечисленные аттрактивные участки особенно привлекательны, потому что обладают «изначальной святостью» [В преддверии философии. Духовные искания древнего человека]. В настоящее время поток паломников ничуть не ослабевает, напротив, развитые сообщения между странами позволяют огромному числу людей «прикоснуться» к святыням. Через путешествия паломники, как и века, назад, стремятся познать и изменить себя, обрести гармонию и новую цель в жизни. «Прикасаясь» к святыням, пилигримы как будто соотносят свою мгновенную, с точки зрения истории жизни, с абсолютными ценностями, с истинным и вечным, что было и будет всегда – «время течет в повседневной жизни, но это время кажимости видимого мира, истинное же время – вещность высшей реальности, неподверженной изменениям» [Гуревич, 1999, с.47].
Информация о работе Путешествие как феномен культуры прошлого и современности