Разработка отдельных юридических особенностей мусульманского уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Причем из более, чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство. Однако в целом роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что она сохранила еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 790.50 Кб (Скачать файл)

Закон о родоплеменных тяжбах включал в себя процессуальные нормы, касающиеся решения дел, одной из сторон которых выступало лицо, не являющееся гражданином Ирака, а также дел, возникших в пограничных районах.

Новый УК 1969 г., также как и Багдадский УК был основан на традициях буржуазного законодательства. Этот кодекс состоит из четырех книг, включающих 506 статей, т.е. почти в два раза больше, чем Багдадский УК. Более обширными стали как общая, так и особенная часть нового УК. Новое законодательство устранило многие значительные недостатки старого закона, а также предусмотрело положения, свидетельствующие о его совершенствовании. Например, в нем были определены элементы преступления (легальный, материальный и моральный), были даны определения отдельных видов преступления, отсутствовавшие в прежнем Багдадском УК. Существенное значение имела также отмена телесных наказаний и т.д. Новый УК дал в статье 20 качественно новую классификацию преступлений, которые теперь подразделяются на политические и иные.

Необходимо указать, что наряду с новым уголовным кодексом в Ираке действуют отдельные уголовные законы, изданные до или после принятия нового уголовного кодекса, нормы которых служат дополнением к основному источнику уголовного законодательства Ирака. К ним относятся: закон о подростках 1958 г.; дополнительные законы к УК 1973 г. и 1983 г.; закон об огнестрельном оружии 1971 г.; закон о наркотических средствах 1975 г.

Давая общую характеристику ныне действующему уголовному законодательству Ирака в целом, наиболее существенным его качеством следует признать его резкое ужесточение, проявляющееся в увеличении количества преступлений, за которые предусмотрена кара в виде смертной казни (с 27 Багдадском УК до более 200 в ныне действующем УК). Также расширилось применение смертной казни в соответствии с нормами военного уголовного кодекса, принятого в 1940 г. и ставшего секретным документом после 1968 г. Необходимо отметить, что ныне действующее уголовное законодательство Ирака не предусматривает срок давности в качестве основания освобождения от наказания.

В большинстве освободившихся стран действуют уголовные кодексы. Применяемые кодексы непосредственно связаны с колониальной эпохой, ибо это или старые колониальные кодексы или хотя и новые, не подвергшиеся сильному влиянию старых.

На момент предоставления независимости во всех освободившихся странах, унаследовавших континентальные системы права, продолжали действовать старые кодексы, введенные в колониальный период. В этой обширной группе стран в годы независимости был принят ряд национальных уголовных кодексов. Поэтому, мы считаем, целесообразным дать общую характеристику действующих уголовных кодексов. Так во французских колониях с 1946 г. единым источником уголовного права для всего населения стал УК Франции 1810 в форме, несколько отличной от той, которая применялась в метрополий был введен ряд дополнении, связанных с ответственностью за колдовство, мошенничество с приданным и т.д. В Тунисе действует УК 1913 вступивший в силу с 1914 г., когда страна была протекторатом Франции. Данный кодекс в основном воспроизводит положения Французского УК.

Особого внимания в группе арабских кодексов, исходящих из французской модели, заслуживает УК Алжира 1966 г. В отличие от УК Франции этот кодекс имеет Общую и Особенную части. Общая часть состоит из двух книг: первая рассматривает вопросы о наказании, а вторая – о наказуемых лицах. Французские юристы отмечают, что нормы Общей части УК Алжира изложены с большей стройностью и последовательностью, чем во Французском кодексе 2. Если УК Франции открывается статьей о категории преступлений (ст. 1), за которой следуют нормы об ответственности за покушение (ст. 2,3), то в УК Алжира сначала помещена норма о том, что не может быть ни преступления, ни наказания без указания на то в законе (ст. 1), потом провозглашается принцип, что уголовный закон не имеет обратной силы, за исключением тех случаев, когда он смягчает наказание (ст. 2). После этого ст. З излагает правила действия уголовного закона в пространстве и времени и в отношении алжирских граждан, находящихся за пределами родины. Следует отметить, что последняя часть этой нормы вообще отсутствует в УК Франции.

Одной из отличительных особенностей УК Алжира является и то, что в Общей часть рассматривается ряд обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (необходимая оборона, исполнение приказа и т.д.), которые в УК Франции помещены среди статей Особенной части. В УК Алжира применены некоторые доктрины современной уголовной политики. Например, меры безопасности и индивидуализация наказаний, которых нет во Французском законе.

Особенная часть УК Алжира состоит из третьей и четвертой книг. Третья книга посвящена определению ответственности за различные преступления и проступки:

Раздел 1 – преступления и проступки против публичных интересов.

Раздел 2 – преступления против частных интересов. Этот раздел состоит из 3-х глав: преступления против личности, против семьи и нравственности, против собственности.

Раздел 3 – преступления и проступки против самоуправляющихся предприятий. Четвертая книга предусматривает различные виды нарушений. Следует отметить, что УК Франции продолжает оставаться основой алжирского кодекса, и, по мнению арабских юристов «цели деколонизации и алжиризации уголовного законодательства пока во многом не достигнуты» 2.

Более детальная, чем во Франции, разработка положений Общей части УК, базирующихся на французском законодательстве, наблюдалась и раньше. При достижении независимости бывшими подмандатными территориями Франции на Ближнем Востоке был принят УК Ливана 1943 г. (771 статья), который во многом не только сходен, но и тождествен УК Сирии 1949 (756 статей). Оба кодекса за основу берут УК Франции 1810 г. Они значительно более подробнее, чем Французский УК, за счет не только конкретных составов преступлений, но и общих положений, подробно регламентирующих вопросы легального, субъективного и объективного элементов преступления, соучастия стадий совершения преступлений и т.д.

В течение многих лет Иордания была колонией Англии, однако, действующее законодательство этой страны сформировалось под сильным влиянием французского права, но не непосредственно, а через уголовное законодательство Сирии и Ливана.

Уголовный кодекс Иордании был принят в 1960 г. Он содержит 476 статей и состоит из двух книг. Книга 1 называется «Общие положения» состоит из 106 статей и имеет четыре главы.

В первой главе, состоящей из двух разделов, определяются принципы действия уголовного закона во времени и пространстве.

Согласно ст. 1 УК уголовный закон вступает в силу с момента указанного в самом законе, а если в законе не указан срок вступления его в силу, то по истечении месяца после его опубликования в официальном органе печати.

Определенный интерес в аспекте нашего исследования представляет действие уголовного закона в пространстве. Оно рассматривается в двух аспектах:

а)    территориальное действие уголовного закона. Положение данного кодекса распространяется на любое преступное действие на территории Королевства, территориальные воды и воздушное пространство над ними, морские суда, самолеты и территории, захваченные Иорданской армией. После воссоединения Западного берега реки Иордан с Восточным в 1951 году на территории Палестины сначала действовал УК Иордании 1951 г., а затем УК 1960 г.

б)    Действие по кругу лиц. Положение данного уголовного кодекса распространяется на любого иорданца или иностранца — исполнителя, соучастника, подстрекателя и пособника, совершившего за пределами Королевства преступление или проступок против безопасности государства или подделавшего государственную печать, деньги или фальсифицированные иорданские или иностранные знаки, находящиеся в обращении в стране.

Действие данного кодекса распространяется также на:

а)    любого иностранца – исполнителя, соучастника, подстрекателя или пособника совершившего за пределами Королевства преступление или проступок, наказуемый Иорданским законодательством, распространяется также на лиц, потерявших Иорданское подданство или приобретших его после совершения преступления;

б)    преступление, совершенное за пределами Королевства любым Иорданским должностным лицом во время исполнения ими своих обязанностей;

в) преступление, совершенное за пределами Королевства иорданскими консулами и членами дипломатического корпуса.

Положение данного кодекса не распространяются на преступление, совершенное в пределах Королевства иностранными консулами и членами дипломатического корпуса иностранных государств, имеющих дипломатический иммунитет, приобретенный на основе международного права (ст.ст. 9,10,11).

Глава вторая посвящена системе наказаний. Как уже отмечалось, уголовное законодательство Иордании сложилось под влиянием континентальной системы права. Поэтому построение системы наказаний в УК Иордании тесно связано с классификацией уголовно наказуемых деяний с учетом их тяжести, в частности, с делением всех общественно опасных деяний на преступления, проступки и нарушения.

Наказания делятся на основные и дополнительные.

Глава третья – «О преступлениях» – состоит из 3-х разделов, в которых определяются элементы преступления. В первом разделе дается характеристика легального элемента преступления. Он содержит классификацию преступных деяний (ст. 55); здесь говорится об идеальной совокупности преступлений (ст. 57), а также об обстоятельствах, исключающих преступность деяний (ст. ст. 59,60). Необходимая оборона и исполнение приказа. Вышеназванные признаки относятся к легальному элементу преступления.

Ряд норм посвящены определению субъективных признаков преступления, характеризующих его моральный элемент, в том числе вине и мотиву совершения преступления (ст. ст. 63,67).

Третий раздел этой главы посвящен характеристике материального элемента как основания ответственности. Здесь рассматриваются вопросы покушения (ст. 68), реальной совокупности преступлений и другие связанные с характеристикой объективных признаков преступного деяния.

В четвертой главе — «ответственность» — регламентируется ответственность лиц, совершивших преступление, рассматриваются обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от уголовной ответственности.

Книга 2 (Особенная часть) – «преступления» – состоит из 370 статей и имеет 12 глав.

В главе первой – «преступление против безопасности государства», состоявшей из двух разделов, предусматриваются преступления против внешней и внутренней безопасности государства.

Глава вторая – «Преступление против безопасности» – делится на три раздела «Преступления, совершаемые с применением оружия; незаконные ассоциации и террористические организации; проведение митингов, собраний, демонстраций без разрешения.

Глава третья – «Преступление против публичного управления» – включает 2 раздела: должностные преступления, преступления публичной власти.

Такие преступления, как подделка государственных печатей, официальных знаков, банковских билетов, марок и подлог относятся к преступлениям против общественного доверия (гл. V).

В Особую главу выделяются преступления, касающиеся религии и семьи (гл. VI). Выделяется также преступления, посягающие на общественную мораль и публичные нравы.

Самую многочисленную группу уголовно-наказуемых деяний составляют преступления и проступки против личности: посягательства против жизни, здоровья, достоинства и свободы.

Иорданское законодательство на территории Палестины продолжает действовать до сих пор, в том числе и уголовное, даже после Израильской оккупации. В Иорданском военном приказе №  2 было заявлено о намерении Израиля сохранить ранее действующее законодательство, в том числе и уголовное, но в последствии в него были внесены изменения, как уже это было показано при рассмотрении Израильских военных приказов. Следует подчеркнуть, что система судов на территории Палестины также изменилась. Здесь следует отметить, что Женевская конвенция позволяет оккупационным властям изменить местное законодательство только в той степени, чтобы обеспечить их безопасность.

Уголовный кодекс Иордании действует на части территории Палестины (Западный берег реки Иордан). Он находит свое отражение в решениях светских судов, т.к. он является их основным источником.

Что касается уголовного кодекса Палестины, то он был принят в 1936 (под номером 74), когда Палестины находились под английским мандатом. Данный закон вступил в силу 1 января 1937 г. В соответствии со ст. 2 этого закона на территории Палестины прекратили свое действие Османские уголовные законы, в том числе Османский уголовный кодекс, действовавший на территории Палестины.

После создания государства Израиль в 1948 г. и присоединения в 1951г. Западного и Восточного берега к Иордании, УК 1936 стал действовать лишь на территории сектора Газа, который был присоединен к Египту.

В настоящее время УК Палестины действует только на территории сектора Газа. В связи с созданием Палестинской автономии данный кодекс будет действовать и на других оккупированных территориях. На Западном берегу пока действует уголовный кодекс Иордании 1960 г.

Как по форме, так и по содержанию кодекс в основном воспроизводит положения английского уголовного права. Толкование уголовно-правовых норм этого кодекса также проводилось в соответствии с принципами, принятыми в английском УК.

Наряду с уголовными кодексами значительное место среди других источников занимают специальные нормативные акты уголовно-правового характера, а также законодательные и подзаконные акты по другим отраслям права.

В арабских государствах специальные уголовные законы, посвященные вопросам общей части, в основном касаются проблем наказания. Такими примерами служат: закон № 64-193 от 3 июля 1964 Алжира «Об исполнении смертной казни только путем расстрела»; Декрет-закон № 64-14 Туниса 1964 г. «О наказании рецидивистов»; закон № 66-39 от 24 мая 1966 г. Туниса «О порядке применения амнистии к раскаявшимся и добровольно явившимся лицам», Сирийский закон «О несовершеннолетних» № 18 от 30 марта 1974 г. с изменениями на основании закона № 51 от 8 апреля 1979; закон Ирака «О несовершеннолетних» № 76 1983 г.; закон Ирака об амнистии № 241 1952 г.; Иорданский закон «О несовершеннолетних» № 24 1968 г.

В некоторых арабских странах имеются довольно обширные законодательные акты, устанавливающие уголовную ответственность сразу за ряд преступлений. Среди них преобладают акты, посвященные борьбе с тем или иным однородным преступлением (например, экономическим). Так, закон об экономических преступлениях Сирии № 37 от 16 мая 1966 г. с изменениями 1968 г. состоит из 39 статей и предусматривает уголовную ответственность за нарушение порядка экономического планирования, страхования, торговли, уплаты налогов и др.; Закон о наркотиках №  182 от 1960; Иракский закон № 107 «О политических преступлениях» № 974.

Информация о работе Разработка отдельных юридических особенностей мусульманского уголовного права