Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………….……..3
Глава 1 Развитие государственно-правового статуса республик в составе РФ (1990-1993 гг)………………………………………………………..5
Глава 2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий РФ и республик оп Федеративному Договору 1992г и по Конституции 1993г…………………………………………………………………………..….15
Глава 3. Решение вопроса о государственности республик в решениях КС РФ………………………………………………………………….………....30
Глава 4. Закрепление статуса республик по Конституции РФ, ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ и Конституции республик………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КАФЕДРА
[Конституционного
права]
«Конституционно-правовой
статус республик в
составе Российской
Федерации: проблемы
и противоречия»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…
Глава 1 Развитие государственно-правового статуса республик в составе РФ (1990-1993 гг)………………………………………………………..5
Глава
2. Особенности разграничения
Глава
3. Решение вопроса о
Глава
4. Закрепление статуса республик
по Конституции РФ, ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ
и Конституции республик…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...………………
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в состав РФ входит 21 республика: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика. Каждая из которых является демократическим правовым государством в рамках РФ не зависимо от размера территории, численности населения и т.д.
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией.
Республики не вправе нарушать государственную целостность России единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть назад переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров.
Неправомерны претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком
Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане.
Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.1
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику — герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
Глава 1 Развитие государственно-правового статуса республик в составе РФ (1990-1993 гг)
Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром военных действий между различными политическими силами, занимало федеративное устройство.
Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали сравнительно небольшую часть территории России.
В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики объявили себя суверенными государствами в составе России.
Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской. Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.
Представители республик требовали для них преимущественного статуса в создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на природные ресурсы. В то время как остальные виды субъектов РФ, требовали прежде всего выполнения принципа равноправия, как основы устройства.
Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта 1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами и единственной оставшейся автономной областью — с другой. Стоит отметить, что разработка договора. Началась в 1990 году, и именно это время считается началом реформирования государственного устройства, в том числе и правового положения республик. Апрельская конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный договор".
В известной мере содержание Федеративных договоров, получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось результатом наработок Конституционной комиссии.
Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми, а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.
Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в феврале 1994 г.
Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев и областей.
При этом если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается, лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Следующим источником правового положения субъектов являлись первые редакции конституций, принятых на основе Федеративного договора и договоров субъектов с РФ. На их примере, можно отследить последствия действия федеративного договора, не смотря на то, что они приняты чуть позднее.
При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции РФ то субъекты Российской Федерации делятся на три вида:
1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти;
2)
не суверенные и
3)
не суверенные и
Тем
самым Федеративный договор установил,
привилегированное положение
Во-первых, политическое неравноправие республик в составе РФ наделены правом иметь свои конституции, в то время как субъекты, только уставы. Как мы знаем, что Конституция, является основным законом государства, что и подчеркивает претензии в дальнейшем республик на свою суверенность.
О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик на верховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59 первой редакции Конституции Республики Татарстан, основанной на договоре 1994 года зафиксировано: «Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».
Формировалось и политическое неравноправие граждан проживающих в республиках. Так крайние националисты, высказывали идею о том, что носителями и источниками власти и закона в республиках должен являться только коренной народ, проживающий на данной территории. Так, в ст. 69 первой редакции Конституции Республики Башкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение». И это не смотря на то, что башкиры составляют менее 22% населения республики.
Еще дальше пошла Республика Тыва. Статья 1 Конституции Тывы закрепляла за республикой право свободного выхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла этой республике право решать вопросы воины и мира. Тем самым эта конституция подчеркивала суверенно-автономный характер республики.
Стоит процитировать ряд положений Конституции Республики Татарстан, с которыми принципиально невозможно согласиться, так как они явно противоречат принципу равноправия субъектов Федерации и самому федерализму. Так, в ст. 61 было записано: «Республика Татарстан -суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права». Республика как субъект международного права, обязана лишь Федеративному договору, так как впоследствии этот пункт был отменен. Связанно это, прежде всего с нараставшей угрозой раскола, ведь области, края и иные субъекты не имели таких полномочий, а, следовательно, и возможности для международного сотрудничества.
Нередко и органы государственной власти, становились предметом споров. Так как республиканские органы не хотели зависеть от федеральных органов и им подчиняться. Они создавали свою структуру и законодательство. Это было закреплено в первой редакции Конституции Татарстана, где все органы государственной власти этой республики не имеют никакого отношения к органам государственной власти России.
Следующая
проблема, это привилегированное
положение республик в
В соответствии с Федеративным договором в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся «вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами», а по п. 6 ст. 11 Договора Российский Федерации с Татарстаном от 15 февраля 1994 г. эти вопросы уже отнесены к исключительному ведению Татарстана.
Нельзя не заметить весьма опасных тенденций поэтапного наращивания договорного неравноправия субъектов Федерации.
Так,
например, Республика САХА- Якутия в 1993
г. подписала с Россией