Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа
Незыблемость института семьи не подвергается сомнению. Семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Характеристика современной семьи 8
1.1.Социальные особенности развития современной семьи 8
1.2.Современная модель семьи 13
1.3.Роль законодательства в развитии современной семьи 24
1.4.Социальные проблемы семьи 31
Глава 2.Изучение социальных проблем семьи в Беларуси на основе самостоятельно проведенного исследования 37
2.1.Диагностика белорусской семьи на начало ХХI века 37
2.2.Рекомендации по совершенствованию социального развития семьи в Беларуси 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой
в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
включенность в нее представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между се членами;
многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
особая открытость, уязвимость членов семьи [6].
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.
Действие и проявление внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов [2]. Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров:
внутренний контроль - внешний контроль;
эгоизм - социоцентризм (альтруизм);
ориентация на общественные нормы - на себя;
принятие противоречий - их неприятие;
чувство собственного достоинства - неверие в себя.
К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:
постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;
желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи;
инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;
разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;
стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению;
эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т.д.);
способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности [14].
1.2 Современная модель семьи.
Каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы - нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т.е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано ожидаемое поведение. Кроме элементов, структура семьи определяется через отношения, их содержание и динамику.
Привычный, обыденный термин «нормальная семья» - понятие очень условное. Можно считать таковой семью, которая обеспечивает необходимый минимум потребностей ее членов. Или семью, которая дает требуемое благосостояние, социальную защиту членам семьи, создаст условия для социализации детей до достижения ими психологической зрелости [3].
С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных. Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе - в религиозной культуре. Однако, как справедливо отмечает В. Н. Дружинин, нормативная модель всегда скрыта за конкретными формами ее экспликации, которые не только разнообразны, но и вариативны [26].
В. Н. Дружинин полагает, что, как и любая другая институализированная группа, семья скрепляется отношениями «власти-подчинения» и взаимоответственности. В интегрированном виде отношения можно описать еще одним параметром - эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения). При этом знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, ненависть окрашивают существование семьи в свои цвета в не меньшей мере, чем любовь, понимание и сочувствие.
Семейные отношения — это не в последнюю очередь отношения власти: доминирование-подчинение.
Задача доминирующей личности — обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее. Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи, хотя не меньшее значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.
Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность. Н.А. Минкина считает, что в настоящее время направления развития ответственности можно представить как несколько векторов, один из которых идет от объективной к субъективной, а другой — от внешней к внутренней, осознанной. С ними связан и третий вектор понятия ответственности - не только за поведение, но и за помыслы [20].
В. Энгельгардт указывает, что ответственность по своей направленности может иметь позитивную и негативную направленность. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и прежде всего перед своей совестью. Негативная внутренняя ответственность выступает в форме саморазрушения и деструкции .
Если человек не принимает ответственности, то возникает чувство самоотчуждения, из которого человек спасается бегством в социальную идентификацию при неприятии ответственности. Если она успешна, то возникает самоидентификация. Если же социальная идентификация неуспешна, она порождает социальное отчуждение, из которого есть два выхода: опять бежать или изменить свой социальный статус или свои личностные ценности. Если же человек с самого начала принимает ответственность, то через тождественность самотрансценденции и творческую социальную идентификацию он приходит к подлинному единству с самим собой и с другими.
Понимание ответственности чаше связано с ее поведенческими проявлениями. Полагают, что степень личной ответственности тем выше, чем более выражено чувство определенной возможности контролировать совершение действия и сто исход.
К. Муздыбаев, например, говорит о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность [2].
Тот или иной член семьи может нести ответственность за других членов семьи (например, жену, или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: се настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), к которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.
Под аффилиацией (контактом, общением) подразумевается прежде всего определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны. Потребность в аффилиации - это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам» (Мюррей) [15].
Аффилиация противоположна власти — любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле. Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти-подчинения»: нигде так много не говорится о любви к ближнему, как в православном богословии, а между тем именно в православной догматике отношение «власть-подчинение» имеет особое значение.
Следует отметить, что в реальности личностные переживания психологической близости — отношения векторные, поскольку аффилиативная мотивация определяет направленность поведения: ребенок может стремиться к матери, а мать быть отчужденной от него. Психологическая эмоциональная близость является «результирующей» направленностей двух членов семьи, но за этой результирующей могут скрываться куда более сложные эмоциональные отношения.
Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую модель семьи, существуют определенные связи:
Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность — власть над людьми для реализации ответственных задач;
Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отношением «доминирования-подчинения»: чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть — это принуждение.
Таким образом, психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям (В.Н. Дружинин): кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?
«Нормальной» семьей считают семью, где ответственность несет муж (отец). «Аномальной» семьей назовем такую семью, где муж не несет ответственности за нее. Если ответственность не несет никто — это «псевдосемья» [20].
Кто доминирует в семье? В патриархальной семье доминирует отец. В матриархальной семье доминирует мать. В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы. В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение — постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теории конфликта» для описания современной семьи), можно назвать се конфликтной семьей.
Иерархия доминирования включает трех членов семьи, поэтому важно не только определить, кто доминирует, но и саму иерархию «власти-подчинения».
На первый взгляд, теоретически в полной элементарной нуклеарной семье существует всего лишь 6 типов иерархии (в порядке доминирования):
«отец — мать — ребенок»;
«отец — ребенок - мать»;
«мать — отец — ребенок»;
«мать — ребенок — отец»;
«ребенок — отец — мать»;
«ребенок — мать — отец» [23].
Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. К этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.
Эмоциональная близость-отдаленность также характеризует отношения в тройке «отец — мать — ребенок»: ребенок может быть «ближе» к матери, чем к отцу, и, наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг другу и т. д.
В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с матерью и отцом и т.д.
Исследователи полагают, что для индустриальной эпохи более свойственен эгалитарный вариант семьи, обуславливающий не только латентный конфликт, но и распад семейной структуры. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с традиционной семьей, но и семьей как таковой. Согласиться с таким взглядом весьма трудно, однако в США за последние 30 лет уровень разводов вырос почти в 15 раз и является самым высоким в мире [7].
Типичную советскую семью, полагает В.Н. Дружинин, можно рассматривать как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование [11]. Победа достается более сильному - не столько физически, сколько психически. Существуют противостояния поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом [27].
Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. (И все же исследования американских психологов показывают, что несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей-одиночек, чаще из семей с двумя конфликтующими родителями).
Как отмечает Б. И. Кочубей, в настоящее время роль мужчины во многих семьях сведена если не к нулю, то к минимуму. С одной стороны, он утратил прежний авторитет, с другой - лишившись патриархальной высоты и недоступности, он сплошь и рядом не стал ближе к детям. По данным социологических исследований, проведенных в конце ХХ века, роль отца в воспитании детей была сведена к своеобразному минимуму [20].
В 90-е годы в связи с резко изменившимися экономическими условиями в стране, потрясения затронули, наряду с другими социальными институтами, и семью. Появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана. Например, семья уличных торговцев. Родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Интересна в воспитательном плане и семья безработного, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.
Информация о работе Совершенствование социальной работы в современной семье