Социальная адаптация бывших заключенных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение условий социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научные подходы к понятию «социальная адаптация».
2.Выявить основные проблемы адаптации лиц, освобожденных от наказания.
3.Раскрыть факторы, обеспечивающие успешность адаптации лиц, освобожденных от наказания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1.Понятие социальной адаптации……………………………….....5
1.1.Общее понятие социальной адаптации……………………………….5
1.2.Виды и уровни адаптации личности………………………………...12
1.3.Этапы социальной адаптации……………………………………….16
Глава 2.Исследование адаптационных проблем бывших заключенных.…………………………19
2.1.Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации…………………………………19
2.2.Способы обеспечения успешной адаптации в работе с лицами, освобожденными от наказания …………………32
2.3.Факторы, влияющие на успех социальной реадаптации бывших заключенных……………………………………………………….40
Глава 3.Права лиц, освобожденных от наказания и социальная программа их реабилитации в России……………….45
Заключение ………………………………………………………………..56
Литература…………………………………………………………......…59
Электронные издания.……………………………………………………61

Содержимое работы - 1 файл

дипломчик.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Характерными особенностями  социальной адаптации освобожденных  от отбывания наказания являются следующие:

1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы;

2) этот социально-психологический  процесс начинается с момента  освобождения осужденных от наказания  и завершается достижением соответствия  между ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением ранее судимого лица;

3) задачей социальной  адаптации лиц, освобожденных  от наказания, является приобщение  их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой  или изменившейся, прежней социальной  среде, предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;

4) социальная адаптация  освобожденных от наказания зависит  также от адаптационных навыков  и способностей, присущих индивиду  изначально и воспитанных в условиях исполнения наказания;

5) успех социальной  адаптации освобожденных от отбывания  наказания в значительной степени  зависит от соотношения системы  личностных установок освобожденного  и требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением, семьей);

6) социальная адаптация  освобожденных от наказания может  быть обеспечена лишь при наличии  положительной взаимообусловленной  социальной направленности микросреды  и личности судимого, совместимости  социальных ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности.

Показателями интенсивности  рецидива преступлений признаются его  интервалы, то есть отрезки времени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виде лишения свободы до совершения нового преступления.

Основная масса новых  преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в  виде лишения свободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. Это мы видим на примере Анатолия К., который был осужден повторно по истечении 1года 7месяцев, Игоря В., Натальи В. И Геннадия П., которые большую половину своей жизни провели в местах лишения свободы. При этом большая часть преступлений совершается в первый год после освобождения - 52,4%, в последующем интенсивность рецидива постепенно снижается.

Таким образом, процесс  адаптации освобожденных из учреждений исполнения наказаний завершается  обычно к трем годам, а преобладающей  их части - к одному году. Самое трудное  время для адаптации - период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивной преступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива. 

По истечении 3 лет  после освобождения, примерно в 60% случаев наблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение (гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретного лица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальной адаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человеку стать активным субъектом деятельности6.

Процесс адаптации, приспособления к условиям нормального существования  в нормальной социальной среде после  длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги, обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний и т. д.

К объективным факторам относится то, что к моменту  освобождения из мест лишения свободы  человек утрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилую  площадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальных общественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе. Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципы самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижению числа занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременного устройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этот момент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, даже самые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путь совершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть, что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечивая гарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам, освободившимся из мест заключения. 

К специальным факторам рецидивной преступности относится  распространенность пьянства и алкоголизма  среди лиц, ранее судимых, а также  недостатки в деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение рецидива. Несовершенной, например, является сама процедура освобождения из мест отбытия наказания. Именно по этой причине Анатолий К. при освобождении получил на руки 450 рублей. Часть из них, по его словам, он потратил на: приобретение билета к месту предполагаемого жительства. На оставшуюся часть денег он вынужден был «существовать», а не жить, ожидая прибытия вслед за ним дела вместе с паспортом и трудовой книжкой, питаясь тем, что собирал с могил кладбища в родительский день, проживая в апреле месяце в не отапливаемом строящемся доме. Ясно, что вероятность совершения Анатолия К. преступления повторно значительно возрастает, о чем он сам неоднократно заявлял, приходя в отдел внутренних дел на отметку как лицо, состоящее под административным надзором7.

  Одна из важнейших естественных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, явились - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста. Обстоятельствами, обусловливающими возникновение адаптационных жилищных проблем у освобожденных от отбывания наказания, являются длительность периода с момента освобождения до получения жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и трудового устройства. Жилищные трудности у освобожденных вызваны объективными и субъективными причинами. Прежде всего, общий недостаток жилья в городах.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Опрос подростков, воспитывающихся в колонии, подтверждают вывод о том, что места лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе» на основную массу осужденных, особенно молодежь. Оно проникает, как видим, и в исправительно-трудовые учреждения, где содержатся несовершеннолетние.

Неформальное социальное окружение рассматривается как  особый источник воздействия на систему  взглядов, ценностных ориентации и  стереотипов поведения, особенно молодых  людей, которые и составляют основную массу освобожденных из ИТУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время.

Обращает на себя внимание тот факт, что 32,9 % освобожденных  заявили о своих постоянных связях с ранее судимыми лицами, которым  отдавалось предпочтение по сравнению  с несудимыми. Иными словами, только один из десяти освобожденных не имел вообще в своем ближайшем окружении судимых лиц.

Неформальные связи  с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства, а также по месту работы и учебы. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность.

Об этом, в частности, свидетельствует и то, что 17 % изученных мною лиц, осужденных повторно за групповые преступления, были знакомы с соучастниками непродолжительное время: познакомились либо непосредственно перед совершением преступления, либо знали друг друга не более месяца.

Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи  социальной реадаптации. Подавляющее  число освобожденных стремится  вернуться в семью. От того, как  встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба. На примере Павла Д., Алексея М. и Александра В., которые после отбытия наказания вернулись в семью, где получили абсолютную поддержку, наблюдается положительная социальная адаптация.

По мнению некоторых  исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально - бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально - психологической атмосферой в семье — ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями.

Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая  так или иначе способствовала их противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях (34,8%), то нетрудно предположить, что условия реадаптации тут вряд ли будут благоприятными. Ярким примером такой ситуации являются Игорь В. и Наталья В., которые выросли в одной семье, где имели место отношения подобного рода.

Нельзя не сказать  о профессиональной реадаптации, состоящей  из множества компонентов (поиск  работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Большая часть респондентов — речь идет о побывавших в заключении — работала (58,8%), некоторые учились (10,6%). Почти 40% испытали при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

Выбор определенного  предприятия, организации для части  опрошенных проходил под влиянием друзей (22,3%), родителей (5,9%) или по направлению  бюро по трудоустройству (19,4%). То, что  лишь 7,6% из них пришли на новое место работы, т.к. им нравилась будущая профессия, а 11,8% прямо указали на безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в труде.

Неоднократно проводимые социологические опросы осужденных о том, с какими трудностями они опасаются столкнуться после освобождения, показывают следующее: большинство указывают на сложность включения в нормальную жизнь, приблизительно одинаковое количество опрошенных боятся столкнуться с предвзятым отношением по месту работы и месту жительства.

Также опросы показывают, что большая часть населения  с предубеждением относится к  бывшим преступникам. Около 50% респондентов не желает видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своих соседей, друзей, родственников, коллег по работе. Незначительное число законопослушных граждан (5%) допускает возможность общения с бывшими преступниками как друзьями. Очень мало людей (всего 3% опрошенных) согласны поддерживать отношения с такими лицами в кругу семьи8.

Хотя около половины респондентов воспринимают их спокойно,  преобладает позиция ярко выраженного  неприятия как потенциальных  преступников, настороженного отношения  к ним. Многие из них видят реальную социальную опасность отбывших уголовное наказание. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей проблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытается свести всякие контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается противоречие мнению большинства (62,6 %) о нецелесообразности ограничения места жительства таких граждан9.

На уровне общих рассуждений  респонденты мыслят гуманно, но когда  дело касается их лично, взгляды нередко меняются. Стереотипизированное мышление не вникает во всевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и на сколько осужден человек), оно подавляется одним соображением - был в тюрьме, значит преступник, во всяком случае, скрытый злоумышленник. Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение своей социальной исключительности и отринутости, что естественно сближает между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим «изгоям», может быть источником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования рецидивной преступности.

Информация о работе Социальная адаптация бывших заключенных