Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является: определение перспективных направлений деятельности социальных служб по социально-реабилитационной работе с дезадаптированными детьми и подростками, анализ основных проблем детей и подростков с девиантным поведением и формулирование предложений по разрешению этих проблем.
Из цели дипломной работы вытекают следующие задачи:
Проанализировать причины и формы девиантного поведения.
Рассмотреть нормативно-правовую базу по профилактике дезадаптации детей и подростков.
Проанализировать опыт деятельности социальных служб в работе с дезадаптированными детьми и подростками.
Выявить перспективные направления в работе ГБУ СО МО РЦН «Доверие»
Разработать конкретные предложения по профилактике дезадаптации детей и подростков.
Введение
Глава 1. Дезадаптированные дети и подростки как социальная проблема России
Социальная дезадаптация: причины и формы девиантного поведения
Нормативно-правовые основы государственного обеспечения профилактики дезадаптации детей и подростков
Глава 2. Перспективные направления социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками: основные направления и технологические подходы в деятельности социальных служб.
2.1. Опыт деятельности социальных служб в работе с дезадаптированными детьми и подростками
2.2. Технология работы ГБУ СО МО РЦН «Доверие» по профилактике дезадаптации детей и подростков в г.Электросталь
Заключение
Глоссарий
Список используемой литературы
Дети, имеющие значительный опыт уличной жизни, в состоянии зарабатывать приличные деньги, но тратят они эти деньги чаще всего бездарно. Большая часть заработанных денег уходит на развлечения, психоактивные вещества, сладости и т.д.
Во всем мире некоторое число уличных детей вовлечено в проституцию.
Детская проституция влечет за собой огромный риск, а именно: подростковую беременность, вероятность заразиться болезнями, передающимися половым путем (включая ВИЧ-инфекцию), а также социальную дискредитацию. Это занятие может сформировать у ребенка негативное отношение к своей личности. Относительно высокий доход от занятий проституцией и, как следствие, в некоторых случаях – благосклонность семьи к подобной деятельности лишает ребенка возможности отказаться от нее. Нередко сами родители принуждают детей к зарабатыванию денег с помощью проституции. Это одна из самых «грязных» форм заработка, которая очень сильно калечит психику ребенка. 25
Мелкие преступления могут также стать прибыльным занятием. Некоторые дети вытаскивают кошельки или пользуются возможностью, чтобы украсть из машин, домов мелкие предметы, которые можно перепродать, часто отнимают карманные деньги у школьников. На сегодняшний день нередко уличных детей вербуют торговцы наркотиками в качестве наблюдателей или курьеров.
Мытье машин и попрошайничество – эти виды заработка нередко используются на оживленных перекрестках. Дети получают деньги за протирание лобовых окон или просто попрошайничество, иногда изображая из себя калек. Это очень опасное ремесло, так как были случаи, когда ребенка затаскивали в машину и увозили в неизвестном направлении.
Для тех детей, которым улица стала домом, найти безопасное место для сна – целая проблема. В некоторых городах дети просто спят на тротуарах, и люди обходят их стороной. В других они знают, что это небезопасно, и ищут более подходящие места для сна. У нас в стране основным критерием поиска жилья является наличие отопления. Это могут быть теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, открытые люки теплотрасс и др. Обычно эти места очень тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют очень сложный доступ (нередко туда может пробраться только ребенок). 26
Нередко дети проводят ночи в подъездах жилых домов, живут на квартирах-притонах алкоголиков, расплачиваясь с ними спиртными напитками.
Питаются они нерегулярно тем, что продается в ларьках или остатками еды в местах общественного питания. Свободное от заработков время они чаще всего проводят в кинотеатрах, кафе, если позволяет погода, бесцельно гуляют по улицам.
Чаще всего уличные дети стремятся объединяться в группы по форме заработка или по месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто достаточно аморфны: не имеют четкой структуры, явных лидеров, внутри них стихийно возникают различные команды с постоянно меняющимся составом. Внутри группы отношения между детьми достаточно жесткие, если же возникает угроза извне, то они могут достаточно быстро объединиться, чтобы противостоять ей. 27
Группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании подобных групп по соседству. В то же время они легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна и зависит от погоды (времени года), активности милиции и др. факторов.
Итак,
подведя итог, следует отметить,
что проблема дезадаптации детей
и подростков возникла не вчера. Эта
проблема была, есть и продолжает оставаться.
Ухудшение социально-экономического положения
большинства российских семей, безработица,
резко возросшая миграция населения, особенно
из неблагоприятных в экономическом и
социальном отношении регионов, остро
отразилось на положении детей, привели
к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости,
преступности и правонарушений в детской
и подростковой среде. Эти тревожные тенденции
свидетельствуют о необходимости комплексного
решения проблем профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защита их прав, социальной реабилитации
и адаптации на федеральном, региональном
и местном уровнях.
1.2. Нормативно-правовые основы государственного обеспечения по профилактике дезадаптации детей и подростков
Является
очевидным, что в настоящий период
истории нашей страны в России
практически отсутствует
Удивительно, что очевидная для российских юристов начала века потребность в формировании специализированной судебной системы не осознается современными законодателями в нашей стране.
В федеральном Законе от 24 июля 1998г. № 124—ФЗ «Об основных гарантиях защиты прав ребенка в Российской Федерации» даже не упоминается тема ювенальной юстиции. Этот закон фактически является набором благих пожеланий, пустой безадресной декларацией.
В данный период времени мы не только не организовали активную систему защиты прав ребенка, но и не создали условия к тому, чтобы этот ребенок мог самостоятельно обратиться к судебной системе. Продекларированное в статье 57 Семейного Кодекса право несовершеннолетнего, начиная с 10 лет «выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства» не обеспечено никакими технологическими механизмами. Ребенок фактически беззащитен в нашей стране перед лицом внутрисемейного насилия. При этом недостаточно создать механизмы доступности судебной системы для несовершеннолетних. Необходимо разработать специальную учебную программу правовых знаний, и в этом направлении целенаправленная работа так же не проводится. Не создав ювенальных судов широкой юрисдикции, нельзя рассчитывать на включение профилактических функций суда, когда судить будут не ребенка, а условия, которые привели его на скамью подсудимых. Судебная система будет продолжать носить карательный характер, поскольку в сегодняшних условиях она функционирует вне контекста общереабилитационных программ.29
Россия переживает очередную метаморфозу. На всем протяжении российской истории это явление принимало характер народной трагедии, и было связано с коренными и болезненными перестройками общественно-государственной системы. В первую очередь эти процессы становятся испытанием на жизнестойкость для наших детей. И прежде всего, для несовершеннолетних, по тем или иным критериям принадлежащих к группе риска.30
Бурным и недолгим периодам реформации предшествуют, как правило, целые эпохи застоя, в течение которых государство стремится любой ценой сохранить спокойствие и лояльность своих граждан. Эта цена включает, в том числе, замалчивание и игнорирование общественных явлений, требующих немедленных и масштабных (дорогостоящих) шагов государства. В результате эти явления неизбежно достигают масштабов, близких к порогу необратимости, и требуют от нового государственного аппарата экстраординарных мер.
Недостаточное количество отечественных исследований явления социальной дезадаптированности, координации и информационного обмена среди учреждений и ведомств, занимающихся этим явлением, зачаточное состояние системы подготовки профессиональных специализированных кадров
и многие другие факторы привели к полной и всеобщей неготовности к встрече с его нынешними масштабами.
Основная проблема — ведомственная разобщенность: вместо того чтобы медицине, социальной защите, образованию, милиции, судебным органам и прочим сотрудничать с целью решения конкретных детей и установления контроля за явлением социальной дезадаптированности и беззащитности детства целом, ведомства конкурируют между собой при разделе очередных бюджетных средств.31
Существующие государственные учреждения и ведомства, в компетенцию которых входит работа с несовершеннолетними группы риска, строят свою деятельность по принципу территориальной принадлежности ребенка (прописки) и сводят ее к пресечению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также к приведению состояния ребенка в соответствие с установленными образовательными и иными нормативами. Редкий случай, когда подобные подходы к проблеме позволяют оказать необходимую помощь, не разрушить окончательно судьбу ребенка и его семьи.
Отсутствует система мониторинга социальной среды на предмет выявления и контроля группы риска. В зачаточном состоянии – профилактическая работа.
Методология
восстановительных социально-
Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» открывает период высокой активности государства в сфере защиты прав дезадаптированных категорий несовершеннолетних. За этот период сформирована нормативно-правовая база социальной защиты и помощи, реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних. Принят новый Семейный Кодекс.
Приняты Закон города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №16 от 7 апреля 1999г. и аналогичный Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24 июня 1999г. Также принят Закон Московской области «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», принятый Московской областной думой 12.01.2006г.
Правительством Москвы утверждена подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России». В этих документах признается существование проблемы, необходимость принятия серьезных, конкретных действий. Но в тоже время, на настоящий момент отсутствуют механизмы реализации этих законов и постановлений, не предусмотрено анализа самой проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. В результате они могут превратиться в пустые декларации, не подтвержденные реальными действиями. Напротив, их формальное выполнение уже принесло немало проблем. Так, в соответствии с постановлением правительства Москвы, Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей не должен больше принимать детей и подростков, не совершивших правонарушения. В то же время предполагалось открытие 10 Центров социальной реабилитации. Вторая часть постановления выполнена не была. В результате дети оказались «ничьими». Механическая передача приютов в систему социальной защиты привело к резкому сокращению числа московских приютов – с 14 до 4. Так, приюты системы образования были преобразованы в малокомплектные детские дома.32
Для принятия эффективных практических мер, необходим предварительный анализ ситуации несовершеннолетних. До сих пор все постановления и законы направлены на преодоление последствий, а не причин явления. Правонарушения, беспризорность, наркомания несовершеннолетних есть проявления одной общей проблемы — социальной дезадаптации несовершеннолетних. И только комплексный подход к решению этой проблемы, основанный на предварительном анализе, может дать реальный положительный результат.
Перемены к лучшему в данной ситуации возможны при эффективной реализации концепции Реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска.
Политика любого государства должна стремится к тому, чтобы иметь объектом особого своего внимания детей. Политика Российского государства в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательствах по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка, взятых на себя Российской Федерацией; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положеия детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1995г. №942; в Указе Президента Российской Федерации от 01 июня 1992г. №541 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е »; в Президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994г. №1696 «О президентской программе «Дети России».