Международная безопасность и глобальные политические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике государственного управления. С ней так или иначе связан практически любой вопрос международной политики.
Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом.
Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны соседей, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые разные стратегии [

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…………………………………..……………6
1.1. Понятие и сущность международной безопасности………………….....6
1.2. Изменение среды безопасности и новые глобальные угрозы…………..10
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ…..14
2.1. Глобализация политических процессов на современном этапе….…..…14
2.2. Политические процессы в современном мире и их влияние на международную безопасность................................................................................19
2.3. Цели, принципы и особенности современной политики безопасности………………………………………………………………………..31
3. ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО МИРОПОРЯДКА………………………………36
3.1. Обоснование новых подходов к политике обеспечения международной безопасности России в контексте глобального развития.……………………….36
3.2. Опасности и угрозы международной безопасности России в XXI веке………………………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Содержимое работы - 1 файл

плотникова курсач.rtf

— 576.70 Кб (Скачать файл)

    Россия активно участвует в поддержании режима нераспространения, в урегулировании региональных конфликтов, проистекающих как вблизи, так и вдали от российских границ. В сотрудничестве с другими странами вносит немаловажный вклад в дело борьбы с международным терроризмом. Список этот может быть продолжен, однако уже перечисленного достаточно для того, чтобы констатировать важную роль нашего государства в деле обеспечения международной безопасности [15, с.5-8].

    При этом Россия не определила пока то место и соответствующую ему роль, которые она хотела бы иметь в новой, только формирующейся структуре международных отношений.

    Кажется очевидным и не требующим дополнительных пояснений, что наша страна должна быть вовлечена в мировые процессы, быть их активным участником, ибо, в отличие от некоторых других государств,  в силу своего геополитического положения, она просто не может позволить себе уйти в изоляцию.

    Постсоветская история нашего государства демонстрирует целый ряд стратегий, последовательно принимаемых на вооружение российскими политическими лидерами - начиная от стратегии сотрудничества с западными странами, вне зависимости от того, каким образом они себя ведут, и заканчивая ориентацией на «выстраивание» противовеса трансатлантической группе.

    Россия постулирует в качестве основополагающего для внешнеполитического курса стремление к «многополярному миру». Однако в нынешних условиях формирование такой структуры без соответствующей трансформации международной правовой системы и культуры международных отношений может повлечь за собой весьма негативные последствия. К тому же, представление о неустойчивости полицентрической структуры, основанной на принципе «баланса сил», давно укоренилось в науке о международных отношениях[23, с.45-47].

    Еще один вариант - роль гегемона или лидера в мировой системе, подразумевающая под собой соответствующую ответственность. Может ли Россия и хочет ли взять на себя роль главного архитектора международной системы и отношений в сфере международной безопасности?

    С одной стороны, нельзя забывать о том, что российский народ не в меньшей степени, нежели американский, склонен считать себя уникальным, избранным и способным принимать верные решения, хотя, конечно, менее склонен к стремительным и необдуманным внешнеполитическим шагам, а потенциал нашей страны по-прежнему значителен.

    С другой стороны, у сегодняшней России нет достаточной ресурсной базы для того, чтобы обеспечить следование своей воле другими государствами. Нет у нее и надлежащего запаса «мягкой силы», чтобы вести за собой мир, стать его моральным лидером. За нашей страной закрепился имидж государства, обладающего имперскими амбициями, склонного подавлять волю других стран, навязывая им собственные решения. Недавние события вокруг Южной Осетии наглядно продемонстрировали, что за Россией пока не готовы идти даже исторически близкие страны, не говоря уже о государствах западного блока.

    В рамках международного экспертного сообщества сложилось общее мнение о том, что избыток силы и полная свобода действий в нынешнем мире непременно подразумевают под собой растущие обязанности на международной арене. А их исполнение требует огромных материальных и моральных затрат и является, по меньшей мере, нежелательным для отдельно взятого государства [20, с.59-61]. 

    В период президентства В.В. Путина своей основной задачей на международной арене Россия считала восстановление статуса сильного игрока, имеющего как политическую волю, так и возможности оказывать значительное влияние на международные процессы. Сегодня российский лидер Д.А. Медведев говорит о большем, а именно о целенаправленном переустройстве отношений в сфере безопасности, подтверждением чему стали положения его Послания Федеральному собранию.

    Современный мир требует от международного сообщества постоянных согласованных действий, направленных на поддержание мира и стабильности, а также усилий по реорганизации существующих механизмов обеспечения безопасности, не соответствующих ни современным угрозам, ни структуре международной системы.

    Будущие отношения в сфере безопасности должны отвечать нескольким условиям. Во-первых, к участию в процессе их формирования должны быть допущены все государства или большинство из них, а не горстка великих держав, как это было прежде. Во-вторых,  главной целью этих отношений должно быть противостояние актуальным угрозам безопасности. Среди них - распространение ОМУ, региональные и внутригосударственные конфликты, терроризм. В-третьих, при формировании механизмов обеспечения безопасности должна быть учтена не только современная трансформирующаяся структура международных отношений, но и та ее форма, которая может появиться через несколько десятилетий. Следовательно, необходимо выстраивать отношения таким образом, чтобы они могли устойчиво и эффективно функционировать в течение возможно более длительного времени.

    Россия может стать одним из инициаторов процесса реорганизации института международной безопасности, вырабатывая в сотрудничестве с другими странами общую стратегию развития международных отношений.

    Более того, можно с уверенностью констатировать, что к этой роли Россия вполне готова. Во-первых, в отличие от многих других государств, наша страна за последние 20 лет не предпринимала действий, напрямую противоречащих международному праву, а значит, в целом воспринимается мировым сообществом как ответственный фактор, не стремящийся обеспечить свою безопасность за счет безопасности других игроков международной арены. Во-вторых, Россия уже предложила ряд инициатив, направленных на консолидацию мирового сообщества в таких важных вопросах, как ядерная энергетика, контроль над вооружениями и т.д. В-третьих, и это, пожалуй, главное, именно наше государство заявило и активно пропагандирует идею необходимого переустройства международной «системы безопасности».

    Конечно, на пути к этой роли Россия столкнется с существенными трудностями. Их причинами станут как действия отдельно взятых государств, направленные на снижение значимости участия нашей страны в мировых процессах, так и воздействие на поведение международных акторов закрепившихся в международной культуре стереотипов, которые были перечислены выше.  Однако существуют три важных фактора, воздействие которых на международные реалии способствует тому, чтобы Россия заняла подобающее ей место в мире [1, с.21-23].

    Российская Федерация обрела определенный вес в международных отношениях, восстановив статус их значимого субъекта. Мир переживает структурную трансформацию, выражающуюся, в частности, в снижении влияния США. Этот мир готов к диалогу. Мировой финансовый кризис продемонстрировал, что современный мир становится действительно глобальным, вынудив большинство стран сотрудничать в кризисной ситуации. В своей совокупности эти факторы создают международную ситуацию, действуя в которой и используя тщательно проработанную, взвешенную и гармоничную внешнеполитическую стратегию, Россия может добиться желаемых результатов.

    Представляется разумным базировать стратегию Российской Федерации, ориентированную на создание эффективного института международной безопасности, на нескольких взаимосвязанных принципах.

    Во-первых, для действительной оптимизации функционирования механизмов обеспечения международной безопасности необходимы совместные действия всего международного сообщества. Причем речь идет не об однократных коллективных акциях по обеспечению безопасности и не о механическом создании наднациональных организаций, но о постоянном целенаправленном процессе обеспечения всеобщей безопасности.

    Во-вторых, формирование глобальной системы безопасности должно рассматриваться как приоритетное по отношению к региональному оборонному строительству. В современном глобализирующемся мире только такой подход позволит эффективно противостоять угрозам человеческому существованию.

    В-третьих, ориентируясь на укрепление и развитие существующей глобальной организации безопасности - ООН, необходимо развивать неформальные и, в первую очередь, сетевые связи с министерствами,  ведомствами и органами власти других государств. Надо предпринимать действия, направленные на формализацию, легализацию и, главное, универсализацию уже существующих сетевых отношений.

    В-четвертых, дело не должно ограничиваться сотрудничеством в области военной безопасности. Несмотря на то, что именно эта сфера, по-видимому, станет отправной точкой строительства глобального института международной безопасности, в дальнейшем его действие должно быть распространено на проблемы экономического, энергетического, экологического и др. аспектов безопасности. Более того, хотелось бы отметить, что вся система управления глобальными процессами нуждается в серьезной реорганизации, будучи не только неэффективной, но и откровенно устаревшей.

    В-пятых, предлагаемые меры реорганизации отношений в сфере международной безопасности должны соответствовать современным вызовам и угрозам.

    Опираясь на эти основополагающие принципы, можно предложить ряд мер, реализация которых на международной арене могла бы поспособствовать как созданию эффективных механизмов обеспечения международной безопасности, так и тому, чтобы Россия, ставшая их инициатором, окончательно утвердилась на позициях активного и значимого игрока международной арены - одного из главных архитекторов института международной безопасности.

    Одним из основных компонентов внешнеполитического курса России, направленного на формирование глобальной системы безопасности, может стать сотрудничество с западным блоком и, в первую очередь, с США и Европой. Государства Европы и Соединенные Штаты, все еще занимающие лидирующие позиции в мире, должны оставаться активными участниками отношений в сфере безопасности. России следует всеми возможными способами препятствовать строительству американской НПРО и систем ПРО в Европе. Ведь они со временем могут превратиться в своеобразную «стену», за которой может попытаться «спрятаться» западное сообщество, сократив свое участие в глобальных процессах. Россия в этом случае была бы вынуждена практически в одиночку противостоять многим угрозам безопасности.

    Не менее важным представляется тесное сотрудничество с такими стремительно набирающими мощь государствами, как Китай, Индия, Бразилия. Участие этих стран в процессе целенаправленного конструирования отношений в сфере безопасности имеет принципиальное значение, ведь они в ближайшем будущем смогут оказывать существенное влияние на международные процессы. При этом ориентироваться стоит не только на двустороннее взаимодействие с этими странами и работу в рамках региональных или отраслевых организаций, но и на вовлечение этих государств в глобальный диалог по проблемам безопасности.

    Учитывая географическое положение нашей страны, особое внимание следует обратить на развитие отношений со странами постсоветского пространства. Принимая во внимание специфику существующей ситуации, приоритетным кажется стимулирование формирования положительного имиджа России в этих государствах, пророссийского общественного мнения. В последние годы РФ предприняла ряд шагов, направленных на достижение этих долгосрочных целей, однако пока что практические результаты, как видно из текущих событий, невелики.

    Было бы целесообразно создать механизмы глобального контроля над вооружениями. Одним из вариантов политики в этом направлении может стать придание глобального статуса уже существующим двусторонним российско-американским договорам, распространение их действия как на ядерные, так и на неядерные государства. Особенно это актуально в отношении российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), однако и другие двусторонние договоры в перспективе могут оказать положительное влияние на характер и качество национального вооружения и перевооружения государств, сегодня лишь набирающих мощь.

    Представляется необходимым усиление и развитие механизмов международного экспортного контроля. В частности, официальный, универсальный и глобальный статус может быть придан таким неформальным ныне организациям, как Группа ядерных поставщиков (ГЯП) и Комитет Цангера. При этом соответствующие международные действия могут проводиться в рамках ООН, а функционирование национальных систем экспортного контроля может подвергаться процедурам аналогичных проверок, проводимых МАГАТЭ, с той разницей, что инспектирование должно вестись на постоянной основе;

    России следует непосредственно участвовать в международном противодействии трансграничному наркотрафику, торговле людьми, а также в создании международных механизмов борьбы с пиратством (которых, как это продемонстрировала ситуация с украинским судном «Фаина», не существует) и организованной преступностью. В этой связи кажется разумным способствовать сетевому (как наиболее эффективному) сотрудничеству между российскими и иностранными спецслужбами, пограничными службами и т.д.

Информация о работе Международная безопасность и глобальные политические процессы