Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:49, курс лекций
Работа содержит 20 лекций
Лекция 1. Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука.
Лекция 2. Основные социологические термины. Предмет познания социологии.
...
Лекция 20 Социология труда
Следует выделить
два основных типа флуктуаций. Рассмотрим
их на примере экономической
В течение продолжительного времени флуктуации высоты и профиля пирамиды тщательно изучались в поисках закономерностей. Вот основные гипотезы, выдвигавшиеся социологами:
Гипотеза Парето заключается в том, что профиль экономической стратификации или частность распределения дохода в любом обществе или, по крайней мере, во многих представляет собой нечто постоянное и единообразие и может быть выражено логико-математической формулой, где Х - доход; У - количество людей с доходом, превышающим Х. Высота пирамиды постоянно растёт. Для того чтобы показать несостоятельность гипотезы, достаточно вспомнить, что высота и профиль экономической стратификации изменяются от страны к стране и с течением времени. Экономическая стратификация может вытянуться или сократиться, стать более или менее крутой.
Гипотеза Карла Маркса. Идея заключается в заявлении о том, что в европейских странах происходит процесс углубляющейся экономической дифференциации. Иными словами, объемы средних слоев постоянно снижаются и они постепенно беднеют, тем временем богатство концентрируется у меньшего числа индивидов. Профиль экономической стратификации представляет собой узкий слой средних классов, обедневший пролетариат у основания и малая группа магнатов капитала на вершине пирамиды. Теория Маркса также признана неверной.
Не раз предпринимались попытки доказать существование периодичности в изменениях экономической дифференциации, но закономерностей во флуктуациях так и не было найдено. Однако отрицать их наличие до сих пор ни кто не берется.
Под социальной мобильностью принято понимать любые переходы личности, группы или социального объекта (чаще всего под социальным объектом подразумевают ценности), то есть все то, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социальных объектов из одной социальной группы в другую, ограничиваясь пределами одного и того же уровня. Горизонтальной мобильностью называют перемещения территориальные, религиозные, политические, семейные, профессиональные без смен и сдвигов в вертикальных позициях.
Вертикальная мобильность представляет собой те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Она может быть как восходящая, так и нисходящая (своего рода социальный подъём и социальный спуск). Восходящие течения мобильности существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Нисходящие течения рассматриваются аналогичным образом: это либо падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; или же деградация социальной группы в целом, понижение её ранга на фоне других групп или разрушение её социального единства.
Случаи, когда один индивид осуществляет проникновение в более высокие или наоборот, более низкие слои встречаются очень часто и не нуждаются в объяснении. Но вариант, когда перемещается целая группа, встречается несколько реже и его следует разъяснить более подробно.
В качестве иллюстрации можно взять исторический пример. Занимать высокое положение при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. После падения династий автоматически произошло и социальное падение связанных с ними рангов. Большевики же в России до революции наоборот не имели какого-либо особо признанного высокого положения. А в революционное время эта группа преодолела громадную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все её члены массово были подняты до статуса, прежде занимаемого царской аристократией.
Кроме указанных выше качественных, существуют также и количественные параметры социальной мобильности:
Интенсивность. Она определяет вертикальную социальную дистанцию или количество слоёв (экономических, профессиональных, политических), проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим движении за определенный промежуток времени.
Всеобщность. Тоже количественный показатель, считает число индивидов, которые изменили своё социальное положение в вертикальном направлении за конкретный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов принято называть абсолютной всеобщностью вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; а пропорция таких индивидов ко всему населению даёт относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Обобщенный показатель вертикальной экономической мобильности определенного общества можно получить при помощи объединения интенсивности и относительной всеобщности в определенной социальной сфере.
Общие принципы вертикальной мобильности следующие:
Утверждение первое гласит о том, что маловероятно, что когда-нибудь существовали общества, социальные пласты которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в её трёх основных ипостасях - экономической, политической, профессиональной.
Утверждение второе
заключается в отрицании
Согласно третьему утверждению, интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности различается в разных обществах, то есть в пространстве.
Утверждение четвертое аналогично третьему, только говорит о времени: интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильность колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.
Утверждение пятое:
в вертикальной мобильности в
её трёх проявлениях нет постоянного
направления ни в сторону усиления, ни
в сторону ослабления её интенсивности
и всеобщности. Это предположение действительно
для истории любой страны, для истории
больших социальных организмов и, наконец,
для всей истории человечества.
Лекция 18
Социология образования
Если не уметь рассматривать образовательные вопросы с широких социальных позиций, невозможно оценить объективную роль этого института в обществе как наиболее "дальнодействующего" фактора научно-технического прогресса, а также экономического, социально-политического и духовного развития общества.
Социология образования
изучает образовательную
Социология образования возникла в начале двадцатого века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.
Когда в 60-е годы в странах Запада резко возрос интерес к социологии образования, это произошло, в первую очередь, в связи с отставанием действующих систем образования от требований научно-технической революции. Тогда и подняли вопрос о кризисе образования. Со временем внимание к проблеме только усиливается. Сегодня проблемы социологии образования достаточно интенсивно разрабатываются во многих развивающихся странах, где исследуется роль образования в преодолении их экономической и культурной отсталости.
В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Дело в том, что уже в конце XIX века в России сложилась мощная социологическая школа, проводились обширные социологические исследования, в том числе и по проблемам молодежи, образования. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию.
В 30-е годы после одного неугодного правительству исследования социология была объявлена "вне закона". Стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Само образование теперь рассматривалось только с педагогических и психологических позиций, что ограничило возможности более значительных и глубоких теоретических исследований названных. Образование теперь стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике.
К проблемам
социологии образования стали возвращаться
только ближе к 60-м годам. Сейчас
в России уже достаточно широкая
сеть исследовательских центров, разрабатывающих
программы решения проблем
Исходя из того, что образование трактуется в качестве социальной категории, необходимо отметить, что его состояние и функционирование определяется системой царящих в обществе социальных связей и отношений.
Образование тесно взаимосвязано со всеми областями общественной жизни. Например, экономика обусловливает материальную базу для сферы образования, определяет его содержание в плане системы дисциплин, а также спектра специальностей и профессий. В частности, в пятидесятые годы двадцатого века в СССР активно развивались технические специальности. Соответствующие институты стали наиболее популярными. Финансово-экономические и юридические специальности наоборот, были практически не востребованы обществом. На сегодняшний день все наоборот, 85 процентов рынка труда заполняются различного рода менеджерами. Юристы, финансисты и экономисты стали пользоваться огромным спросом, достигнув позиций в списке самых популярных профессий. С иностранными языками все происходит аналогичным образом.
Кроме экономики
на систему образования
Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне тоже влияет на всю систему образования. Здесь речь заходит о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, о традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и многих других тонкостях. Иными словами, каково общество, такова и система образования. Например, мы знаем, что во многих исламских странах раньше стоял запрет на женское образование. Это был не политический запрет, но культурный.
Вместе с тем образование все-таки независимая система. Институт образования имеет сравнительную самостоятельность, он способен активно воздействовать на функционирование и развитие общества. От уровня образования зависит квалификация трудовых ресурсов, а значит и состояние экономики государства. Именно через развитие образования Японии удалось сделать качественный прорыв в экономической области. Сегодня эта зависимость возрастает все больше и больше.
Система образования формирует гражданина своей страны. Именно поэтому происходит воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воссоздает социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.
Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества.
Так что и сегодня правомерно будет говорить о диалектической взаимосвязи образования и общества, которую подчеркивал Карл Маркс: "С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования". В итоге мы натыкаемся на замкнутый круг. Поиск способа его разомкнуть в сегодняшних условиях завоевывает все более актуальную практическую значимость. В обществе возрастает нестабильность, все его сферы находятся в глубоком упадке. Так и система образования испытывает не лучший свой период, катастрофически ухудшается его финансовое и материальное положение. Даже в послевоенном 1946 году доля расходов на образование в нашей стране составляла более 10 процентов в национальном бюджете. Нельзя отрицать того, что в этом была одна из причин, по которой СССР смог первым осуществить выход в Космос. К концу двадцатого века (при правительстве Ельцина) ситуация в этом отношении стала очень тревожной. Доля расходов на образование постоянно падала (в 1988 году - 9%, в 1990 году - 6,6%, в 1993 году - менее 3%). Однако в последние годы, после прихода к власти нового президента появилась тенденция к улучшению положения. В то же время в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Португалия эта доля никогда не отпускалась ниже 10%, а в ряде стран продолжает расти и за счет этого Россию уже успели обогнать.