Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:35, дипломная работа
Историография истории Русской Православной Церкви в XX веке достаточно обширна. Вместе с тем, она является недостаточно полной и в основном даже фрагментарной по целому ряду вопросов, изучаемых в настоящем исследовании.
Нельзя не упомянуть в этой связи
и еще об одной проблеме - проблеме
индивидуального
1 Под одну гребенку... // Православный Санкт-Петербург. 1999. № 10 (88). С. 3.
Усманов СМ. Монархическое
течение в постсоветской
Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь? М., 2002. С. 112-113.
269
то, что личный ИНН может оказаться «числом зверя - 666» о котором говорится в Апокалипсисе. Особенно смутило многих, что они сами должны были писать в налоговый орган заявления о присвоении им личного идентификационного номера.
Как ответ на возникшую панику последовало
послание Священного Синода Русской
Православной Церкви от 7 марта 2000 года:
«Уважать чувства верующих. Хранить
христианское трезвомыслие». В послании
говорится: «Пытающимся связать
идентификационные номера с «печатью
антихриста» напоминаем, что в
святоотеческом предании такая печать
понималась как знак, закрепляющий
сознательное отречение от Христа...
Вопреки этой традиции иногда утверждают,
что технологическое
Говоря о людях, создающих ажиотаж вокруг проблемы ИНН, известный современный богослов диакон Андрей Кураев пишет: «То они настаивают на созыве Собора, посвященного именно проблеме ИНН, то заранее обязуются не согласиться с его решением, если оно их не устроит»2. Однако протест Церкви против навязывания ИНН, по сути дела, состоялся. Сначала с бланков заявлений о присвоении «номеров» был убран штрих-код, а затем их заменили на анкеты. Однако в полной мере проблема не снята и сегодня.
Говоря об общественной группе нецерковных или околоцерковных либералов, также нельзя не заметить их негативного отношения к церкви,
1 Цит. По: Кураев А., диак. О нашем поражении. М., 2002. С. 334-335.
2 Кураев А., диак. Указ. соч. С. 467.
270
зачастую
необъективные и тенденциозные
оценки. Например, Николай
Митрохин, завершая свой обширный-труд
«Русская Православная Церковь:
современное состояние и актуальные проблемы»
так резюмирует его: «за
1990-е гг.» пишет: « Русская Православная
Церковь упустила свой шанс
вписаться в современный мир, стать одним
из ключевых институтов
формирующегося в России и . других государствах
постсоветского
пространства гражданского: общества.
Она; все более становится реликтом;
минувших веков (как. в, религиозном; так
и в политическом отношении) и
одновременно разлагается организационно,
'превращаясь в замкнутое и
плохо управляемое сообщество религиозного
значения. При
антидемократическом направлении российской
политики РПЦ может стать
великой составляющей консерват
националистической
идеологии. Однако, пока: её путь такой
же, как у других больших . исторических
конфессий в Европе, - становиться
прибежищем для людей? с низким уровнем
образования и «
Между тем реальность показывает, что «гражданское общество» в либеральном понимании, по всей видимости, имеет весьма малые перспективы развития в России в ближайшие десятилетия, а число приходов Русской Православной Церкви растёт с каждым годом. Церковь выступает как непременный участник множества значимых социальных и даже политических процессов, хотя политика не входит в круг задач Церкви. Растет число православных людей с высшим образованием и учёными степенями. В Москве большинство среди прихожан многих храмов составляет именно интеллигенция. Єреди приходящих в Церковь много
Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004. С. 580;
271.
молодёжи. Если в католической Европе средней считается семинария с 20 студентами1, то для России средней является православная семинария, где очно учатся около 100 студентов.
Однако либеральные идеологи находят «свои» факты, на. основе которых и делают далеко идущие выводы. Тот же Н. Митрохин, говоря об источниках, на которых он строил своё исследование, отмечает, что существенная их часть — это его устные интервью с различными священнослужителями или с так или иначе связанными с церковью людьми (фактически, зачастую автор- использует обыкновенные сплетни), а также материалы Интернета и СМИ (о степени достоверности многих из которых также можно говорить с большой натяжкой).
Так, например, Н. Митрохин пишет: «То, что по официальным данным именуется приютом на 60 сирот Євято-Успенского женского монастыря в Ивановской области, в глазах бывшей насельницы выглядит так: «При общине, вспоминала Надя, жили дети разных возрастов, которые работали наравне со взрослымш Надежда рассказывала, как у неё разрывалось сердце при виде полуголодных детишек, вшивых, полубольных, живущих в полуподвальных комнатушках, похожих на чеченские зинданы. Однажды в монастыре появилась женщина с тремя малолетними детьми. Через некоторое время доведенную до сумасшествия женщину отправили в психушку (больные монастырю не нужны); а детей оставили. Они таскали бревна, мешки, уголь. Кормили их в лучшем случае горсткой каши на воде, а в худшем - скисшими огурцами, которые жалко было выбрасывать на помойку. Молока малолетние рабы, не видели»2. Далее он пишет: «при интервьюировании журналом «Нескучный сад» руководителей православных детских домов все опрошенные в качестве примеров успешной» социализации своих выпускников заявили о том, что некоторые из них поступили в православные вузы, но никто не упомянул ни об одном
Беседа автора с Апостольским Нунцием в России архиепископом Антонио Менини. 2 Митрохин Н. Указ. соч. С. 299.
272
случаеучёбы в вузах светских»1.
Между тем автор данного исследования
лично: бывал в Свято-Успенском
женском монастыре с. Дунилово* о
котором идет речь и может засвидетельствовать,
что воспитанницы в нем живут
в прекрасных условиях, гимназия имеет
государственную аккредитацию, многие
из её воспитанниц поступили в
Шуйский государственный
Говоря об архиепископе Иваново-Вознесенском, и Кинешемском; Амвросии; Н; Митрохин называет его «одним из самых малообразованных архиереев РПЦ»?. Между тем архиепископ; Амвросий является почётным профессором Шуйского государственного педагогического университета^,, является действительным: членом Международной академии гуманизации . образования. Все эти звания даны ему не Церковью, и не являются «покупными» (по существущей сегодня в России традиции приобретать различные почётные учёные звания и степени в новообразованных академиях за определенную денежную мзду). Архиепископ Амвросий пользуется высоким авторитетом в кругах самой, широкой,, в том числе научной общественности.
Другой либеральный автор, М. Жеребьятьев, рассуждая о степени доверия жителей России к Русской Православной Церкви, делает следующее заключение: «На. сегодня доверие россиян^ к РПЦ МП, регистрируемое с помощью социологических: опросов, обусловлено скорее, отрицательными величинами - неприятием действий, власти, банкротством
Там же. ~ Митрохин Н. Указ. соч. С. 231.
. 273
политиков,
партий, идеологий. Церковь, отдающая предпочтение
государственному церемониалу, и ставящая
себя поверх «мелочей» -повседневных общественно
значимых инициатив, ощутимых каждым «малым
сим», - вряд ли может рассчитывать на
понимание обществом своей
Примеры можно множить и далее, но это вряд ли имеет смысл. Либеральные интеллектуалы видят в Церкви лишь то, что они хотели бы видеть, и рассчитывать * на изменение их позиции в лучшую сторону в ближайшее время вряд ли.можно рассчитывать.
Большую роль в современной церковно-
Среди основных направлений современного православного* общест-
1 Жеребьятьев М.Этатизм и автономизм в религиозной жизни постсоветской России //Диа-Логос Религия и общество. 2000-01. С. 111.
274
венного движения за общественную нравственность необходимо отметить борьбу против легализации абортов, проституции, половых извращений, за целостность семьи, нравственное воспитание детей. Существует много православных общественных организаций, трудящихся в данном направлении, как в Москве так и в регионах. В Москве, например, активно работает центр, «Жизнь», возглавляемый священником Максимом Обуховым, в г. Иваново — общественный центр «Колыбель», возглавляемый доцентом ИвГУ Е. В. Язевой.
Центром «Жизнь» в январе 2000 года была сделана попытка организовать центр защиты материнства, который, с одной стороны предоставлял имеющуюся информацию о пагубных духовных и физических последствиях аборта, а с другой оказывал ей материальную помощь. Деятельность центра увенчалась некоторым успехом, удалось удержать от аборта многих женщин, сохранив жизнь десятков детей2.
Большую работу в данном направлении проводят известные московские священники - протоиерей Димитрий Смирнов, Владимир j Воробьёв, Владислав Свещников, Александр Шаргунов, Артемий Владимиров.3
Общественный комитет «За
Авторы открытого письма обращались
к В.В. Путину «не просто как к
исполняющему обязанности президента
России, но как к человеку, публично
заявляющему о своей
1 Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. М., 2002. С. 138-139.
2 Защита материнства. / Ред. И.И. Белобородое. М.,2005. С. 19
См. например: Свешников В. прот., Шаргунов А., прот., О Церкви России, нравственном мире. М., 1993; Спаси и Сохрани. М., 1996 и др.
275
имеет аналогов в отечественной истории... Нашим соотечественникам прививается отношение к самым страшным порокам как к нормальному явлению. Плюрализм все более означает равенство добра и зла, свобода обернулась насилием над стыдом, разумом и совестью».
В письме говорится о существовании прямой связи между нравственным состоянием общества и криминогенной обстановкой.
Открытое письмо завершал призыв к Главе государства: «Сейчас, накануне президентских выборов, просим Вас своей единоличной властью... объявить пропаганду растления государственным преступлением, запретить под страхом уголовного наказания развращение детей. Такие действия породят у десятков миллионов наших сограждан надежду на то, что нравственное возрождение России, , спасение ее от неминуемого уничтожения сможет состояться на самом деле, а не только на словах»1. *
Необходимо отметить и имеющую место общественную деятельность в церкви по преодолению таких социальных пороков, как наркомания и алкоголизм. Ее особенностью является то, что она, как правило, связана с тем или иным храмом или монастырем, а также с конкретным священником. Однако сам характер этой деятельности не позволяет отнести её к проявлениям внутрицерковной жизни; правильнее было рассматривать её как форму церковно-общественных отношений, хотя появляются и такие структуры, как епархиальные отделы по противодействию наркомании и алкоголизму.
Информация о работе Историография истории Русской Православной Церкви в XX веке