Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История психологии"
Серьезную ошибку современной ему философии он видит также в отказе от понятий "субстанциональных форм" и "субстанций". Только на их основе можно, по его мнению, дать полное и глубокое объяснение действительности, преодолеть механистический редукционизм. И если в частных науках (физике) можно обойтись без использования этого понятия, то в философии и теологии оно должно быть сохранено в качестве основополагающего. Тем самым он, по сути, дифференцирует сферы знания о природе на 2 типа: философское знание, исследующее общие принципы, и научное знание, доступное опытному изучению и математической обработке.
Лейбниц использует понятие "энтелехия", или субстанция, как содержащее в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, внутреннюю цель. Критический анализ современных ему научных подходов наносил серьезный удар по механицизму.
Пытаясь преодолеть дуализм духа и материи, психического и физического, восстановить их единство, он выдвигает учение, согласно которому, многообразие мира объясняется исходя из единой по своей природе, но разнокачественной по своим состояниям, субстанциальной основы.
Он подчеркивает единство мира, его гармонию и совершенство, утверждает, что Бог создал "лучший из возможных миров".
Монадология Лейбница и концепция восприятий
Лейбниц - сторонник идеи единства телесного и психического. В основу этого единства кладет духовное начало и тем самым выступает как сторонник идеалистического направления.
Идея целостности мира и человека раскрывается Лейбницем в его учении о монадах. Он утверждает, что мир состоит из деятельных простых и неделимых субстанций - монад. Монады - элементы всех вещей. Понятие "монада" (от греч. единица) у Лейбница, по сути, тождественно понятию "субстанция". Монада - целостная неделимая субстанция как мирообразующее начало.
При описании монады вскрываются психологические представления Лейбница. Каждая монада психична и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Монада - это начало силы и способности действовать.
Монада выступает у него как нематериальное образование, как аналог психической деятельности. Она неделима, но богата по содержанию, как и разум человека, являющийся единым и одновременно включающим различные представления. Монада обладает потенциалом внутреннего совершенства. И разум, переходя от одного представления к другому, характеризуется тенденцией постоянного обновления.
Основные свойства монады - деятельность восприятия и активность. В зависимости от уровня развития этих внутренних качеств монады различаются между собой и составляют следующую иерархическую лестницу:
Таким образом, эволюция души рассматривается Лейбницем как развитие представлений: от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым (апперцепциям).
Лейбниц дифференцирует "простое" и "сознательное" восприятие, используя для определения последнего понятие "апперцепция". Если восприятие - общее свойство всех монад, то апперцепции свойственны только особым монадам, относящимся к душе и разуму. Но даже в монадах, характеризующихся апперцепцией, присутствует огромное число бессознательных восприятий. Лейбниц утверждает, что человек, будучи разумным существом и обладая апперцепцией, между тем, многое не осознает, воспринимает бессознательно. Эти идеи Лейбница перечеркивают идущее от Декарта рационалистическое представление о тождестве психики и сознания. Они изменили и расширили представление о психическом, его границах. Выдвинутые Лейбницем положения о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции вошли в содержание предмета психологии.
Представляет интерес
данное Лейбницем описание причин возникновения
так называемых "мелких", или
незаметных, неосознаваемых восприятий
в повседневной жизни человека: Всякое
внимание требует памяти и часто,
когда мы не предупреждены, что надо
обратить внимание на одно из наших
сиюминутных восприятий, мы пропускаем
его, не только о нем не задумавшись,
но даже не заметив. Однако если кто-нибудь
вдруг предупредит нас и
Лейбниц подчеркивает роль неосознаваемых "мелких" восприятий как важного компонента психической жизни человека. Именно они образуют неизвестный нам внутренний мир и обеспечивают его связь с внешней реальностью.
Лейбниц говорит о связи человека как "микромира" со Вселенной, "макромиром". А потому человек включен в общие законы развития мира, предопределенные Богом, хотя, будучи активным существом, отражает их по-своему. Человек, по Лейбницу, - вершина мироздания, созданного Творцом. Дух стоит всего мира, потому что не только отражает его, как остальные монады, но и сознательно его познает, исследует причины вещей. Он бессмертен, ибо не только находится в бытии, но и сохраняет собственную индивидуальность.
Лейбниц выдвигает принцип всеобщих различий, индивидуализации, подчеркивает бесконечное индивидуальное разнообразие всех явлений мира, указывает, что нет двух неразличимых субстанций. Это относится и к человеку.
Соотношение души и тела
Лейбниц исходит из представления о том, что монады - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо влияниям извне. Ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой. По сути, речь идет о существовании изолированных субстанций. Применительно к человеку, эта проблема переформулируется как вопрос о соотношении души и тела.
Высшим началом в любом
Лейбниц руководствуется принципом психофизического параллелизма: душа и тело автономны, совершают свои операции самостоятельно и независимо друг от друга. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
То есть Лейбниц, в отличие от Декарта, говорившего о механическом взаимодействии души и тела, впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Основой этого соответствия выступает Бог как создатель самого принципа "предустановленной психофизиологической гармонии". Благодаря ему явления одной субстанции согласуются с феноменами другой, обеспечивается целостное бытие и функционирование организма и мира.
Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница
В работе "Новый опыт о человеческом разуме" Лейбниц критикует теорию Дж. Локка, отвергающего врожденные идеи и уподобляющего сознание человека "чистой доске". Он не разделяет в то же время и Декартову концепцию врожденных идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса.
Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Душа "врождена сама себе", интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе "бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение" и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они "врождены" как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину многих ошибок познания.
Идеи Лейбница оказали
воздействие на И. Канта, И. Гербарта,
стали предметом серьезных
В25. Становление и р-е эмпирической психологии (Т. Гоббс, Д. Локк)
Активным критиком дуализма Декарта был английский мыслитель Томас Гоббс (588-1679). Гоббс был сыном сельского священника и крестьянки. Окончил Оксфордский университет. Служил гувернером в семье лорда Кавендиша, был наставником Карла Стюарта. Имел личное знакомство и переписывался с Г. Галилеем, Р. Декартом. В 1642 г. эмигрировал в Париж вместе с роялистами. После реставрации династии Стюартов получил от короля Карла II пенсию и, благодаря этому, - возможность полностью посвятить себя научной деятельности. В последние годы жизни подвергался гонениям со стороны крайних радикалов, обвинялся в ереси и атеизме.
Философские взгляды Гоббса
Основные труды Гоббса - "Возражения на "Метафизические размышления" Декарта" (1641); "О гражданине" (1642); "О теле" (1655); "О человеке" (1658); "Левиафан" (1651).
Главная направленность учения Гоббса - построение социальных концепций, гносеология же и онтология рассматриваются им как вторичные области знания.
Гоббс выступал против схоластики,
враждебно относился к
Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости "отделять религию, т.е. правила, согласно которым следует чтить Бога, и правила философии, т.е. учения частных людей. Гоббс утверждал, что догматы религии не нуждаются в рационализации, поэтому философия не должна обслуживать богословие; ее задача состоит в изучении и объяснении человека и мира. Подчеркивал практический смысл философии как условия предотвращения гражданских войн и обеспечения мира и "блага человеческого рода".
Предмет исследования философии - "тела"; основные ее разделы - учения о "естественных телах", об умственных способностях и нравах людей; об обязанностях граждан.
Гоббс считает, что понятие Бога - самое темное. Он является сторонником деизма. Согласно его мнению, Бог, являясь первопричиной мира, воплощается в вечном движении и телесности.
Вслед за Галилеем, Гоббс создает механистическую картину мира. Он утверждает, что универсум - совокупность тел; что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Движение рассматривается как механическое перемещение тела в пространстве. Свойства всех тел разделяются на 3 класса:
1) объективные, механические,
присущие всем телам (
2) присущие большинству тел (движение и покой);
3) переменные, или чувственно воспринимаемые.
Объективными являются только
механические свойства. Звук, цвет, запах
и т.п. не имеют объективной значимости,
а являются продуктами сознания человека.
Это механистический
Гоббс являлся представителем номиналистического конвенционализма оккамистского типа, поэтому его интересовали не законы мышления, а "имена", "названия", выступающие в качестве "знаков", "меток", посредством которых восстанавливаются сохраняющиеся в уме знания. Причем он доказывает условность связи имен с вещами, произвольность и субъективность их выбора, зависимость от воли человека.
Наряду с положительными именами - "человек", "природа", есть отрицательные имена - "не человек", "не природа". Одна и та же вещь, согласно принципу непротиворечивости, не может быть наделена одновременно и тем и другим именем.
Определение не отражает сущности вещи, связано не с чувствами, а со словами. Реальны только единичные вещи, общее же - продукт мысли человека.
Номинализм Гоббса базировался не на принципах скептицизма, а на эмпиризме, сенсуализме, феноменализме.
В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противостоят друг другу, а являются взаимосвязанными этапами единого познавательного процесса.
Психологические идеи Т. Гоббса
Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. Опровергается дуализм Декарта, наличие самостоятельной мыслящей субстанции.
Все психические функции - проявление деятельности тела. Они включены в общие законы мира, подчиняются им, представляя по своей природе разновидность движения - особое внутреннее состояние движущейся материи. Ощущение - итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление. Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.
Гоббс начало познания видит в чувственном
опыте, в ощущении, источник которого
- материальный мир. "Нет ни одного
понятия в уме, которого не было бы
порождено первоначально
Гоббс утверждает, что материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Ощущение - момент перехода внешних движений во внутренние. Все другие психические явления производны от ощущений. По закону инерции из ощущений возникают представления ("ослабленные следы"), образующие, в свою очередь, цепи мыслей, следующие друг за другом в том же порядке, в каком появляются ощущения. По сути, речь идет об ассоциативных процессах. Гоббс провозглашает ассоциацию в качестве универсального закона психологии. Механизм ассоциации положен им в основу всей психической жизни, включая ее высшие проявления - рациональное познание и произвольное действие. При этом им выделялся только один вид ассоциаций - механическое сцепление психических элементов по смежности. Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает рефлекторный акт не как сенсо-моторный, а как сенсо-сенсорный процесс.