Развитие человека в труде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:22, реферат

Краткое описание

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие про| фессионально важных качеств, которые определяют успешност труда, его производительность и т. п. Но спецификой собственн<| психологического подхода является перенесение акцента на про! блему развития самой личности человека-работника. Поэтому рас! смотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развива| ющегося субъекта труда становится достаточно перспективнь направлением. При этом важно понять, как происходит формиро\ вание ценностно-нравственной, смысловой, личностной структур* его профессионального сознания.

Содержимое работы - 1 файл

ГЛАВА V.docx

— 133.06 Кб (Скачать файл)

  Формирование  подсистемы профессионально  важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профес-сиональной деятельностью; б) появление и развитие новых ка-

117

 

честв и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. В. С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании дивидуального стиля деятельности [20, с. 142]:

  1. формирование «симптомокомплексов», характеризующих! 
    дельные свойства личности.
  2. изменение интенсивности и частоты проявления индив* 
    альных свойств по мере их развития.
  3. возникновение новых связей между индивидуальными свой 
    ствами, например возникновение в юношеском возрасте связе! 
    между учебными и профессиональными интересами, интелле* 
    альными свойствами и отношениями личности.

  В. С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношещ. объективных требований деятельности и свойств личности. В завк симости от различных объективных требований деятельности од* и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивв дуальный стиль деятельности следует понимать не как набор о| дельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязаннь действий, при помощи которой достигается определенный ре зультат. Отдельные действия образуют целостную систему имени! благодаря целесообразному характеру их связи» [там же, с. 166-167].

  При этом формирование психологической структуры  профе сиональной деятельности предполагает, что освоение професси рассматривается как процесс «распредмечивания, индивидуализаця нормативно-заданного (одобряемого) способа деятельности» (эт также связано с формированием индивидуального способа дея тельности). Основные этапы освоения профессии: 1) когнит ный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятел!| ности); 2) практический этап как центральный момент формщ вания психологической структуры деятельности, при этом снача ла осваиваются отдельные действия, а затем — деятельность целом.

  Обобщенную  схему освоения профессиональной деятельное! можно представить так:

  1. Освоение нормативно-одобряемой, изначально заданной 
«правильной» деятельности (образ всей нормативно-заданной Д^ 
ятельности — это фактически формирование нормативной оря 
ентировочной основы действия — ООД). Здесь выделяются сле,в 
ющие основные подэтапы:

построение образа целостной деятельности (как обобщенна! ориентировка в данной деятельности); освоение отдельных действий; освоение множества действий и деятельности в целом.

  2. Освоение деятельности по-новому образцу (т. е. формировав 
индивидуального стиля деятельности). Подэтапы данного этапа

118 

  освоение  отдельных действий на основании  новых, собственных представлений работника;

  освоение  новой деятельности в целом —  на основе уже освоен-Н0го нормативно-одобряемого образца (как индивидуально приспособленной к себе в результате постепенного формирования индивидуального стиля деятельности).

  При этом можно говорить о «парадоксе»  освоения профессио-нальной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда. Полноценное освоение данной профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только так, как «положено» (по нормативно-заданным образцам), а привносит в эту деятельность свои собственные, творческие элементы (через выработку индивидуального стиля деятельности). Полноценное профессиональное творчество возможно лишь при наличии «тынов» в виде освоенной нормативно-заданной деятельности (которая позволяет выполнять задания в случае неудач при творческом экспериментировании).

3. Проблемы развития  профессионального  самосознания

  Развитие  и формирование профессионального  самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Не случайно С. М. Богословский, предложивший одно из самых удачных (по мнению Е. А. Климова) определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица» [цит. по: 14, с. 161].

  При рассмотрении проблемы развития профессионального  самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще [23]. Термин «самосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также таким терминам, как «самоотношение», «идентичность» и др.

  Например, Р. Берне, рассматривая понятие «#-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о Себе, сопряженная с их оценкой». При этом «описательная составляющая Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют «самооценкой» или «принятием себя» [там же, с. 333]. В целом Р. Берне выделяет: 1) когнитивную со-Ставляющую Я-концепции; 2) оценочную составляющую и 3) по-ВеДенческую составляющую.

  В. В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, Чт° «различные процессы самосознания, так же как различные

119

 

аспекты «^-образа», оказывается возможным  соотнести с уроя нями активности человека как организма, индивида и личности* При этом «выявление своей социальной ценности и смысла свое го бытия, формирование и изменение представлений о своем 6} дущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание ли* ности», — пишет В. В. Столин, и задает важный для психологи самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образова ний самосознания являются ключевыми, выполняющими род основных единиц самосознания на уровнях индивида и личнс сти?» [цит. по: 23, с. 133—134].

  В качестве такой «единицы самосознания» В. В. Столин пред, лагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной: эмоциональной формах, и не образы + самооценки», а «конфлик тный личностный смысл, отражающий столкновение различн. жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и де ятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков которые таким образом, являются пусковым моментом образова ния противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смы "Я" запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую , когнитивной и эмоциональной сферах», — рассуждает дале| В. В. Столин о механизмах самосознания [там же, с. 155].

Рассматривая  самосознание «как отношение к себе, опосредо| 
ванное отношениями с другими людьми», В. В. Столин пишет 
том, что «самосознание трехголосо: оно предполагает переживае| 
мое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспри 
нимаемое (или ожидаемое) отношение другого» [27, с. 165—166} 
Рассматривая понятие «самоотношение», С. Р. Пантилеев в 
многом опирается на представления В. В. Столина о самосозн 
нии как о «конфликтном личностном смысле». Самоотношение 
по мнению С. Р. Пантилеева, не является ни следствием знания 
себе, ни реакцией на определенные аспекты образа «Я», наоборс 
«знание о себе и самоотношение есть следствие одних и тех 
общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности, — ... 
лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, от-| 
дельные самооценки могут восприниматься самим субъектом КЗ- 
способные порождать его истинное отношение к себе». Отсюда «са 
моотношение может быть понято как лежащее на поверхности со 
знания, как непосредственно-феноменологическое выражение (ш» 
представленность) личностного смысла "Я" для самого субъек| 
та, — продолжает свои рассуждения С. Р. Пантилеев. — При это» 
специфика переживания смысла "Я" производна от реально! 
бытия субъекта, его объективной позиции в социуме» [цит. по| 
23, с. 222]. _

  Интересны рассуждения К. Роджерса о «Я-концепции», кото| рую он считает «центральным конструктом для теории психотс  рапии и личности» [там же, с. 456]. К. Роджерс выделяет «Яреал* 

е» (каким  человек видит себя реально) и  «Я идеальное» (каким человек хотел себя видеть) и считает, что рассогласование меЖДУ представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития.

  Понятие «идентичность», предложенное Э. Эриксоном, лучше позволяет понять сам процесс нахождения человеком самого себя («эго-идентичность») и своего места в окружающем мире («групповая идентичность»). По сравнению с взрослым человеком подросток еще не целостен, его терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества (или какой-то группы общества). «Кризис в жизни такого молодого человека может наступить именно тогда, когда он наполовину осознает, что фатально и излишне старался быть тем, чем на деле он не был, — пишет Э. Эриксон. — Чувство идентичности, в котором у большинства взрослых нет недостатка, предупреждает такие состояния паники. Быть взрослым означает, помимо прочего, способность видеть свою жизнь в контексте непрерывности как ретроспективно, так и в перспективе» [цит по: 23, с. 522].

  И поскольку такие процессы достаточно сложны, общество (естественно, цивилизованное общество) не торопит молодого человека с этим, предоставляя ему своеобразный «психосоциальный мораторий». Но тогда трудно говорить и о полноценной идентичности, и тем более о состоявшейся профессиональной идентичности. Заметим, что в последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное самосознание, проходят разные этапы в своем развития, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

  Связывая  идентичность с чувством собственной  значимости, Э. Эриксон отмечает, что «мы можем быть причиной причин, если воспринимаем неизбежное таким образом, что оно облагораживается какой-то особой гордостью, — гордостью за нашу способность самим выйти из игры или гордостью за неизбежное как Нечто настолько надежно благое, что мы, конечно же, избрали бы его, если бы оно уже не выбрало нас» [там же, с. 523]. При этом Э. Эриксон специально подчеркивает, что главная проблема са-Моопределяющегося подростка — найти для себя достойный об-Разец для подражания, чтобы в итоге обрести и собственную идентичность.

    Многие авторы, рассматривающие периодизации профессио-

эльного развития [16; 18; 28 и др.], выделяют такой  важный кри-ТеРий перехода к каждой последующей стадии профессионально-

0 Развития изменение «ценностного отношения к самому себе»

121

 

как представителю профессии  и члену общества вообще. Наприме| А. К. Маркова в качестве высшего этапа развития профессиона. выделяет «этап творческого самоопределения себя как личное^ профессионала», где важную роль играют «самостроительство»* «самосозидание» [18, с. 52]. А это, в свою очередь, предполагав развитое представление о себе как о реальном профессионале как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает «Ярег ное» и «Яидеальное» у К. Роджерса (см. выше).

  Переходя  к рассмотрению собственно профессионального  са мосознания, можно было бы просто конкретизировать все, говорилось о самосознании вообще применительно к конкрет ным видам деятельности. Но профессиональное самосознанр имеет одну важную общую характеристику — это самосознавд человека, активно участвующего в производительном труде и те| самым через такой труд утверждающим себя в качестве полис ценного члена данного общества. Иными словами, профессис нальное самосознание — это самосознание человека, для кот рого конкретная трудовая деятельность — главное средство верждения чувства собственного достоинства как состоявшейс личности.

  Можно обозначить принципиальное соотношение (иразличие) сц мосознания вообще и профессионального самосознания в частност^ Как отмечалось ранее, самосознание определяется через «кош] ликтный личностный смысл», отражающий «столкновение ра личных жизненных отношений субъекта, столкновение его мот вов и деятельностей» — по В. В. Столину [27, с. 122], со взгляда» которого солидарны многие отечественные авторы, исследуюхщ самосознание. Поскольку профессиональное самосознание прея де всего связано с трудовой деятельностью (а также с трудовс мотивацией и трудовыми отношениями), логично предположит что и профессиональное самосознание должно определяться че рез «профессиональный конфликтный личностный смысл».

  В этой связи уместно напомнить  о том, как Е. А. Климов рас сматривает «эргатическую функцию» (близкую к трудовой фувд ции): «под эргатической функцией мы будем понимать любе уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргат» ческой системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рас сматриваемое с точки зрения тех целей, ради достижения коте рых эта система создана» [13, с. 52—53]. Иными словами, смыс деятельности любого профессионала сводится к тому, чтобы пс стоянно обеспечивать соответствие («уменьшать неопределеннс связей») между целями, предметами и средствами труда, но сад обеспечение соответствия - это фактически преодоление прот* воречия между различными элементами эргатической системь например противоречия между особенностями предмета труда используемыми средствами и т. п. Естественно, преодоление этт

Информация о работе Развитие человека в труде