Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:33, контрольная работа
В отличие от восприятия и ощущения, которые получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания.
В самом
начале этого процесса, как мы уже
знаем, стоят всегда восприятия внешние
и внутренние, составляющие основу
нашего опыта. То, что ребенок видит
и слышит, является, таким образом,
первыми опорными точками для
его будущего творчества. Он накапливает
материал, из которого впоследствии будет
строить его фантазия. Далее следует
очень сложный процесс
За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.
Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлена ям. И, наконец, "заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На эхом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.
Если окружающая
жизнь не ставит перед человеком
задачи, если привычные и наследственные
его реакции вполне уравновешивают
его с окружающим миром, тогда
нет никакого основания для возникновения
творчества. Существо, которое является
вполне приспособленным к окружающему
миру, такое существо не могло бы
ничего желать, ни к чему стремиться
и, конечно, ничего, не могло бы творить.
Никакое изобретение и научное
открытие не появляется раньше, чем
создаются материальные и психологические
условия, необходимые для его
возникновения. Творчество представляет
собой исторически
Глава 4. Воображение ребенка и подростка.
Мы знаем,
что опыт ребенка гораздо беднее,
чем опыт взрослого человека. Мы
знаем, далее, что интересы его проще,
элементарнее, беднее; наконец, отношения
его со, средой также не имеют
той сложности, тонкости и многообразия,
которые отличают поведение взрослого
человека, а ведь это все важнейшие
факторы, которые определяют работу
воображения. Воображение у ребенка,
как ясно уже из этого, не богаче,
но беднее, чем воображение взрослого
человека; в процессе развития ребенка
развивается и воображение, достигая
своей зрелости только у взрослого
человека. Вот почему продукты настоящего
творческого воображения во всех
областях творческой деятельности принадлежат
только уже созревшей фантазии. По
мере приближения к зрелости начинает
созревать и воображение, и в
переходном возрасте — у подростков
с порой полового созревания —
соединяются мощный подъем воображения
и первые начатки созревания фантазии.
Далее, авторы, писавшие о воображении,
указывали на тесную связь между
половым созреванием и
В детском
возрасте встречаемся мыс так
называемыми вундеркиндами или
чудо-детьми, которые в раннем возрасте
обнаруживают быстрое созревание какого-нибудь
специального дарования. Уже давно,
отмечалось, что в таком преждевременном
и чрезмерном развитии дарования
есть нечто близкое к
Глава 5. «Муки творчества».
Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность.
Возникая
в ответ на наше стремление и побуждение,
построение воображения имеет тенденцию
воплотиться в жизнь. Воображение
стремится в силу заложенных в
нем импульсов стать
Глава 6. Литературное творчество в школьном возрасте
Только на
очень высокой ступени
Поэтому развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению в слове своего внутреннего мира.
На основании своего опыта Толстой делает следующее предложение: по его мнению, для того чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы и материал для творчества.
Ежели то, что я делал для достижения этой цели, можно назвать приемами, то приемы эти были следующие. Первое: предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя. Второе: давать читать детям детские сочинения и только детские сочинения предлагать за образцы. Третье (особенно важно): никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечания ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике. Четвертое: так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела...»
Как ни поучителен опыт Толстого, однако в толковании этого опыта сказались та идеализация детского возраста и то отрицательное отношение к культуре и художественному творчеству, которые отличали его религиозно-нравственное учение в последний период его жизни. В этом неправильном взгляде на совершенство природы ребенка заключена и вторая ошибка, которую делает Толстой по отношению к воспитанию. Если совершенство лежит не впереди, а позади, то совершенно логично отрицать всякое значение, смысл и возможность воспитания. Однако стоит только отказаться от первого, не подтвержденного фактами утверждения, как становится совершенно ясным, что воспитание вообще и воспитание литературного творчества у детей в частности не только оказывается возможным, ко и совершенно неизбежным.
Следующие данные характеризуют литературные формы, наиболее часто встречающиеся в детском творчестве. Чаще всего, как и надо было ожидать, стоит реферат, или доклад, т. е. деловое сообщение, на втором месте — рассказ и на третьем — сказка. Чрезвычайно низок процент драматических произведений (0,1) и писем (1,9). Последнее надо объяснить тем, что эта, наиболее естественная с психологической стороны форма детского творчества наименее культивируется в традиционном воспитании детей.
Не лишены интереса данные относительно грамматической формы и длины детских произведений. С возрастом увеличивается объем детских произведений. Как показывает сводка, подсчитывающая среднее число слогов в поэзии и прозе мальчиков и девочек по различным возрастам, несомненно, это внешнее увеличение литературных произведений стоит в прямой зависимости от их содержания.
Чем моложе ребенок, тем больше его речь отражает особенности детской речи и отличается от речи взрослого.
Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни. Игра нужна самому ребенку, также и детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается. Это, конечно, не значит, что детское творчество должно возникать только самопроизвольно из внутренних побуждений самих детей, что все проявления этого творчества совершенно одинаковы и что они должны удовлетворить только субъективному вкусу самих детей. В игре самое важное не то удовольствие, которое получает ребенок, играя, но та объективная польза, тот объективный смысл игры, который бессознательно для самого ребенка осуществляется им. Этот смысл, как известно, заключается в развитии и упражнении всех сил и задатков ребенка. Также и детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне и должно оцениваться с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка, Так же точно, как мы помогаем детям организовать их игры, выбираем и направляем их игровую деятельность, мы можем стимулировать и направлять творческую реакцию детей.
Смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка; впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.
Глава 7. Театральное творчество в школьном возрасте.