Мозг и психика человека. Педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Научно-психологическое знание имеет длительную предысторию накопления суждений мудрецов и ученых древности и Средневековья. Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Это слияние двух греческих слов «псюхе» - душа и «логос» - учение, т.е. дословно – наука о душе. Возникновение же научной психологии связывается обычно с 1879 годом – годом создания в Лейпциге В.Вундтом (1832-1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории.

Содержание работы

О психологии…………………………………………………………………...2
1.Мозг и психика человека…………………………………………………..5
1.1.Соотношение психического и физического……………………………..5
1.2.Физиология высшей нервной деятельности……………………………8
1.3.Системные закономерности в высшей нервной деятельности………14
Педагогика.
2.Педагогический процесс…………………………………………………..21
2.1.Система и структура……………………………………………………..21
2.2.Этапы педагогического процесса……………………………………….29
2.3.Инновационная педагогика……………………………………………..35
2.4.Оптимизация системы…………………………………………………….42
Библиографический список…………………………………………………..48

Содержимое работы - 1 файл

Психология и педагогика (Автосохраненный).docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

Эти процессы сопряжены с  явлениями физико-химической природы: перемещениями положительно и отрицательно электрически заряженных ионов калия  и натрия, поляризацией, возникновением и распространением электрических  потенциалов (порядка до 100мВ), изменениями  проницаемости для ионов оболочек клеток, точек их соприкосновения (синапсов) и др. По окончании действия раздражителя возбуждение или торможение в нервной клетке или группе их сохраняется некоторое время, т.е. обнаруживается последствие, следовый процесс – физиологическая основа памяти. Длительность сохранения может быть от нескольких секунд или минут (в спинном мозгу) до нескольких десятков лет (в коре больших полушарий).

Динамика возбуждения  и торможения проявляется в основном в том, что импульс возбуждения, возникший на периферии или в  других участках нервной системы, доходит  до головного мозга, вызывает в нем  очаг возбуждения – возбужденность определенной группы нервных клеток, в том числе в коре его. Благодаря богатым связям нервных клеток в коре (преимущественно по «горизонтали») возбуждение от очага растекается, распространяется (иррадиирует) по ней. Иногда оно охватывает всю большую часть коры и других отделов мозга, что мобилирует их возможности для выработки ответа на важные (физиологически сильные) раздражители. Чрезмерно распространившаяся (генерализованная) иррадиация может вызвать перевозбуждение и сказаться отрицательно. Например, студент на экзамене, находясь в перевозбуждении, не может показать ту подготовку, которую имеет, а практик в очень волнующей обстановке снижает качество даже неплохо отработанных профессиональных действий. Тремор – дрожь – одно из выражений чрезмерной генерализации.

Ослабление или прекращение  возбуждения нервных клеток приводит к «свертыванию» очага возбуждения: он уменьшается, сжимается, а там, где  возбуждение было наиболее сильным, остается устойчивый след. Этот процесс  называется концентрацией возбуждения. Аналогичное происходит и при  процессах торможения.

Динамика процессов возбуждения  и торможения составляет основу всех процессов ВНД. Они могут распространяться, концентрироваться, вступать во взаимодействие, усиливаться или ослабевать, конкурировать  друг с другом, вступать в противоборство, сохраняться, угасать. При этом обнаруживаются и иные важные причинно-следственные зависимости. Главные из них обозначаются понятием « рефлекторный принцип  в ВНД». Рефлекс (от лат. reflecsus – повернутый назад, отраженный) – ответ организма на воздействия окружающей среды. Он осуществляется на основе нервного пути, называемого дугой рефлекса. Раздражитель (свет, звук или другое) воздействует на нервное окончание (рецептор), находящееся на коже, во рту, в глазу, носу, внутренних органах и т.д., и трансформируется в возбуждение. Последнее распространяется от него к центру по специальному нервному пути, именуемому афферентным (восходящим, центростремительным, сенсорным). В центральной нервной системе полученный сигнал после соответствующей обработки передается другому нервному пути, называемому эффектным (нисходящим, центробежным, двигательным). По нему он доходит до эффектора (мышцы, органа, железы и т.д.), реализующего ответ организма.

Все рефлексы делятся на две большие группы: безусловные  и условные. Безусловные рефлексы – врожденные, они не требуют выработки, так как нервный путь, лежащий в их основе (дуга этого рефлекса), анатомически заложен в строении нервной системы, т.е. существует постоянная замкнутость всех элементов их дуги. Новорожденный обладает безусловными рефлексами: сосательным, дыхательным, глотательным, пищеварительным, оборонительным и др. Они срабатывают при появлении соответствующего раздражителя-сигнала (грудь матери, пища во рту, ощущение укола и пр.). Безусловность такого рефлекса, в том, что при действии безусловного раздражителя соответствующий ответ на него произойдет обязательно.

Безусловные рефлексы целесообразны, важны, но их одних человеку мало. Представляя  собой стереотипные на стереотипные раздражители, типичные в эволюции человека, они не в состоянии обеспечить адекватное поведение каждого в  бесконечно разнообразных условиях и ситуациях, типичных именно для его жизни. Для этого человеку нужны новые разнообразные рефлексы, которые  у него и вырабатываются функционально при его жизни под влиянием опыта ее индивидуальных особенностей.

Условный рефлекс –  прижизненно сформировавшаяся при  определенных условиях связь между каким-то раздражителем и определенным ответом на него. Условных рефлексов нет у новорожденного. У него есть только широкий набор рецепторов, нервных путей, эффекторов, часть которых объединяется функционально при определенных условиях в дугу рефлекса. Образование условного рефлекса – это образование новой уги, элементы которой функционально соединяются прижизненно образованными связями. В результате возбуждение, вызванное новым, ставшим понятным и значимым раздражителем – условным сигналом (событием, признаком и др.), начинает «бежать» по проложенному новому «руслу», не растекаясь в стороны и достигая нужного эффектора.

Основные условия образования  новых рефлексов таковы: активное, деятельное состояние коры головного мозга; подкрепление (совпадение по времени) нового, неизвестного, незнакомого (а потому и безразличного, незначимого) раздражителя со значимым, т.е. таким, на который человек уже реагирует (при образовании первых условных рефлексов подкрепление осуществляется безусловным раздражителем); многократность совпадения по времени незначимого раздражителя со значимым; отсутствие посторонних сильных раздражителей. Эти условия можно проследить при обучении человека реагированию на что-то новое и незначимое: он должен находиться в активном состоянии; новое преподносится ему с опорой на его личный опыт (т.е. значимые для него уроки жизни), подкрепляется очевидно значимыми доводами, закрепляется при повторениях и многократных упражнениях. При образовании условного рефлекса безразличные с рождения раздражители становятся значимыми, сигнальными, т.е. при их появлении человек начинает на них реагировать, осваиваясь с поведением в новой обстановке.

Описанная схема образования  условного рефлекса, в которой  подкрепление безразличного раздражителя производится безусловным раздражителем (с рождения значимым для него), относится к так называемым рефлексам первого порядка. Такие рефлексы в чистом виде у взрослого человека встречаются очень редко. На базе их всегда возникают более сложные, которые называются рефлексами высшего (второго, третьего и т.д.) порядка. В них подкрепление выступает уже выработанный ранее условный рефлекс: при выработке рефлекса второго порядка – условный рефлекс первого, при выработке третьего – второго и т.д. Так, студент, изучая новую тему, опирается на знание предыдущей, и у него образуются условно-рефлекторные связи более высокого порядка. У человека возможно образование условно-рефлекторных связей до двадцатого порядка, в то время как у высших животных – только до пятого.

Образовавшиеся у данного  человека условные рефлексы:

- включают в систему  ВНД все новые и новые поведенческие  реакции на неизвестные с рождения  явления и события окружающего  мира, и она все более и более  приобретает условно-рефлекторный, а не генетически обусловленный, инстинктивный характер;

- обеспечивают все более  правильное, соответствующее реальной  действительности и ее особенностям поведение;

- индивидуализируют ВНД  людей и их поведение;

Было бы неверным, однако, искать в каждом действии человека проявление какого-то условного рефлекса, каким бы сложным он ни был. ВНД и поведение человека – не чреда сменяющих друг друга реакций на внешние раздражители, а активизация и широкое проявление условно-рефлекторных связей, регулирующих, направляющих их и формирующих новые, более высокого порядка. Условнорефлекторность проявляется не столько в том, что в ответ на внешнее воздействие возникает какой-то рефлекс, сколько в том, что обработка, передача, использование информации в мозгу происходит преимущественно по сформированным в процессе индивидуальной жизни нервным путям, вырабатывая адекватные разнообразным ситуациям решения и ответы.

По словам И.М.Сеченова: «В мысли есть начало рефлекса, продолжение его и только нет, по-видимому, конца – движения. Мысль есть первые две трети … рефлекса».

Все это становится еще  более ясным после рассмотрения системной деятельности мозга.

1.3.Системные закономерности в высшей нервной деятельности.

 

Окружающий человека мир  многогранен и сложен, и адекватное ему поведение не может свестись к последовательному реагированию на отдельные раздражители по рефлекторной цепочке. Высшей нервной деятельности присущи более сложные закономерности, повышающие уровень ее системности и целостного реагирования.

На человека всегда действуют  не отдельные раздражители, а множество их, что ставит перед центральной нервной системой проблему: на какие раздражители реагировать, а на какие – нет. Так, на сидящего в аудитории студента действуют оформление аудитории, повеление преподавателя, посторонние звуки, температура в помещении и ее освещенность, запахи и др. Очевидно, что его реакция должна быть результатом синтетической оценки их и выбора главного – ориентации на лектора при одновременном отключении от других раздражителей. Каким образом мозг делает это? Важная роль принадлежит закону доминанты.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения (или система их и их связей), подчиняющий себе в данный момент деятельность мозга, подавляющий очаги от других раздражителей, направляющий ее и определяющий характер ответной реакции. Она играет роль силы, мобилизующий возможности мозга в ответ на главное в обстановке данной ситуации. На любом временном отрезке у каждого человека есть такая доминанта, которая, однако, не всегда соответствует ситуации и может мешать. Например, серьезная проблема, возникшая в семье студента, может и во время занятий занимать его мысли (доминанта), подчинять себе работу мозга и отвлекать от внимательного слушания лекций. Интерес, внимание, настойчивость в решении задачи, увлеченность, озабоченность, влюбленность и др. – проявления положительных доминант.

Окружающий человека и  постигаемый им мир наряду с постоянной изменчивостью характеризуется  и постоянной повторяемостью (типичностью, стереотипностью) каких-то условий, факторов (раздражителей), их комплексов, ситуаций, повторяемостью реакций и действий человека. Таковы, например, элементы привычного образа жизни, распорядка дня, режима работы и отдыха, трудовых действий и т.п. Многократным повторением раздражителей и действий соответствует и повторяющийся у человека комплекс соответствующих условно-рефлекторных процессов в ВНД, функционирование которого в результате все более налаживается и закрепляется. Физиологически это уже не простой процесс распространения возбуждения по каналу, цепочке, а целостная сеть закрепившихся и слаженно протекающих физиологических процессов, охватывающих уже почти весь мозг. Она называется динамическим стереотипом. Динамические стереотипы – физиологическая основа навыков, умений, привычек, стиля, почерка, походки, манер, образа жизни и другой системности.

Человек коренным образом  отличается от живетных тем, что обладает сознанием, развитой речью, способностью к труду и произвольному поведению. Физиологию, да и психологию этого принципиального отличия не понять, не зная о наличии в ВНД человека двух сигнальных систем и закономерностей их функционирования, которые были исследованы И.П.Павловым.

Все нервные процессы, возникающие  в центральной нервной системе и детерминированные  безусловными и условными раздражителями-сигналами (свет, запах, звук и пр.), относятся к так называемой первой сигнальной системе ВНД. Она схожа у человека и животных. Вторая сигнальная система – речевая система, выраженная в нервных процессах, протекающая при использовании слова (слуховое восприятие, прочтение, написание, произнесение вслух и про себя) и других видов символики (цифры, условные знаки, схемы, графики и т.п.), используемых людьми, и ставшая для них сигналами обстановки, ее изменений и реагирования на них.

Каждое слово приобретает  свое сигнальное значение для индивида в процессе его личной жизни. Слова  не имеют значения для новорожденного, как и слова неизвестного языка – для взрослого или неизвестные, например, научные термины. Чтобы слово приобрело сигнальное значение (стало понятным), должны быть образованы соответствующие условно-рефлекторные связи. Основное условие обычное: многократное совпадение по времени двух очагов возбуждения в коре больших полушарий: одного от слова, второго – от непосредственного раздражителя, который оно должно обозначать.

К примеру, одно из первых слов, которым овладевает ребенок, - слово «мама». Мать, ухаживая за ребенком и лаская его, очень часто произносит слово «мама». У ребенка многократно, совпадая по времени, возникают два очага возбуждения: от зрительного восприятия облика матери и восприятия звука слова. Это вскоре приводит к образованию условно-рефлекторной связи между ними. В результате когда ребенок слышит, например, слова: «Где мама?» - он начинает реагировать. Процесс таков: звук слова вызывает очаг возбуждения в слуховой области коры; возбуждение от этого очага распространяется (иррадирует) по условно-рефлекторному «каналу» в зрительную область, где активизирует следы зрительного образа матери; ребенок начинает крутить головой в поисках матери и, найдя ее, расплывается в улыбке.

Однако значение слова  «мама» не ограничивается для него зрительным образом. Мать действует на ребенка не только как зрительный раздражитель, но и своим теплом, запахом, мягкостью тела, вкусом, устранением беспокоящих ребенка болей, освобождением неприятных ощущений при мокрой пеленке, ощущениями ласки, любви, заботы и т.д. Поэтому очаг от зрительного восприятия окружается множеством других очагов, связывающихся в многогранный чувственный образ, существенно обогащающих первичное значение слова «мама». Но и этим дело не заканчивается.

Когда ребенок начинает сам  произносить слово «мама», то к  слуховому очагу слова подключаются очаги возбуждения и связи от всех отделов речевого аппарата (язык, губы, гортань и др.), а когда овладевает со временем умениями прочтения и написания слова – очаги и связи от них. В ВНД образуется «речевая» сеть, комплекс слова. Оба комплекса, формируясь, одновременно прорастают взаимосвязями. В итоге возникает сложный динамический стереотип, связанный со словом и охватывающий деятельность практически всего мозга, больших полушарий и их коры и именуемый энграммой (запечатление) слова. Каким количеством слов владеет человек, столько у него и энграмм. Энграмма каждого слова имеет нечто общее для всех людей (значение слова), говорящих на одном языке (что и позволят им понимать друг друга), но в них и много индивидуального, отражающего особенности пройденного данным человеком жизненного пути – обучения, воспитания, образования, образа жизни, чтения творчества, окружения, деятельности, поведения и др. Поэтому и значение одних и тех же слов для разных людей в большей или меньшей степени не одинаково. Так, значение слова «психология» в общем понятно всем, но оно различно для человека, изучавшего ее, и для специалиста-психолога, усвоившего много психологических дисциплин и прочитавшего самостоятельно обширную специальную литературу. Несколько упрощая, можно сказать, что значение слова для данного человека – это все, что он может рассказать о том, что за ним стоит.

Информация о работе Мозг и психика человека. Педагогический процесс