Методологические вопросы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:59, лекция

Краткое описание

На Западе возникновение и развитие научных представлений о психике человека осуществлялось в естественнонаучном русле, преодолевая религиозно-мистические препятствия. На Востоке проблема души получила преимущественно этическое толкование, как учение о правильном поведении, достижении блаженства путем личностного самосовершенствования. Возникший на Востоке в VI веке до н.э. буддизм отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы Востока строились на познании этического потенциала души.

Содержание работы

1. Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья
2. Формирование психологических концепций в XVII—XVIII вв.
3. Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке
4. Психологические школы первой половины XX в.
5. Развитие нейрофизиологии и психологии в России
6. Современные направления зарубежной психологии

Содержимое работы - 1 файл

Лекции по бщей психологии.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

В рамках интеракционизма разносторонне исследованы социальные установки личности, ее ролевое поведение, влияние на личность референтных для нее социальных групп. Социально зрелая личность становится, по Миду, объектом для самого себя. Социальный контроль приобретает при этом форму внутреннего самоконтроля. Мид ввел в научный оборот многие понятия современной социальной психологии («Сознание, личность и общество», Нью-Йорк, 1934).

                                     5.   Развитие нейрофизиологии и психологии в России

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы.

В 1863 году был опубликован фундаментальный труд русского физиолога И.М. Сеченова (1829 - 1905) «Рефлексы головного мозга». В этом труде И.М. Сеченов утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения суть рефлексы». И.М. Сеченов заложил основы естественнонаучного направления в отечественной психологии. Утвердившиеся ранее представления о психике как множестве отдельных психических явлений (чувств, образов, представлений, мыслей) И.М. Сеченов концептуализировал в единый механизм «жизненных встреч организма со средой».

Психические явления стали трактоваться Сеченовым как регуляторы деятельности, срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сигналообразование — вычленение в среде значимого и второстепенного — стало рассматриваться в качестве основной функции психики.

Свой первый психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов написал после своего сенсационного открытия центрального торможения. (До этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). С открытием Сеченовым процесса торможения в нейрофизиологии возник комплекс проблем нейродинамики, связанный с отношением возбуждения и торможения. На основе новых нейродинамических представлений Сеченов вновь обращается к проблеме рефлекса, рассматривая его как базу для объяснения «происхождения психических деятельностей» («Психологические этюды», 1873; «Кому и как разрабатывать психологию?», 1872). Сеченов считал, что психическое и психологическое родственны по механизму совершения. Содержанием психологии, по мысли Сеченова, должно быть то, как совершается психический процесс. Любое психическое явление Сеченов рассматривал как процесс, имеющий определенную структуру: начало, течение и конец. Начало и конец психического процесса - это то, что соединяет организм со средой. Начало процесса определяется внешними влияниями. Стало быть, психическое, внутреннее детерминируется внешним — таков один из основных сеченовских постулатов. Внешнее воздействие превращается в чувствование лишь при условии его значимости для организма. Наиболее важным элементом этой триады является заключительный акт — приспособительное действие. До Сеченова чувствование рассматривалось как имманентный феномен сознания. Сеченов связал его с приспособительным поведением организма в окружающей его среде. «Чувствование всегда и везде имеет только два общих значения: оно служит орудием различения условий действия и руководителем соответствующих этим условиям (т.е. целесообразных или приспособительных) действий»3. Мозг, по Сеченову, получает и обрабатывает двойной ряд сигналов — от значимых предметов по средствам чувствования и от результатов действия посредством мышечного чувства.

Мышца, по Сеченову, не только орган действия, но и инструмент познания среды: она передает в мозг сигналы о пространственно-временных координатах объектов внешней среды, а не только информацию о своем состоянии. Посредством движений происходит добывание той информации, которая лежит в основе мыслительной деятельности («Элементы мысли», 1878). Так был положен конец многовековой точке зрения на сознание как внутреннее созерцание. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии - принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира. Идея Гельмгольца об «умозаключении глазом» (движущийся глаз производит сопоставление предметов, выявляет их сходство и различие) получила обобщенно-концептуальное выражение.

Пройдя «школу действия», мысль «свертывается, становится внешне незаметной», но всегда возникает при встрече со знакомым предметом и всегда отражается в микродвижениях мышц (идеомоторные акты). Тем же путем возникает и воля - только уже не из взаимодействия с вещами, но из взаимодействия с людьми. «Ребенок делает тьму движений с чужого голоса, по приказанию матери или няни: образы последних по необходимости должны представляться ему какими-то роковыми силами, вызывающими в нем действия, и раз это осознано, мерка переноситься и на случаи действий, вытекающих из своих собственных, внутренних побуждений, причем эквивалентом приказывающей матери или няни может быть только Я, а никак не смутное желание, не имеющее с матерью или няней ничего общего». По образцу людей, регулирующих его жизнедеятельность, ребенок представляет себя командным центром и становится способным к самодетерминации (создавая для психологов-идеалистов иллюзорное «Я» как первоисточник индетерминированной воли).

Развивая концепцию И.М. Сеченова, выдающийся русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 - 1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И.П. Павлов открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой. Деятельность высших отделов мозга, коры больших полушарий Павлов интерпретировал как интегративную регуляцию всех процессов жизнедеятельности. Высшую нервную деятельность он рассматривал как психическую деятельность. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов. Введя этот концептуальный термин, Павлов осмыслил высшую нервную деятельность как механизм образования временных нервных связей. Условный рефлекс — это рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, врожденную реакцию: пищевую, оборонительную и половую. При этом условии ранее индифферентный раздражитель постепенно приобретает сигнальное значение - становится сигналом, направляющим врожденные формы поведения.

Традиционное учение об органах чувств И.П. Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез.

Выявляя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах: сенсорные сигналы — первая сигнальная система, речевые сигналы - основанная на первой вторая сигнальная система. Слово - сигнал сигналов - отражает действительность в обобщенном виде.

В процессе жизнедеятельности в устойчивых условиях организм вырабатывает устойчивую систему реакций — динамический стереотип. Его поддержание, уравновешенное отношение со средой субъективно ощущается как положительная эмоция. Ломка стереотипа вызывает отрицательные эмоции.

Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности Сеченовым, Павловым, Введенским, Ухтомским дали мощный импульс развитию психологии в России. К концу XIX века в Москве, Петербурге, Казани, Юрьеве, Харькове были организованы экспериментальные психологические лаборатории, созывались общероссийские съезды психологов, издавались психологические журналы («Вопросы философии и психологии», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» и др.).

Проблемы естествознания и психологии живо интересовали российскую интеллигенцию. Естественнонаучное направление русских психологов возглавляли В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт. В 1908 году по инициативе Бехтерева создается Психоневрологический институт — центр по комплексному изучению человека, а в 1914 году Московский психологический институт, а еще раньше - Московское психологическое общество.

В первые послереволюционные годы началась бурная перестройка психологии под флагом марксизма. Особые усилия были направлены на критику идеалистических позиций Челпанова и теоретических «ошибок» тех, кто не проявлял поспешности в пересмотре своих взглядов (К.Н. Корнилова, П.П. Блонского и др.). Однако внимание к физиологическим основам психологии в ближайшие после революции годы еще более усилилось, возрос интерес и к трудам биологов-дарвинистов (Н.А. Северцова, В.А. Вагнера). Значительным событием в науке был выход в свет труда И. П. Павлова «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности» (1923) и опубликование в том же году в «Русском физиологическом журнале» работы А. А. Ухтомского «Доминанта как рабочий принцип нервных центров».

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 - 1942) выступил с концепцией приспособления организмов к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влиянием доминанты — устойчивого возбуждения функционально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному «центру». Ухтомский установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только  в определенный мозговой центр, но и распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Возникло понятие «нервной сети». Возник вопрос: почему возбуждение нервной сети не приводит к хаотическим реакциям, как организуется точный приспособительный ответ организма. В поисках ответа на эти вопросы Ухтомский и пришел к идее доминанты. Доминанта господствует и организует регуляционные процессы до тех пор, пока поведение не завершится необходимым приспособительным результатом. Вот почему в одно время совершается одно действие, требующее сложной регуляции.

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927), невроанатом, нейрофизиолог, невропатолог, психиатр и психолог. Всемирно известны многотомные фундаментальные исследования Бехтерева: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. Основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), первой психологической лаборатории в Петербурге, Психоневрологического института — первого человековедческого института в мире, основатель ряда научных обществ и научных журналов: «Обозрение психиатрии, невралгии и экспериментальной психологии» (1895), «Психология криминальной антропологии и гипнотизма» (1974). В.М. Бехтерев существенно расширил представление о мозге как аппарате индивидуального опыта, сделал свыше десятка анатомических открытий в структуре мозга, многие из которых носят его имя.

Развивая концепцию доминанты Ухтомского, Бехтерев раскрыл оценочную сущность восприятия, социальную обусловленность волевой сферы личности, исследовал ряд аспектов развития психики, дал свою интерпретацию проблемы сознания, выступил как основатель ряда прикладных отраслей психологии (производственного и умственного труда, художественной, педагогической и врачебной деятельности).

В своем фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» (1922) В.М. Бехтерев исследовал кардинальные проблемы социальной психологии.

В противовес субъективно-идеалистической психологии Бехтерев выступил как основатель объективной психологии, которую он назвал рефлексологией, подчеркивая этим термином биосоциальную сущность человека и необходимость исследования этой сущности в естественнонаучных категориях.

Наибольшей популярности рефлексология достигла в середине 20-х годов после опубликования работы В.М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Возникнув в сфере психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение. Несмотря на некоторый механизм и физиологический редукционизм, рефлексология содействовала естественнонаучной переориентации психологии. Крайним проявлением этой переориен тации было возглавленное К.Н. Корниловым психологическое направление, получившие название реактологии («Учение о реакциях», 1921) — направление, близкое по своей сути к бихевиоризму.

На рубеже веков и вплоть до 20—х годов XX века естествоиспытатели и эволюционисты оказывали решающее влияние на всю сферу человековедения. Большую известность приобрели идеи Сеченова, Ухтомского, Павлова, Северцова, Мечникова, Тимирязева. Развиваемая А.Н. Северцовым в русле дарвинизма эволюционная теория смыкалась с проблемами развития психики в фило- и онтогенезе. Подвергнув сомнению биогенетический закон Геккеля (развитие индивида повторяет развитие вида), Северцов пришел к выводу, что биологический прогресс связан не только с новым формообразованием, но и с развитием новых адаптационных механизмов («Эволюция и психика», 1922). Теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Л. С. Выготским (1896 — 1934).

Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить сознание человека законами биологической эволюции. Внимание Выготского было привлечено к орудию как средству специфической человеческой деятельности. Формируется фундаментальная идея Выготского об опосредственном характере психической деятельности человека: орудием этого опосредствования является, по Выготскому, знак (слово). Предметное орудие направлено вовне, на внешний объект. Знак же направлен внутрь, он является орудием социального взаимодействия людей. Психическое отражение действительности человеком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове — такова основная исходная идея теории Выготского. Знак (слово, схема, число) — это искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения. Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфического человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека.

Механистическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

Выготский постулировал структурную аналогию между предметной деятельностью и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься как деятельностно освоенный внешний мир. Образ мира предстает в сознании человека в виде системы знаний. Человеком осознается то, что представлено в социально нормированной форме. Значительное внимание Выготский уделял выявлению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). В механизмах мозговой деятельности Выготский усматривал динамические функциональные комплексы — единицы деятельности. Изучая детскую психологию и распад психических функций на материале дефектологии, Выготский пришел к выводу: сознание — динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Выготский успешно исследовал проблему межфункциональных связей, создал новое направление в детской психологии, выдвинув концепцию о зонах ближайшего развития ребенка («История развития высших психических функций», 1931; «Мышление и речь», 1934).

Вся структура психической организации личности, утверждает Выготский, обусловлена ее реальным социальным взаимодействием. Личность становится для индивида тем, что она представляет собой для других. Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности.

Информация о работе Методологические вопросы психологии