Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 12:59, лекция
На Западе возникновение и развитие научных представлений о психике человека осуществлялось в естественнонаучном русле, преодолевая религиозно-мистические препятствия. На Востоке проблема души получила преимущественно этическое толкование, как учение о правильном поведении, достижении блаженства путем личностного самосовершенствования. Возникший на Востоке в VI веке до н.э. буддизм отрицал душу как особую сущность, интерпретируя ее как поток неповторимых мгновений, сменяющих друг друга состояний. Возникшие затем философские школы Востока строились на познании этического потенциала души.
1. Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья
2. Формирование психологических концепций в XVII—XVIII вв.
3. Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке
4. Психологические школы первой половины XX в.
5. Развитие нейрофизиологии и психологии в России
6. Современные направления зарубежной психологии
Позднее Адлер ввел в свою концепцию понятие «образа меня совершенного». По его мнению, в глубинах бессознательного у каждого человека живет образное представление о себе, как об актуализированной, развитой личности. Разительное отличие этого образа от действительного облика индивидуума грозит последнему неврозом или даже патологией личности.
Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление — неофрейдизм. К этому времени появилось значительное количество людей, страдающих новыми «болезнями века» от воздействия сложных социально-средовых условий. Экономическая депрессия и войны обострили у многих людей чувство одиночества, незащищенности и тревожности. При выяснении причин этих заболеваний было уже недостаточно анализа личной биографии пациента, его семейных драм и личностных конфликтов. Неофрейдизм возник как новое направление психоанализа, ориентированное на социальное обусловливание индивидуальной психологии.
Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900— 1980) — немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Фромм пытается понять психологию человека в свете социальных условий его существования. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.
Мы должны понимать два взаимосвязанных условия существования человека - постоянно уменьшающуюся детерминацию его поведения инстинктами и все более возрастающую детерминацию прижизненно приобретаемыми программами поведения, которые становятся возможными благодаря колоссальным потенциям развивающегося человеческого мозга. «Но возмещают ли эти возможности человеческого мозга дефицит инстинктивного поведения?» - так формулируется Фроммом основная проблема его научного поиска.
Человек изначально не вооружен адаптивными программами поведения. Принятие правильных решений обусловлено интеллектом. Но всем известно, насколько может быть слабым и ненадежным этот поведенческий инструмент. Внезапно нахлынувшие желания и страсти могут легко его подавить. Более того, одаренность человека разумом, самосознанием, осознание им самого себя как существа, обособленного от природы и от других людей, разрушает в нем естественную гармонию, присущую поведению животных. Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, он вынужден признать ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа дихотомичны, двойственны.
Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека -нескончаемая цепь решаемых им жизненных проблем. Эта экзистенциальная, сущностная противоречивость порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет своей экологической ниши. Его «ниша» — общечеловеческая культура.
В более ранней своей работе «Escape from Freedom» («Бегство от свободы») Эрих Фромм показал зависимость типических характеров от социального строя, особенности характеров, обусловленные тоталитарным строем. В условиях систематического подавления свободы и независимости возникает такое негативное свойство личности, как автоматический конформизм. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, каким они его ожидают видеть.
Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Методику неофрейдизма он использовал для анализа социально-исторической динамики. Человек, по Фромму, является пленником не своих инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологем. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Инстинкты человека ослаблен-ны, они уже не гарантируют ему биологического существования. Разум же его еще недостаточно развит и тверд, чтобы гармонизировать его отношение со средой обитания. Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой.
Само существование человека выступает, по Фромму, в двух модусах — быть или иметь. Самосуществование в модусе «иметь» заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция «иметь» стимулируется его биологической природой. Тенденция «быть» черпает свои силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными, подлинно человеческими потребностями2. Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма.
Значительный вклад в системный анализ человеческого поведения внес необихевиоризм и его лидеры Эдуард Толмен (1886 — 1959) и Кларк Халл (1884 — 1952). Большую известность среди психологов приобрело исследование Э. Толмена «Целенаправленное поведение у животных и человека» (1932).
Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Халлом, экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков («Система поведения», 1952). Еще в 40-х годах в работе «Principes of behaviour» («Принципы поведения», 1943) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособи тельного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею «афферентного нервного взаимодействия», согласно которой реакции организмов осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом}.
В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория «поля» немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890 - 1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то же время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие поля, Левин вывел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Курт Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют некие психологическое силы: стремления, уровни притязания, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (которые Левин предложил обозначать математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, то есть имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.
Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе стал швейцарский психолог Жан Пиаже, основатель генетической психологической школы.
Если в традиционной психологии мышление и речь ребенка изучались лишь с точки зрения их «изъянов», то Пиаже первым исследовал качественные особенности детского мышления («Речь и мышление ребенка», 1923). Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как внутреннюю трансформацию совершаемых им внешних действий, как процесс интериоризации, имеющий определенную стадиальность. Концепция интериоризации — перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия стала фундаментальной методологической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.
Пиаже создал особое направление в психологии - генетическую эпистемологию — (от гр. «episteme» — знание) — психосоциальную теорию развития познания («Психология интеллекта», 1946). Исследо- вания Пиаже содействовали разработке проблемы соотношения между логикой и психологией мышления, между биологическими и психологическими факторами интеллектуального развития.
Сенсомоторный интеллект ребенка предшествует его логическому интеллекту — к такому выводу пришел Жан Пиаже. Только опираясь на множество конкретных практических операций, человек переходит на уровень формально-логических операций, завершающийся лишь к 15 годам («Психология интеллекта», 1946).
В «Теории Пиаже» Жан Пиаже писал: для того, чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их - перемещать, связывать, комбинировать... Источник знания лежит не в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии...
В продолжение многих столетий психология имела лишь две сферы своего практического приложения - педагогику и медицину. В начале XX века технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела — менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена. Введенный В.Штерном термин «психотехника» первоначально и охватывал психологические аспекты профессиональной деятельности.
Еще в 80-х годах XIX века американский инженер Фредерик Тейлор (1856 - 1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновывал своими эмпирическими психологическими представлениями. Все это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психологического потенциала работников в различных сферах производства. Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности (В США выходит книга Парсона «Выбор профессии» и еще раньше книга Мюнстерберга «Психология промышленной производительности», 1913). Все это резко повысило практическую значимость психологии, выдвинуло на передний план проблему психологических возможностей человека в различных сферах деятельности. Резко увеличились ассигнования на производство лабораторно-психологических исследований.
Активизировались тестовые исследования различных психических функций: памяти, интеллекта, внимания, скорости сенсомоторных реакций. Определялся необходимый уровень развития этих психических функций для успешного овладения различными профессиями. Экспериментальная психология покидала академические лаборатории и внедрялась в различные практические сферы жизнедеятельности людей. Усовершенствовались методы психологической диагностики. Расширялась сфера психологического консультирования. Психический потенциал человека становился объектом точных измере ний. Во всехсферах человеческой деятельности стал четко усматриваться психологический фактор.
В начале XX века окончательно формируется новая отрасль психологии — социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы. Оформление социальной психологии в самостоятельную науку связывают с появлением в 1859 году в Германии «Журнала по этнической психологии и языкознанию», издателями которого были Г. Штейнталь и М. Лацарус. Этот журнал поставил своей задачей изучение психологии народов, «духа народа», проявляющегося в его языке и культуре. Крупными ее представителями были Габриель Тард («Законы подражания», «Личность и толпа»), Г. Лебон («Психология народов и масс»), У. Мак-Даугалл («Основные проблемы социальной психологии»).
Возникают первые социально-психологические концепции. Французский социолог и криминолог Габриель Тард (1843 — 1904) выступил основоположником психологического направления в социологии. По концепции Г. Тарда, общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно явлением подражания, обычаями и модой. Благодаря подражанию возникают групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды социализируются - приспосабливаются к условиям общественной жизни. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности («Законы подражания», «Личность и толпа», «Социальные законы»).
Значительное внимание Тард уделил социально-психологическим факторам преступности («Сравнительная преступность», М., 1907; «Преступник и преступления», М., 1906).
Французский социолог и социальный психолог Густав Лебон (Le Bon; 1841 - 1931), разработал эмоциональную теорию социальных процессов («Психология народов и масс», СПб, 1896).
Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Э. Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные коллективные представления», 1898), которые и определяют видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется рядом социальных факторов - в том числе духовными факторами, коллективным сознанием. В отличие от «социальной атомизации» Тарда (считавшего индивида «клеткой» общества), Дюркгейм отстаивал идею общественной солидарности, единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей. Дюркгейм применил к исследованию жизнедеятельности общества метод структурно-функционального анализа. При этом под функцией он понимал зависимость социальных явлений от потребностей общества, социально-политической системы. Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (от фр. «anomie» — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных норм из-за их противоречивости. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Недоступность для многих людей социально санкционированных средств удовлетворения своих насущных потребностей толкает их на незаконные действия. Но аномия, порождающая массовую девиацию, подготавливает и приближает социально-экономические перемены в обществе («Социология преступности», М., 1966).
Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии, утвердив первичность социального в формировании личности. На рубеже XIX и XX веков английский психолог У. Мак-Даугалл предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания («Основные проблемы социальной психологии») на основе понятия «социальные инстинкты». В 1908 году была издана книга Мак-Даугалла «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки. В период между 1910 и 1920 годами выходит десятитомная «Психология народов» В. Вундта.
В 20-х годах XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде, применившего математические методы, начинается новый этап развития социальной психологии - зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, в устойчивости их внимания и т.п. в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Менее заметно это влияние в познавательной сфере.
Вслед за Меде американский психолог Ф.Олпорт детализировал методику массового социально-психологического ЖСПСрИ MIGHTS.. По его методике были проведены широкие эксперименты и на их основе разработаны эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, военного дела, политической пропаганды и т п. В разработке методики социально-психологических исследований известную роль сыграл американский психиатр и социолог Д. Морено - основатель метода социометрии. Морено считал, что структура социальных групп определяется синтонностью, то есть симпатией или антипатией между отдельными членами группы. Он разработал графические способы фиксации этих взаимоотношений — социограммы.
Особенно интенсивно социальная психология развивалась в США. Основным ее направлением стала психология социального взаимодействия — интеракция (от англ. «interaction» — взаимодействие). В основу этого интеракционистского направления американской социальной психологии были положены идеи Джорджа Мида (1863 - 1931), выдвинутые в 20-х годах.
Под социальным взаимодействием Мид понимал непосредственную межличностную коммуникацию («обмен символами»). Введя понятие социальной роли, Мид рассматривал социальное взаимодействие как взаимодействие личностей, овладевших определенными социальными ролями. Высшей стадией социализации личности он считал формирование социально-рефлексивного «Я», способность индивида понимать и принимать роль другого («генерализированный другой») и в соответствии с этим конструировать собственные действия.