Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:32, реферат
Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киев¬ской Руси на волне христианизации страны (конец X в.). Первый, или ранний, период в ее истории пришелся на XI — XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь).
Большой вклад в идеологическое обоснование необходимости петровских реформ внесли такие ученые и общественные деятели XVIII века, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, И.Т.Посошков («ученая дружина» Петра I). Они поддерживали развитие в стране знания, ремесел и торговли. В их работах отстаивалась необходимость развития независимого от церкви философского и естественно-научного знания. Их социальным идеалом была просвещенная и культурная Россия, преодолевшая свою отсталость и единая с Европой.
Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В.Ломоносов (1711 — 1765 гг.) — русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он зало-ил основы материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук он более всего ценил химию, полагая, что она «открывает завесу внутреннейшего святилища натуры». Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета, в котором, наряду с другими науками, стала изучаться и философия.
В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть «то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все важнейшие свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-то внешних сверхъестественных сил.
По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными «первичными» свойствами. К числу «вторичных» свойств тел Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают то или иное состояние тел. Материальные тела обладают также и движением — вращательным, поступательным и колебательным. Ученый замечал, однако, что учение об атомах вполне может быть сопряжено с религиозной верой в Бога-творца, «всемогущего двигателя мироздания».
Ломоносов известен в науке как автор закона сохранения материи и движения в природном мире. Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу, что общее количество вещества при этом не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот вывод ученый распространил и на движение. «...Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».
Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Окружающая человека природа и весь видимый мир находятся в непрестанном изменении и развитии. Планета Земля тоже никогда не была в ее нынешнем состоянии. Русский ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. По его убеждению, большое значение в научном познании играют гипотезы, которые стимулируют познавательный процесс. Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки и философии, философского образования в России. С его именем можно связывать становление в России философии естествознания.
Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев (1749 — 1802 гг.) — писатель, философ и просветитель, один из основателей русской революционно-демократической традиции. В 1790 году он нелегально выпустил книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Характеризуя личность Радищева, его гражданскую смелость, Н.А.Бердяев называл его «первым интеллигентом в России».
В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев подверг резкой критике систему крепостного права и самодержавия в России. Он называл крепостное право «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». «Порабощение человека является преступлением перед ним» — такова основная мысль автора книги. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, оно совершенно неэффективно и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически относился Радищев и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти.
В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд «О человеке, о его смертности и бессмертии»). Он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе эволюции все более совершенные существа. Что касается человека, то он есть произведение природы, «совершеннейшая из тварей», живущая в единстве людьми и Космосом. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни («соучаствование»). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и тем самым человеческий род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общественного развития является, по мнению Радищева, человеческий разум в различных его проявлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и народные массы, и выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, располагая для этого всеми необходимыми предпосылками и данными.
Вторая половина XVIII века знаменовалась творчеством большой группы просветителей — Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, П.С.Батурин, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин. Все они критически относились к самодержавию и крепостному праву, но не являлись сторонниками народной революции. Они полагали, что социальные преобразования в России произойдут с помощью просвещения народа и правящего класса, посредством совершенствования законодательства и введения более гуманного и справедливого правления. Просветители надеялись на образованного государя («философ на троне»), который смог бы на деле осуществить их идеи и проекты.
В XVIII веке жил философ, поэт и музыкант, педагог Григорий Сковорода (1722 — 1794 гг.). В истории философии он известен как странствующий мыслитель Малороссии (ныне Украины), сторонник идеалов русского нестяжательства. Г.Сковорода написал ряд сочинений, в которых затрагивал вопросы религии, антропологии, этики и эстетики («Кольцо», «Алфавит, или Букварь мира» и др.). Наиболее чтимыми для Сковороды были такие великие древнегреческие философы, как Аристотель, Платон, Сократ. Если Ломоносов как ученый ориентировался на исследование «внешнего» мира (природы), то Сковорода обратил внимание на «внутренний» мир (душа, духовность человека, его мораль).
XVIII век заметно укрепил позиции философии в духовной культуре российского общества. В это время активно происходил переход от средневекового (религиозного) к новоевропейскому (светскому) типу философского мышления. Это столетие дало имя и первого русского профессора философии. Им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.
4. Философия XIXвека (период классики).
XIX столетие занимает особое место в истории русской духовности. Его по праву принято называть «золотым веком» русской философии — по богатству ярких имен и содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха русского универсализма (многообразия), когда произошел крупнейший раскол в общественной мысли, а отечественной философии были присущи напряженнейшие духовные и социальные искания. Философия этого времени становится, как никогда ранее, социально окрашенной, в ней познание мира органично сочетается с энергичной установкой на практическое его преобразование. Н.А.Бердяев отмечал, что «...русская мысль в течение XIX века была более всего занята проблемами философии истории. На построениях философии истории формировалось наше национальное сознание. Не случайно в центре наших духовных интересов стояли споры славянофилов и западников о России и Европе, о Востоке и Западе». СЛ.Франк тоже замечал, что философия истории и социальная философия — «главные темы» в русской философии. Еще одна особенность этого столетия состояла в том, что здесь философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы, в ее лоне. Философия и литература XIX века — это две формы духовности, образовавшие в прошлом столетии не имеющий аналогов оригинальный и нерасторжимый синтез.
Период классики в развитии русской философии начинается с 20-х годов XIX века и завершается к началу XX столетия («серебряный век» русской духовной культуры). Начало классического периода было связано с творчеством П.Я.Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С.Пушкиным. Философия того времени развивалась как под влиянием внешних источников (французское Просвещение, немецкая классика), так и в силу обстоятельств сугубо национального характера (острота социального вопроса в стране, особенности политического режима, влияние православия и др.). Классический период являет собой большое многообразие течений, школ и учений, объединенных преимущественно вокруг проблемы выбора Россией общественного идеала, путей и форм дальнейшего развития общества, в целом же в богатом философском потоке XIX века можно выделить два полюса: «философию тотальности» и «философию индивидуальности». Первая из них была ориентирована на идеи и ценности коллективизма, религиозной соборности и государственности. Вторая, напротив, подчеркивала первенство свободы и интересов человека над интересами целого (коллектив, государство). Взаимодействие и пересечение этих двух полюсов в немалой степени обусловили содержательность и остроту полемики в философской мысли XIX столетия.
Творчество П.Я.Чаадаева (1794 — 1856 гг.) положило начало русской классической философии. В своих «Философических письмах» он одним из первых в прошлом столетии поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, осмысливая эти проблемы с позиций религиозной философии. В первых своих письмах Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике и культуре. Он с сожалением и пессимизмом писал о том, что Россия якобы «заблудилась на Земле» и осталась в стороне от «общего движения», от «храмины современной цивилизации» в лице Европы. Чаадаев утверждал, что в крови россиян есть нечто враждебное истинному прогрессу и поэтому «ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины». «Стоя как бы вне времени, — размышлял философ, — мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода и оказались в тупике истории, не создав своей цивилизации». «Мы живем, — писал Чаадаев, — без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя».
Позже Чаадаев стал критически относиться к западной цивилизации. Он выделял в ней такие пороки, как эгоцентризм, враждебность частных интересов друг другу, жизнь по расчету. Чаадаев «обнаружил» достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Более того, у него постепенно формируется убежденность в способности России выполнить особую («мессианскую») роль и в ее призвании в мире «дать миру какой-нибудь важный урок» и разрешить наиболее острые проблемы человечества. Чаадаев подчеркивал, что «...мы слишком мало походим на остальной мир, чтобы с успехом подвигаться по одной с ними дороге». Бог сотворил нас великими, и мы поэтому не можем позволить себе быть эгоистами. (В связи с этими словами философа Н.А.Бердяев заметил, что Чаадаев здесь говорит о «потенциальности, непроявленности русского народа».)
Взгляды Чаадаева оказались внутренне противоречивыми, «двуглавыми» и поэтому они подвергались критике с различных сторон. Этот мыслитель символизирует собой Россию как страну, которая волею судьбы оказалась на перепутье двух потоков мировой истории и культуры и поэтому всегда пребывает в напряженном состоянии поиска и выбора. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX века и возникновению в ней в 30 — 40-х годах двух противоположных течений — славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемики состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути общечеловеческого (единого для всех) прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или же у нее должен быть свой особый (самобытный) путь развития. (Ф.М. Достоевский замечал, что у всех нас две родины — Россия и Европа, и в силу этого так остро стоит в нашей философии вопрос о соотношении отечественного и привнесенного, национального и общечеловеческого.)
Славянофилы (братья И.С. и К.С.Аксаковы, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин) были выразителями «женского» (чувственно-эмоционального) начала в русском национальном самосознании. Для славянофильства как мировоззрения свойственна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Здесь господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. В этом мире все продается и все покупается, включая и самого человека. Философское мировоззрение славянофилов было ориентировано на православие, которое рассматривалось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. По выражению русского философа В.С.Соловьева, славянофилы хотели «России Христа». Они полагали, что формой государственного устройства в ней должна быть монархия, якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Крепостное право должно быть отменено, а развитие крестьянства будет происходить на основе общинного землепользования, которое исторически присуще россиянам.
Славянофилы считали, что социальной ячейкой русского общества должна стать патриархальная семья, они идеализировали допетровскую Русь, где мораль и традиции народа еще не были разрушены «тлетворным» и «разрушительным» воздействием западной культуры. В рамках этого мировоззрения выделялась идея соборности, которая рассматривалась как выражение коллективистского духа русских людей, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность на деле означает собирание, соединение всех сил общества ради общего дела и на основе веры в Бога. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ («народ-богоносец», по определению Ф.М.Достоевского), призванный выполнить особую миссию. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия коллективизма, религиозно окрашенного. Это философия, опирающаяся на самобытность России, ее историческое и культурное своеобразие.