Проблема поощрений и наказаний в истории образования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщить представления о характере поощрений и наказаний в истории народов мира и России.
Задачи: 1. дать анализ историко-педагогической литературы по проблеме;
2. определить динамику изменения отношений к проблеме поощрений и наказаний на различных исторических этапах;
3. определить значимость и значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Проблема поощрений и наказаний во всемирной истории образования
1. Взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему дисциплины…………………………………………………………………………. 5
2. Система воспитания в школах Древнего Рима…………………………….10
3. Система наказаний, существовавшая в школах Англии………………….13
4. США – страна разрешенных наказаний ……………………………..…….15
Глава 2. Система наказаний и поощрений в истории образовании России
2.1. Наказание и поощрение в учебных заведениях России…………………..18
2.2. Курс воспитательных систем на гуманизацию…………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...27

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

     А.С. Макаренко выделил такие существенные стороны сознательной дисциплины, как послушание, стремление выполнить приказ или распоряжение быстрее и лучше, а также несколько умений: выполнять свой долг без напоминания, воздерживаться от дурных поступков, придти на помощь другим людям, противостоять дурному и враждебному.

     Перечисленные компоненты представляют в своей  совокупности то, что можно считать  главными показателями дисциплины школьников. Это - фундамент подлинной дисциплинированности.

     Такое понимание структуры сознательной дисциплины позволяет лучше увидеть зависимость дисциплинированности школьника от наличия у него (или отсутствия) нравственных взглядов и убеждений, чувств, привычек поведения и воли.

     Такой подход к пониманию сознательной дисциплины нацеливает учителя на необходимость воспитания у детей не отдельных изолированных черт характера, а нравственного облика в целом.

     Воспитать такую дисциплинированность у каждого  школьника - одна из актуальных задач  школы, семьи и общества. Начальные  классы закладывают основы сознательной дисциплины и культуры поведения. И чем прочнее эти основы, тем успешнее дельнейшее воспитание школьников.

     Ознакомившись с взглядами зарубежных и отечественных  педагогов по проблеме дисциплины, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной и дискуссионной.

     1.2. Система воспитания в школах Древнего Рима 

     Кротость  уже не была главной добродетелью школьных учителей начиная со времен Древнего Рима. Они легко выходили из себя: малейшая ошибка — и раздавались брань и крик, которые были слышны далеко по соседству. Гнев был неизбежной принадлежностью урока. Цицерон, например, сохранял нежное расположение к своим ученикам, был очень любезен с ними, но как только он начинал заниматься со своим сыном или племянником, с ним начинались настоящие припадки ярости. Без всякого сомнения, отцы любили кротких и миролюбивых учителей, они даже старательно искали таких, но в то же время они также охотно примирялись и с самыми необузданными учителями; мягкое и нежное воспитание казалось им опасным, так как оно могло избаловать детей. К тому же гнев учителя всегда имел причину и оправдание: если он выходит из себя — значит, относится к делу преподавания с рвением и добросовестно. «Чем лучше учитель, — говорит Цицерон, — чем способнее он, тем более гнева и нетерпения выказывает он на своих уроках. Ему мучительно видеть, что ученик не понимает того, что сам он понял так легко и быстро». [16, c. 92]

     К несчастью, гнев учителя не всегда выражался  только в одних словах, от слов он быстро переходил к делу. Местопребывание памяти, если верить Плинию Старшему, находится в нижней части уха, и вероятно поэтому учителя принимались развивать ее с безжалостным усердием. В их распоряжении были и еще более действенные педагогические средства. Любимым орудием учителя была ферула (линейка). Линейка и школа были нераздельны по понятиям римлян. Ювенал относит эту ассоциацию даже к героическим временам: «Боясь розги, — говорит он, — Ахиллес уже большой распевал песни на горах своей родины». Ферула играла роль скипетра в школе: она поддерживала во всех пассивное повиновение. Дети должны были подставлять под линейку открытые руки, чтобы удар был больнее. В случаях серьезных пускался в ход ремень из шкурки угря или кожи. Плеть с узлами и железными остриями на концах, по-видимому, не употреблялась в школе. Одна картина в Геркулануме показывает, каким образом происходило наказание розгами. Виновного брал на плечи более взрослый товарищ; другой держал его за ноги; остальные хладнокровно смотрели на всю эту сцену, как будто бы в ней не было ничего необыкновенного. Учитель, спокойный и серьезный, вооружен розгой, которой он наносит сильные удары. Ребенок извивается от 'боли, и из его широко открытого рта, по-видимому, вылетают жалобные крики. Иногда экзекуция производилась с меньшей торжественностью: учитель просто хватал школьника за середину туловища, одной рукой держал его в воздухе вниз головой, а другой наносил ему удары своим ужасным педагогическим орудием.

     В римской школе существовала суровая  военная дисциплина. Напрасно время  от времени раздавались благоразумные голоса против всех этих варварств, они были гласом вопиющего в пустыне, и традиционные приемы обучения неизменно продолжали свое существование. Они употреблялись не только в начальных училищах, но даже в тех школах, которые соответствовали нашим средне учебным заведениям. Ювенал даже в то время, когда уже сочинял рассуждения по риторике, безропотно протягивал под ферулу руки, которые их писали. Знаменитый Орбилий был так строг с Горацием, что тот не мог вспомнить о нем без злобы и негодования; он охотно прибегал к линейке или к ремню из кожи. Квинтилиан, который протестует против этих жестокостей, говорит, что за них была сила привычки и авторитет некоторых философов. Нравы смягчались, а школа продолжала оставаться верной своим традициям. Святой Августин, живший в конце империи, с ужасом говорит о способах, при помощи которых ему вбивали в голову греческий язык. Он был тогда еще маленьким, а между тем, по собственному признанию, далеко не с детским жаром просил Бога об избавлении от колотушек. [16, c. 129] Авсоний прошел через те же испытания, но относится он к ним совершенно иначе. Отправляя своего внука в школу грамматика, он уговаривает его не бояться побоев, так как им он обязан тем, что сделался ученым. Сенека требует, чтобы ребенок сохранил особую благодарность по отношению к учителю за телесные наказания, которым тот его подвергал. Страх, царивший в школах, был обычной темой для упражнений в стиле. Чтобы живо изобразить дурное обращение в школах, ребенку стоило только обратиться к своим еще свежим воспоминаниям и к следам, быть может, еще незажившим, тех побоев, которые он сам получил. [16, c. 168] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Система наказаний, существовавшая в школах Англии 

     Остановимся ненадолго на системе наказаний, многие века существовавшей в «доброй старой Англии». Телесным наказаниям в равной степени подвергались как мальчики, так и девочки (последние даже чаще). Доходило до того, что при взимании платы за учение в Итоне к обычной цифре добавлялось еще полгинеи за розгу. Это не вызывало у родителей возражений, ибо являлось элементом незыблемой традиции. Ведь даже английский глагол to chastise означает не только «подвергать телесным наказаниям», но и «дисциплинировать». Дисциплина всегда выгодно отличала «паблик скулз» от других школ. [2, c. 259]

     В ходу были изощренные варианты. Так, будущих  джентльменов ставили на колени, а  на каждую ладонь клали книги, которые  ронять категорически запрещалось. Двоечникам надевали на голову дурацкий колпак или ослиные уши. Девочкам за небрежность в одежде вешали на грудь табличку с надписью «неряха» (подобный случай описан в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр»). Еще в начале прошлого века провинившихся девушек выставляли на специальном стуле в классе в полный рост – да еще с заклеенным пластырем ртом.

     В сельских школах Англии существовал  обычай во время порки полураздевать  и привязывать к парте проштрафившихся, причем каждый из уходящих после уроков товарищей приговоренного к наказанию  должен был нанести трепетавшей  жертве по одному удару. [2, c. 272]

     Телесные  наказания просуществовали в  государственных учебных заведениях Великобритании до 1987 г., а окончательно во всех английских школах их упразднили лишь пять лет назад. Шел этот процесс  нелегко – палата общин Британского  парламента одобрила сию гуманную инициативу с перевесом всего лишь в три голоса.

     Можно предположить некую связь между  содержанием классического образования  в учебных заведениях прошлого и  применявшимися в них методами воспитания. Ведь для педагогики XVIII–XIX вв. эталоном и «питательной средой» служила античная культура. Последняя же (как, впрочем, и всякая другая) содержала не только безусловно положительные моменты (великое искусство, например), но и негативные – те же рабство и тиранию. Но эту мысль мы высказываем в жанре гипотезы. 
Если же встать на более твердую почву, то причину подобной жестокости мы найдем в несоответствии дидактического энциклопедизма (с его недостижимо прекрасным идеалом всесторонне развитой личности) интересам ученика, то есть той самой формируемой личности, ее возможностям и потребностям. К началу XIX в. в большинстве средних учебных заведений Европы основной задачей было передать ребенку наиболее существенные элементы культурного наследия человеческой цивилизации. [2, c. 322]

     Подобный  подход утвердился в австрийских и прусских гимназиях, по примеру которых в начале XIX в. создавались гимназии в России. Говорили, что воспитание в них ведется «по немецкому образцу». Он предполагал строгую иерархию и жесткое направление учебной деятельности. Это не могло не вызывать сопротивления со стороны учащихся – подавлять это сопротивление должно было неотвратимое наказание, зачастую весьма суровое. Ребенок, подвергаемый наказанию розгами, испытывал не только физическую боль, но и стыд. Розги или плетки считались позорными орудиями наказания – в особенности, если наказывали ими в присутствии сотоварищей (т. н. наказание третьей степени). [2, c.358] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. США – страна разрешенных наказаний  

     В американских школах все еще бьют детей. Телесные наказания в США  запрещены по отношению к заключенным тюрем, военнопленным и пациентам психиатрических больниц. Но они абсолютно легальны по отношению к детям в 21-м из 50-ти штатов.

     Большинство школ, где к школьникам прикладывают руки учителя, расположены на юге  страны. В южных штатах, где традиционно проживает более религиозное и менее образованное население, все еще сильно убеждение, что битье детей - необходимая мера воспитания и идет им на пользу. В школах, практикующих телесные наказания, учитель имеет право отшлепать ребенка тыльной стороной ладони по мягкому месту за проступки, перечисленные в специальном кодексе наказаний этой школы. А если шлепанье несоизмеримо с тяжестью проступка ученика, то учитель может ударить его специально предназначенной для этой цели плоской деревянной лопаткой - паддл/paddle. В соответствии с правилами школы за разные проступки полагается разное количество ударов. В некоторых школах совершение наказания может иметь место только в кабинете старшего учителя в присутствии свидетелей. Более старших детей полагается наказывать учителям одного с ними пола. Законы некоторых штатов также предписывают докладывать о каждом акте наказания школьников Министерству Образования США\U.S. Department of Education. Однако учителя штатов, где педагоги не несут никакой легальной ответственности за телесные наказания учеников и не обязаны отчитываться, не гнушаются и расправой на месте “преступления”. [23, c. 158]

     Oдна  из последних историй, попавших  на страницы американских газет,  рассказывает об ученице из  Алабамы, 14-летней Ренеше Карсон  из средней школы графства  Монровия. Ренеша была замечена  в проявлении знаков внимания к мальчику той же школы. Учитель увидел подростков, когда те обнимались на школьной лестнице. Каждый из них получил за это по два удара палкой.

     Самые известные прецеденты, когда родители побитых детей обращались в суд, относятся к 70-80-м годам. В 1977 году Верховный Суд США оправдал работников школы из штата Флорида. Суть дела состояла в жалобе родителей двух учеников, один из которых получил 20 ударов палкой за слишком медленный выход из аудитории после приказа учителя. Другого ученика побили 4 раза в течение 20-дневного периода за опоздания в школу. В обоих случаях наказания были настолько суровыми, что закончились поездкой в госпиталь.

     10 лет спустя в ходе другого  процесса суд признал учителей  ответственными за жестокое наказание  9-летней школьницы из штата Нью-Мексико. Девочку перевернули вверх ногами и 5 раз ударили поломанной, с острыми краями лопаткой для битья. Удары вызвали кровотечение, на коже девочки остались шрамы. Этот процесс стал началом эпохи, когда американские школы все чаще стали узнавать о жестокости учителей и расплачиваться за нее.

     По  данным Департамента образования США, представленным публике в начале этого года и относящимся к  учебному году 1999-2000, в 23 штатах телесным наказаниям подверглись более 342 тыс. учеников. Это только официально зарегистрированные случаи. Штаты Миссисипи, Арканзас и Алабама лидируют в списке самых суровых по отношению к школьникам. В Миссисипи учителя поколотили около 10% всех учеников, в Арканзасе - 9,1% и в Алабаме - 5,4%. Черные дети рискуют быть побитыми в 2 раза чаще, чем белые, а мальчики, вне зависимости от цвета кожи, чаще, чем девочки. Любопытно также, что на учителей Техаса - родного штата нынешнего президента Джорджа Буша\ George Bush приходится рекордное, по сравнению с другими штатами, число применений паддла. [14, c.59]

     Количество  телесных наказаний в Америке  снижается с каждым годом. Еще 20 лет  назад в школах страны было зарегистрировано значительно больше побоев - более 1 млн. 415 тыс. случаев. Однако детям, которые  боятся идти в школы 21-го века, потому что их там бьют, не легче от того, что статистика улучшилась. Член школьного совета одной из школ штата Теннеси, в котором тоже разрешены телесные наказания, выступил с персональным протестом против жестокости и необоснованности школьного рукоприкладства. Осенью прошлого года он распространил листовку среди родителей школьников, в которой говорилось, что школьные учителя штата подобны проституткам и звездам порно-бизнеса. Только этим профессиональным категориям платят за шлепанье и битье других. Совсем недавно на фронте борьбы с телесными наказаниями школьников была одержана еще одна победа. Школы штата Делавэр стали зоной, свободной от битья. В прошлом году хороший пример подала Пенсильвания. В настоящее время два штата, Колорадо и Вайоминг, находятся в процессе одобрения специальных законодательных актов, запрещающих побои в школах.

Информация о работе Проблема поощрений и наказаний в истории образования России