Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 13:10, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение правовых аспектов социальной работы с детьми младшего школьного возраста.
Задачами нашей работы являются:
1. Изучить основные документы по правам ребенка.
2. Выделить условия реализации прав ребенка.
3. Проанализировать развитие основных правовых аспектов социальной защиты в России и сделать выводы об уровне выполнения прав ребенка.
Введение………………………………………………………………………......31. Конвенция о правах ребенка……………………………………………….....5
1.1 Зарождение идеи о правах ребенка в передовой общественной
мысли ………………………………………………………........................5
1.2 Международные документы о правах ребенка…………………….........8
2. Контроль за ходом выполнения конвенции о правах ребенка……….........16
3. Программы и перспективы развития основных правовых аспектов
социальной защиты в России..........................................................................32
Заключение............................................................................................................39
Список литературы………………………………………………………...........40
Из
всего вышесказанного видно, что дети
обладают большим количеством прав, которые,
к сожалению, часто нарушаются. Особенно
это касается детей младшего школьного
возраста. В таком возрасте они еще не
способны защищать свои права, поэтому
здесь очень важна роль социального педагога,
который должен осуществлять контроль
за выполнением прав ребенка.
2.
Контроль за ходом выполнения
конвенции о правах
ребенка
Наиболее важными, на наш взгляд, являются те статьи Конвенции, в которых записаны следующие положения: о приведении национального законодательства в соответствие с ее требованиями (ст. 4); о закреплении прав ребенка в национальной Конституции; о возможности прямой ссылки в судах на ее положения и непосредственном их применении (ст. 12); разработке комплексной национальной стратегии в интересах детей, положений, указанных в самой Конвенции; о наилучшем обеспечении интересов ребенка; об установлении и обеспечении защиты детей и заботы о них, необходимых для их благополучия (ст. 6); о праве на жизнь, выживании и развитии ребенка, об уважении его взглядов, соблюдении гражданских прав и свобод; о праве ребенка воспитываться в родной семье (ст. 9); об ответственности родителей (обоих) за ребенка (ст. 14); об устройстве ребенка, оставшегося вне семьи, о мерах, защищающих ребенка от насилия, жестокого обращения, вовлечения в незаконную деятельность (ст. 20); об обеспечении уровня жизни, необходимого для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27); об охране здоровья ребенка, особой заботе о неполноценных детях (ст. 24); об образовании, досуге и культурной деятельности детей (ст. 28, 31); об особой заботе государства о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ст. 23, 20, 22, 40 и т.д.) (сироты, инвалиды, беженцы, правонарушители, вовлеченные в вооруженные конфликты, в наркоманию, контрабанду и похищение детей, пострадавшие от катастроф, подвергшиеся экономической эксплуатации; дети, испытывающие дискриминацию по различным признакам, в том числе национальному и т.д.) (4).
Из этого перечня видно, что международный законодатель предусмотрел практически полный перечень прав человека, спроецировав его на права ребенка. Однако в силу неполной дееспособности ребенка не наделил его одной из важнейших правовых норм: быть избранным в законодательные органы и быть избирателем их.
От ребенка не зависит, кто будет его родителями, и кто будет руководить им, т. е. кто будет направлять, и удовлетворять его жизненные интересы. Этот факт всегда следует учитывать, когда мы рассуждаем о правах ребенка и условиях их реализации.
В Конвенции записан неоспоримый принцип: «В наилучших интересах ребенка» (5). Это означает, что дети должны быть защищены взрослым обществом и от взрослого общества, должны быть подготовлены для вступления во взрослое общество. Однако на деле границы лучших интересов ребенка устанавливаются иногда, лишь исходя из интересов общества по производству здоровой и умелой рабочей силы.
Характерной чертой всех национальных законов о ребенке является то, что государство уполномочивает взрослых (родителей, опекунов, учителей, директоров школ и детских домов) представлять интересы детей и отвечать за их поступки. Налицо противоречие между утверждением, будто ребенок как личность является носителем всех фундаментальных прав, которые ему гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, и той декларацией, согласно которой большая часть прав передана его родителям или лицам, их заменяющим. Неясно, где грань, когда государство может вмешаться в действия родителей, тем или иным образом нарушающих права, ребенка. (12).
Правда, в новом Семейном кодексе РФ (принят 29.12.1995 г., № 223-ФЗ) есть специальная глава «Права несовершеннолетних». В настоящее время происходит положительный сдвиг в сторону практической реализации этой главы (13).
Необходимо только учитывать, что действующее в России правосудие, когда оно занимается несовершеннолетними, с одной стороны, значительно отличается от модели автономной ювенальной юстиции, а с другой — в своей деятельности опирается на достаточный объем уголовно-процессуальных норм, сходных с теми, на базе которых функционирует современная ювенальная юстиция. А это позволяет прогнозировать следующее: создание в России ювенальной юстиции не потребует коренной перестройки системы общего правосудия. В перспективе возможно создание российских семейных судов, которые также предусмотрены судебной реформой в России (1).
На заседании Государственной Думы РФ на первом чтении проекта Федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов Комитет по делам общественных объединений и организаций полностью поддержал идею создания ювенальной юстиции. Необходимость принятия указанного закона объясняется тем, что действующее на сегодняшний день законодательство по защите прав детей, его практическое применение не в состоянии пока обеспечить решения тех сложнейших проблем, которые стоят перед нашим государством в связи с ростом беспризорности, безнадзорности и омоложением (я хочу это особенно подчеркнуть) подростковой преступности, распространением в последнее время наркомании среди детей (1).
Важно иметь в виду и то обстоятельство, что ювенальный суд в случае принятия решения рассматривает ребенка не как объект Репрессии, а как субъект реабилитации, что обеспечивает уже на первой стадии профилактику правонарушений (1).
Заметим, что у нашей страны есть и международные обязательства. Так, необходимость введения ювенального правосудия предусматривают Конвенция о правах ребенка и рекомендации Комитета ООН по правам ребенка. В этих замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, в частности, сказано: «Комитет рекомендует государству-участнику (т. е. России) предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия, злоупотребления, включая насилие в семье, и введение стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов». Сегодня для России нет более важной задачи (1).
Надо отметить, что некоторые противники идеи создания ювенальной юстиции в качестве аргумента высказывают глубокую озабоченность тем, что создание их приведет к дополнительным расходам средств из государственного бюджета. В ответ на это приведем лишь один пример. В 1945 г. нищая и разгромленная Франция, еще не освободившаяся от оккупации, у которой наверняка были очень серьезные проблемы, в том числе и финансовые, не говоря уже о политических, принимает решение о создании ювенальных судов. Вот как заботилась нация о сохранении своего населения. Ведь вследствие реализации названного выше закона должно произойти объединение ювенального судопроизводства, его социально-правового окружения в концептуально-целостную систему ювенального правосудия, ювенальную юстицию, это и завершит реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних и поставит заслон и черному бизнесу, и криминалитету — этим пагубным явлениям в России. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Реализация его на данном этапе не потребует дополнительных затрат (1).
В феврале 2002 г. произошло событие, к которому приверженцы ювенальной юстиции шли в течение 7 лет. 15 февраля текущего года Государственная Дума РФ приняла подавляющим большинством (366 голосов) в первом чтении Федеральный конституционный закон «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"» в части введения ювенальных судов (1).
Что касается уполномоченных по правам ребенка, то сошлемся на доклад О. О. Миронова о деятельности уполномоченного по правам человека в РФ в 2002 г., где сказано, что «Российским детским фондом и уполномоченным в 2002 г. было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в деле защиты прав детей» (10).
В порядке реализации Российской Федерацией рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по развитию системы независимого государственного и общественного контроля за соблюдением прав детей возможно учреждение в Российской Федерации должности уполномоченного по правам ребенка.
По состоянию на 1 февраля 2003 г. в стране учреждено 15 уполномоченных по правам ребенка; 12 — на уровне субъектов Российской Федерации (республики Северная Осетия—Алания, Чеченская, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, Москва и Санкт-Петербург) и 3 — на уровне муниципальных образований (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург).
В пяти субъектах пост уполномоченного по правам ребенка введен на основании законов субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская, Самарская области, Москва); в остальных — на основании актов глав исполнительной власти субъектов Федерации. Из 15 уполномоченных трое работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области) (14).
В настоящее время в стране действует около 150 законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся в той или иной мере прав детей.
Анализ показывает, что, к сожалению, большинство законов, направленных на защиту прав ребенка, делают детей еще более беззащитными. К примеру, 24 июля 1998 г. принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Следует расшифровать, какие же права ребенка зафиксированы законодателем в Семейном кодексе РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (4).
В Семейном кодексе РФ, где есть специальный раздел IV «Права и обязанности родителей и детей», ряд положений Конвенции о правах ребенка учтены (13).
Так, в главе 10 этого раздела есть следующие статьи: «Установление происхождения ребенка» (ст. 47) и «Запись родителей ребенка в книге записей рождения» (ст. 51), которые полностью отвечают требованиям Конвенции. Глава 11 также полностью посвящена правам несовершеннолетних детей. Эта глава включает следующие статьи: «Право ребенка жить и воспитываться в семье» (ст. 54); «Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками» (ст. 55); «Право ребенка на защиту» (ст. 56); «Право Ребенка выражать свое мнение» (ст. 57); «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» (ст. 58); «Изменение имени и фамилии ребенка» (ст. 59); «Имущественные права ребенка» (ст. 60) (13).
В главе 12 «Права и обязанности родителей» важными статьями, соответствующими положениям Конвенции, являются: «Равенство прав и обязанностей родителей» (ст. 61); «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» (ст. 63); "Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» (ст. 64); «Осуществление родительских прав» (ст. 65); «Лишение родительских прав» (ст. 69); «Порядок лишения родительских прав» (ст. 70); «Ограничение родительских прав» (ст. 73); «Последствия ограничения родительских прав» (ст. 74); «Отмена ограничения родительских прав» (ст. 76); «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью» (ст. 77); «Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей» (ст. 79) (13).
Конечно же, имеют прямое отношение к обязанностям родителей и такие разделы СК РФ, как раздел V «Алиментные обязанности членов семьи»; раздел VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». В последнем разделе, в частности, сказано как о порядке и устройстве детей-сирот, так и о защите их прав и интересов. Особенно важна в этом отношении глава 21 «Приемная семья» (13).
Теперь о некоторых особенностях одного из основных федеральных законов, соответствующих положениям и требованиям Конвенции, — Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Путь к принятию настоящего закона был достаточно долгим и история, связанная с его подготовкой, весьма сложна, запутана и неординарна.
Над этим законопроектом работали депутаты и специально созданная рабочая группа в составе профессоров и докторов наук.
Более двух с половиной лет потребовалось депутатам и членам рабочей группы, чтобы проект закона, пройдя три чтения в Думе, вобрав в себя более 500 поправок от федеральных министерств и ведомств, комитетов и комиссий Госдумы РФ и Совета Федераций, Правительства РФ, руководителей субъектов Федераций, наконец, получил статус закона.
Этот закон, безусловно, является одним из важнейших документов в ряду законов о российском детстве. Основная идея принятого документа заключается в том, что текст закона содержательно соответствует Конвенции ООН о правах ребенка. Это объясняется тем, что, во-первых, он в какой-то мере основан на опыте других стран, принявших ранее подобные законодательные акты (12).
Во-вторых, к моменту принятия настоящего закона некоторые права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе РФ и особенно в Семейном кодексе РФ.
Информация о работе Правовые аспекты социальной работы в начальной школе