Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:50, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей письменной речи у леворуких детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Объект исследования: процесс овладения письменной речью младшими школьниками.
Предмет исследования: особенности письменной речи у леворуких детей 8-10 лет с дисграфией.
Задачи:
Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Разработать методику констатирующего эксперимента по выявлению особенностей письменной речи.
Выявить особенности письменной речи у леворуких детей 8-10 лет.
Введение………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы письменной речи младших школьников.
Содержание понятия письменной речи в современных исследованиях……..………………………………………………..6
Общая характеристика феномена левшества у детей ………………………….……..………………………………..……13
Понятие дисграфии в логопедии ……..……….………..…..27
Выводы ……….……………………….………………………..….23
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей письменной речи леворуких младших школьников с дисграфией.
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента ...25
2.2 Анализ результатов исследования ………………….….....….28
Заключение…………………………………………………………................34
Список литературы………………
Традиционный принцип создает еще один род исключений как из фонетического, так и (в меньшей степени) морфологического принципов. Он сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и морфологическому принципу, и поэтому называется еще историческим. В школьной программе это так называемые «словарные слова» [9, с.16].
Письменная речь как особая знаковая деятельность впервые стала рассматриваться предметом специального психологического исследования в работах Л. С. Выготского [5, с.21]. Изучая письменную речь в контексте проблем развития высших психических функций, он пришел к выводу, что она с психологической точки зрения существенно отличается от устной и внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое психологическое образование. Ее специфика состоит в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь.
Открытие Л. С. Выготским психологического своеобразия письменной речи вызвало необходимость исследовать ее формирование не «как привычки руки и пальцев, но как действительного нового и сложного вида речи» [4, с. 92]. Такой подход к изучению формирования письменной речи – от становления моторных навыков письма до становления самой письменной как своеобразного средства общения, освоения которого существенно изменяет строение психических процессов у человека, - стал решающим в исследовании данной проблемы.
Учитывая специфику письменной речи, Л. С. Выготский сформулировал ряд положений относительно организации и построения ее формирования. Известно, что к началу школьного обучения у учащихся почти нет потребности в письменной речи. Ребенок «приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего вообще эта функция нужна ему» [5, с.264]. Поэтому при формировании письменной речи необходимо, по мнению Л. С. Выготского, создавать у учащихся специфические для этой формы речи мотивы и ставить перед ними такие же специфические задачи: «…письмо должно быть осмысленно для ребенка, в нем должна быть вызвана естественная потребность, надобность, оно должно быть включено для ребенка в жизненно необходимую задачу…» [4, с.91 - 92]. Одним из способов создания адекватной мотивации является побуждение ребенка писать «на такую тему, которая является для него внутренней, волнующей» [2, с. 14].
Предпосылкой успешного усвоения письменной речи является развитее жеста, игры, рисования. Это означает что «вхождение» ребенка в письменную речь необходимо организовать как «переход от рисования вещей к рисованию речи» [4, с.87]. Важно подвести ребенка к открытию того, что «рисовать можно не только предметы, но и речь». Идеи Л. С. Выготского стали серьезной теоретической основой для дальнейшего исследования процесса формирования письменной речи у детей [21, с.93].
При разработке проблемы формирования письменной речи вычленились два наиболее существенных вопроса: мотивация процесса усвоения письменной речи и определение уровня ее структуры, с которого целесообразно начинать усвоение. Относительно мотивации усвоения письменной речи Л. С. Выготский показал, что в начале обучения у детей нет потребности в использовании и развитии письменной речи и что такую потребность следует создавать специально.
Что касается структуры письма, то она также является весьма сложной. Она состоит, по крайней мере, из четырех уровней и множества структурных звеньев в каждом из них. Первый уровень – психологический, который решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма.
Следующий
– лингвистический уровень
Психофизиологический уровень в структуре письма осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, которые и лежат в основе письменной речи. Система анализаторов – это не сумма, а сложное образование, которое формируется на основе межанализаторных связей на всех их уровнях (первичных, вторичных и третичных полей).
Благодаря развитию неврологии, психологии и других смежных областей научного знания, стало ясно, что ВПФ, в том числе и письмо, настолько сложны по своей структуре, что их невозможно связывать с работой какого-либо изолированного участка мозга. Выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совестной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма.
Таким
образом, письмо и письменная речь являются
одним из сложнейших психических процессов
по способу и времени возникновения, по
связи с устной речью и другими ВПФ, по
структуре и психологическому содержанию,
по его формированию у детей, по мозговым
механизмам, лежащим в его основе [1, с.160-161].
1.2. Общая характеристика феномена левшества у детей.
В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто «агрессивность» праворукой среды заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом [14].
Для
более точного определения
Для
определения ПЛО (а тем самым
и выявления возможного левшества)
разработана методика, которая включает
три группы тестов: для определения
ведущей руки, ведущего уха и ведущего
глаза. Иногда дополнительно определяют
и ведущую ногу, хотя эта информация не
входит обычно в анализ получаемого профиля. По
соотношению всех трех видов асимметрии,
выявленных этой методикой ("рука - ухо
- глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных
профилей, где П - преобладание правой
функции, Л -левой, А - равенство функций
[13].
|
М.М. Безруких приводит интересные данные о более низком по сравнению со средним интеллектуальном уровне и работоспособности у обоих крайних вариантов: "чистых левшей" и "чистых правшей" [1, с.4].
Установлено также, что наименее успешно пространственные задания выполняют испытуемые со смешанным типом асимметрии (ПАЛ, ПЛП, ПАП). Максимально продуктивны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха. Дети с выраженным левшеством обнаруживают низкий уровень произвольного (по желанию) ускорения при переходе с оптимального на более быстрый темп работы. Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны [16, с.134].
Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.
Необходимо
также сказать о нарушениях чтения
у некоторых левшей. У одних
причины нарушения носят
Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее, встречаются взрослые, которые, столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.