Понятие трудового договора и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является анализ содержания трудового договора, изучение его условий и особенностей с учетом проблемных моментов, имеющихся в российском трудовом законодательстве. В работе акцентировано внимание на проблемах, связанных с толкованием условий трудовых отношений, при оценке которых учитывается тот факт, в чьих интересах отдельное договорное условие может быть включено в трудовой договор. Также в дипломной работе приведен ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных статей Трудового кодекса РФ, предложены новые уточняющие и дополняющие редакции некоторых условий трудового договора. Данные рекомендации основаны на практическом и теоретическом изучении содержания трудового договора.

Содержание работы

Глава I. Понятия трудового договора
1.1. Историко-правовой анализ определения «трудовой договор»
1.2. Основные значения понятия «трудовой договор»
Глава II. Содержание трудового договора.
2.1. Понятие содержания трудового договора
2.2. Необходимые сведения (условия) трудового договора
2.3. Обязательные условия трудового договора:
2.3.1. Место работы
2.3.2. Трудовая функция
2.3.3. Дата начала работы
2.3.4. Условия оплаты труда
2.3.5. Режим рабочего времени и времени отдыха
2.3.6. Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
2.3.7. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы
2.3.8. Условия, об обязательном социальном страховании
2.4. Дополнительные условия трудового договора
2.4.1. Условия об уточнении места работы
2.4.2. Условия, об испытательном сроке
2.4.3. Условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной)
2.4.4. Условие об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет работодателя
2.4.5. Условие о дополнительном страховании работника
2.4.6. Условие об улучшении социально – бытовых условий работника и членов его семьи
2.4.7. Условие об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя
Глава III. Договоры о труде по зарубежному законодательству.
3.1. Правовое регулирование договора трудового найма по зарубежному законодательству
3.2. Проблемы правового регулирования срочных трудовых договоров в зарубежных государствах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Судебная практика

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ 2.doc

— 568.50 Кб (Скачать файл)

Решением суда первой инстанции от 05.05.2005 заявленные требования удовлетворены частично. 

Федеральный арбитражный  суд Уральского округа постановлением от 06.10.2005 решение оставил без  изменения. 

    Удовлетворяя требование общества в части признания недействительным решения инспекции об уплате налога на доходы физических лиц, суды первой и кассационной инстанций исходили из положений Трудового кодекса Российской Федерации, закрепленных в статьях 147 и 219, согласно которым оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ. Кроме того, каждый работник имеет право на компенсации, предусмотренные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

    Судами  установлено, что рассматриваемые выплаты за работу в тяжелых, вредных, опасных и (или) особо опасных условиях труда предусмотрены коллективным договором. 

    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных  судебных актов инспекция ссылается на неправильное применение судами законодательства о налогах и сборах. 

    В отзывах на заявление общество и  объединение просят оспариваемые судебные акты оставить без изменения. 

    Проверив  обоснованность доводов, изложенных в  заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, заявление инспекции - оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. 

    В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса  Российской Федерации не подлежат налогообложению  все виды установленных действующим  законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов  Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. 

    В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации раскрывается понятие "компенсация" - денежная выплата, установленная в  целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. 

    Согласно  статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах  с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. 

    В соответствии со статьей 147 Трудового  кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых  работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. 

    Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором. 

    Следовательно, указанные выплаты являются составной  частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым  пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

    Как установлено судами, доплаты, предусмотренные статьями 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, составляли в обществе 4 - 8 процентов от тарифной ставки (должностного оклада) и включались в облагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. 

    В то же время, помимо указанных доплат, общество на основании коллективного договора приняло решение в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежали обложению налогом на доходы физических лиц. 

    По  мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанному в письмах  от 27.04.2004 N 04-04-04/53 и от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, компенсации, выплачиваемые работодателем в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. 

    При таких обстоятельствах с учетом пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса  Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без  изменения, а заявление инспекции - оставлению без удовлетворения. 

    Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей  303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 

ПОСТАНОВИЛ: 

    Решение Арбитражного суда Челябинской области  от 05.05.2005 по делу N А76-1078/05-46-383 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.10.2005 по тому же делу оставить без изменения, заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Челябинской области - без удовлетворения. 

Председательствующий 

В.Н. ИСАЙЧЕВ 
 

Приложение  № 4. 

    Дело  от 08.06.04 № 2-138/04 в Савеловском районном суде г. Москвы по иску К. к ООО «БГК» о восстановлении на работе, внесении в трудовую книжку записей о переводах, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда 

Слово истцу 

    Истец К. обратился в суд с иском  к ООО «БГК». В судебном заседании  он поддержал свои исковые требования и выступил с просьбой об удовлетворении их в полном объеме. 

    В суде К. пояснил, что работал в  ООО «БГК» в период с 18 октября 2002 г. по 4 июня 2003 г. в должности стажера  частного охранника. Приказом от 04.06.03 № 13 он был уволен по подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ – однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей – разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. 

    Истец считает, что его увольнение было незаконным, поскольку никакой тайны он не разглашал. Об увольнении он узнал лишь 16 декабря 2003 г., объяснений в письменном виде от него не потребовали, трудовую книжку и полный расчет в день увольнения не выдали. 

    К. просил признать незаконным приказ от 04.06.03 № 13, восстановить его на работе, внести запись о должностных изменениях в трудовую книжку, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 5 июня 2003 г. по день восстановления на работе, взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.    

Слово ответчику 

    Представитель ответчика ООО «БГК» иск не признал, утверждая, что об увольнении К. узнал вовремя, а однократное  грубое нарушение работником трудовых обязанностей состоит в том, что он снял копии официальных документов. 

Исследования  доказательств в  суде 

    В судебном заседании было установлено, что между истцом К. и ООО «БГК»  был заключен трудовой договор о  выполнении им трудовых обязанностей по должности «частный охранник» с 18 октября 2002 г. 

    Приказом  от 18.10.02 № 45 К. был назначен на должность  стажера частного охранника с  испытательным сроком 6 месяцев. В  судебном заседании стороны подтвердили, что с 18 октября 2002 г. К. фактически выполнял трудовые обязанности по должности стажера частного охранника. 

    Позднее приказом от 01.02.03 № 17 К. был назначен старшим смены охраны объекта  «Окружной проезд, дом 8» с 1 февраля 2003 г. Приказом от 31.05.03 № 21 К. был переведен  с должности старшего смены охраны объекта «Окружной проезд, дом 8» на должность охранника. Истец в судебном заседании подтвердил, что указанные переводы имели место, однако они не были отражены в трудовой книжке, по какой причине – он не знает. 

    Государственной инспекцией труда в г. Москве была проведена проверка соблюдения законодательства о труде в ООО «БГК», которой было установлено, что в названной организации имеются нарушения трудового законодательства. 

Обоснование позиции суда 

    Согласно  ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, в случае если работа в этой организации является для него основной. В частности, он должен вносить в трудовую книжку записи о переводе работника с одной должности на другую в соответствии со ст. 66 ТК РФ. 

Однако сведения об указанных переводах в трудовую книжку К. работодателем внесены  не были. 

    Трудовая  книжка К. была выдана лишь 16 декабря 2003 г., т. е. через 7 месяцев после увольнения, что противоречит норме ст. 80 ТК РФ, где прямо указано, что в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним расчет. Доказательств того, что работодатель (ООО «БГК») принимал какие-либо меры для вручения истцу трудовой книжки, суду не было представлено. 

    Согласно  подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. 

    Из  приказа от 04.06.03 № 13 об увольнении К. следует: он был уволен с 4 июня 2003 г. с должности стажера частного охранника по подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ – за грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в снятии копий официальных документов на охраняемом объекте и присвоении их, что, по мнению ответчика, могло послужить причиной разглашения коммерческой тайны в интересах третьего лица. 

    Однако  норма подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ сформулирована законодателем иным образом, а именно: трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей – разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. 

    Таким образом, работодатель должен установить факт разглашения работником какой-либо из перечисленных в законе тайн. В данном случае К. был уволен лишь в связи с возможностью разглашения  тайны, хотя само разглашение тайны  не было установлено. Возможность разглашения тайны не указана в законе как основание к увольнению работника. В приказе об увольнении также не указано, копии каких конкретно официальных документов снял К. 

    Кроме того, никакого локального нормативного акта (Положения о коммерческой и служебной тайне) в ООО «БГК» не имеется; при приеме на работу К. не было разъяснено, какие сведения относятся к категории государственной, коммерческой, служебной и иной тайны, а также не была предложена на подпись должностная инструкция и не был представлен список сведений, составляющих охраняемую законом тайну, к которым К. имел допуск. 

    Таким образом, с учетом вышеперечисленных  нарушений суд посчитал увольнение К. произведенным в нарушение  действующего трудового законодательства, а его исковые требования о восстановлении на работе в должности охранника с внесением записи о переводах в трудовую книжку подлежащими удовлетворению. 

    Поскольку увольнение истца не соответствует  трудовому законодательству, суд  счел возможным удовлетворить его  исковые требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в период с 5 июня 2003 г. по день восстановления на работе в сумме 54 610 руб. 

Информация о работе Понятие трудового договора и его функции