Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:45, лекция
Война́ А́лой и Бе́лой ро́зы[1] — серия вооружённых династических конфликтов между группировками английской знати в 1455—1485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков. Несмотря на установившиеся в исторической литературе хронологические рамки конфликта (1455—1485), отдельные связанные с войной столкновения имели место как до, так и после войны. Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров, основавшего династию, правившую Англией и Уэльсом в течение 117 лет.
Война́ А́лой и Бе́лой ро́зы[1] — серия вооружённых династических конфликтов между группировками английской знати в 1455—1485 годах в борьбе за власть между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов — Ланкастеров и Йорков. Несмотря на установившиеся в исторической литературе хронологические рамки конфликта (1455—1485), отдельные связанные с войной столкновения имели место как до, так и после войны. Война завершилась победой Генриха Тюдора из дома Ланкастеров, основавшего династию, правившую Англией и Уэльсом в течение 117 лет. Война принесла значительные разрушения и бедствия населению Англии, в ходе конфликта погибло большое число представителей английской феодальной аристократии.
Причиной войны стало недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и её фаворитами (сам король был слабовольным человеком, к тому же иногда впадавшим в безумие). Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя сначала регентства над недееспособным королём, а позже — и английскую корону. Основанием для этой претензии служило то, что Генрих VI был правнуком Джона Гонта — третьего сына короля Эдуарда III, а Йорк — правнуком Лайонела — второго сына этого короля (по женской линии, по мужской линии он был внуком Эдмунда — четвёртого сына Эдуарда III), к тому же, дед Генриха VI Генрих IV захватил престол в 1399 году, насильственно принудив короля Ричарда II к отречению, что делало сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров.
Горючим элементом
выступали многочисленные профессиональные
солдаты, которые после поражения
в войне с Францией оказались
не у дел и, находясь в больших
количествах в пределах Англии, представляли
серьёзную опасность для
Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными значками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно. Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Термин вошёл в использование в XIX веке, после публикации повести «Анна Гейерштейнская» сэром Вальтером Скоттом. Скотт выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают их розы различного цвета в Церкви Храма.
Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босуорте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого борова. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.
Названия конкурирующих фракций имеют мало общего с городами Йорк и Ланкастер, или графствами Йоркшир и Ланкашир, даже при том, что матчи по крикету или регбилигу между этими двумя округами часто описываются с помощью клише «Война Роз». Фактически, провинции и замки, принадлежащие герцогам Ланкастера, находились в основном в Глостершире, Северном Уэльсе и Чешире, в то время как владения Йорков (и графство Марч, которое унаследовал Ричард Йоркский) были широко распространены по всей Англии, хотя многие находились в Уэльских Марках.
В конфликте принимали участие, главным образом, представители английской феодальной аристократии с отрядами своих слуг и сторонников, а также незначительное число иностранных наёмников. Поддержка противоборствующим сторонам в значительной мере определялась династическими факторами. Так называемая система «ублюдочного феодализма» была одним из главных факторов, повлиявших на падение авторитета и влияния королевской власти и эскалацию вооружённого конфликта. Служба сеньору в обмен на земли и подарки оставалась по-прежнему важной, однако определялась не феодальной традицией, а поддержкой феодалом какой-либо из противоборствующих фракций, которая, в свою очередь, и покровительствовала ему за это. Переход на службу феодалов крупным магнатам по причине личных амбиций, жажды наживы и выгодных браков давал почву для роста измен и предательств, которые зачастую решали исход многих сражений.
Армии сторон были представлены
многочисленными феодальными
Противостояние перешло в стадию открытой войны в 1455, когда в Первой битве при Сент-Олбансе победу праздновали йоркисты, вскоре после чего английский Парламент объявил Ричарда Йорка протектором королевства и наследником Генриха VI. Однако, в 1460 в битве при Уэйкфилде, Ричард Йорк погиб. Партию Белой розы возглавил его сын Эдуард, в 1461 коронованный в Лондоне как Эдуард IV. В том же году йоркистами были одержаны победы под Мортимер-Кросс и при Таутоне. В результате последнего основные силы ланкастерцев были разбиты, а король Генрих VI и королева Маргарита бежали из страны (король вскоре был пойман и заключён в Тауэр).
Активные боевые действия возобновились в 1470, когда перешедшие на сторону ланкастерцев граф Уорик и герцог Кларенс (младший брат Эдуарда IV) вернули на престол Генриха VI. Эдуард IV с другим своим братом герцогом Глостером бежали в Бургундию, откуда вернулись в 1471. Герцог Кларенс вновь переметнулся на сторону брата — и йоркисты одержали победы при Барнете и Тьюксбери. В первом из этих сражений был убит граф Уорик, во втором погиб принц Эдуард — единственный сын Генриха VI, — что вместе с последовавшей в том же году в Тауэре смертью (вероятно, убийством) самого Генриха, стало концом ланкастерской династии.
Эдуард IV — первый король из династии Йорков — мирно царствовал вплоть до своей кончины, последовавшей неожиданно для всех в 1483, когда королём на короткое время стал его сын Эдуард V. Однако, королевский совет объявил его незаконнорождённым (покойный король был большим охотником до женского пола и кроме официальной жены, был тайно обручён ещё с одной — или несколькими — женщинами; кроме того, Томас Мор и Шекспир упоминают ходившие в обществе слухи, что и сам Эдуард был сыном не герцога Йорка, а простого лучника), и брат Эдуарда IV Ричард Глостер был коронован в том же году как Ричард III. Его короткое и драматичное правление было наполнено борьбой с явной и скрытой оппозицией. В этой борьбе королю поначалу способствовала удача, но количество противников только возрастало. В 1485 силы ланкастерцев (в основном — французских наёмников) во главе с Генрихом Тюдором (праправнуком Джона Гонта по женской линии) высадились в Уэльсе. В произошедшем при Босворте сражении Ричард III был убит, и корона перешла к Генриху Тюдору, короновавшемуся как Генрих VII — основателю династии Тюдоров. В 1487 граф Линкольн (племянник Ричарда III) пытался вернуть корону Йоркам, но в сражении при Стоук Филд был убит.
Хотя историки всё ещё обсуждают истинную степень воздействия конфликта на средневековую английскую жизнь, существуют небольшие сомнения[источник не указан 558 дней], что Война Роз привела к политическому перевороту и изменению установленного равновесия сил. Самым очевидным итогом стал крах династии Плантагенетов и её замена новыми Тюдорами, которые изменили Англию за следующие годы. В последующие года, остатки фракций Плантагенетов оставшись без прямого доступа к трону, разошлись на разные позиции, поскольку монархи непрерывно сталкивали их друг с другом.Война Алой и Белой розы фактически подвела черту под английским Средневековьем. Она продолжила изменения в феодальном английском обществе, начатое появлением Чёрной смерти, включавшие ослабление феодальной власти знати и укрепления позиций торгового класса, а также ростом сильной, централизованной монархии под руководством династии Тюдоров. Воцарение Тюдоров в 1485 году считается началом Нового Времени в английской истории.
Король Франции Людовик XI
С другой стороны, также
предположено, что ужасающее воздействие
войны было преувеличено Генрихом VII,
чтобы превознести свои достижения
в её окончании и обеспечении
мира. Конечно, эффект войны для торговцев
и трудящихся классов был гораздо
меньше, чем в затянувшихся войнах
во Франции и в других местах Европы,
которые были наполнены наёмниками,
прямо заинтересованными в
Война была бедственна для уже уменьшающегося влияния Англии во Франции, и к концу борьбы там не осталось никаких владений, кроме Кале, и в конечном счете потерянного в течение господства Марии I. Хотя более поздние английские правители продолжали проводить кампанию на континенте, территория Англии никак не увеличилась. Различные европейские герцогства и королевства играли важную роль в войне, в особенности короли Франции и герцоги Бургундии, помогавшие Йоркам и Ланкастерам в их борьбе против друг друга. Предоставляя им вооружённые силы и финансовую помощь, а также предлагая убежище побеждённой знати и претендентам, они тем самым хотели предотвратить появление сильной и объединённой Англии, ставшей бы их противником.
Послевоенный период
был также похоронным маршем для
постоянных баронских армий, которые
питали конфликт. Генрих VII, опасаясь дальнейшей
борьбы, держал баронов под жёстким
контролем, запретив им обучать, нанимать,
вооружать, и снабжать армии, чтобы
они не могли начать войну друг
с другом или королем. В результате
военная власть баронов уменьшалась, и
тюдоровский суд стал местом, где баронские
ссоры решались волей монарха.
На полях сражений,
эшафотах и в тюремных казематах
погибали не только потомки Плантагенетов,
но и значительная часть английских
лордов и рыцарства. Например, в период
с 1425 до 1449 года, перед вспышкой войны,
произошло исчезновений многих благородных
линий, что продолжилось в течение
войны от 1450 до 1474 года.[2] Гибель в
сражениях наиболее честолюбивой части
знати привела к снижению желания
её остатков рисковать своей жизнью
и титулами.
Распространение книжной литературы в средние века не приостановило
развития народного творчества. Произведения книжной поэзии в значительной
степени оставались
еще недоступными широким
удовлетворял
свои эстетические запросы
Традиции народного эпоса еще долго продолжали жить в среде народа. Большим
богатством поэзии
и музыкального творчества
традиции. Народное творчество было одной из тех основ, на почве которых
развилась и
книжная литература. Не только
поэты средневековья, как
и Чосер, но
и писатели Возрождения (
народной поэзии,
которая давала им темы и
сюжеты и была для них
откуда они черпали художественные образы и живую поэтическую речь.
Пятнадцатое столетие
было периодом особого
в Англии, так и в Шотландии. Песня звучала тогда повсюду, в деревне, в
городе, в феодальном замке и сопровождала человека от колыбели и до могилы.
Особенно богата
песнями была Шотландия, и
народного песнетворчества сохранялись в течение долгих веков. Песней
начинались и
песней заканчивались в
дела; песни пела вся страна, утром, днем, вечером, в минуты работы и отдыха,
радости или горя. На крестинах, свадебных пирушках, при всех веселых
сборищах раздавались песни, сопровождаемые звуками волынок. Дороги полны
были бродячих музыкантов; состязания "волынщиков" были распространенным
развлечением. Нередки были случаи - такой обычай сохранялся в Шотландии еще
в XVIII в., - когда
землевладельцы приглашали
труда на поля и огороды, чтобы подбодрить своих работников, и волынщик
получал за это свою часть "натурой", хлебом или овощами. На лугах горной
части Шотландии
слышались одинокие песни
Щотландии крестьяне хоровыми песнями начинали жатву, молотьбу, в зимнюю пору