Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:58, курс лекций
Объект и предмет - Дисциплина занимается анализом проблем, связанных с определением изменившегося места в формирующемся многополюсном мире развивающихся государств Азии и Африки, их международные отношения, рассмотренные в связке с проблемами современной мировой политики (безопасность, бедность, экология). Предмет - изучение важнейших особенностей современного развития стран Востока, важнейших социально-политических и этно-религиозных процессов, происходящих в традиционных восточных обществах. Кроме того, важной задачей курса является изучение демократических и модернистских тенденций в развитии стран Азии и Африки, их места в построении многополярного мира.
Ответы на экзаменационные билеты по дисциплине
«Современные проблемы стран Азии и Африки»
студентки 1 курса магистратуры
Борисовой Анны
Объект и предмет - Дисциплина занимается анализом проблем, связанных с определением изменившегося места в формирующемся многополюсном мире развивающихся государств Азии и Африки, их международные отношения, рассмотренные в связке с проблемами современной мировой политики (безопасность, бедность, экология). Предмет - изучение важнейших особенностей современного развития стран Востока, важнейших социально-политических и этно-религиозных процессов, происходящих в традиционных восточных обществах. Кроме того, важной задачей курса является изучение демократических и модернистских тенденций в развитии стран Азии и Африки, их места в построении многополярного мира.
Основной целью учебного курса является ознакомление студентов с важнейшими особенностями современного развития стран Азии и Африки, формирование у них четкого представления о важнейших социально-политических и этно-религиозных процессах, происходящих в этих обществах. Кроме того, важной задачей курса является изучение демократических и модернистских тенденций в развитии стран Азии и Африки, их места в построении многополярного мира.
ШКОЛЫ:
19 век:
- Начало преподаванию востоковедных дисциплин в России положил Московский университет связано оно с именем профессора А.В.Болдырева. Он преподавал арабистику и иранистику, с 1832 был деканом словесного отделения, а с 1833 – ректором Московского университета. Болдырев – основатель московской школы российской ориенталистики.
- Крупным центром российского востоковедения первой половины 19 в. был Казанский университет. В 1807 в нем открылась кафедра восточных языков, которую возглавлял Х.Д.Френ. К середине 19 в. Казанский университет был крупным востоковедным центром европейского масштаба. Однако в начале второй половины века ориенталистика из Казани переместилась в Санкт-Петербург.
- Петербургский центр (с 1818 г.)
Петербургский университет
- Кроме Московского, Казанского и Петербургского университетов востоковедные дисциплины преподавались в Дерптском, Виленском, Киевском, Харьковском, Одесском (Новороссийском) университетах и Восточном институте во Владивостоке.
Советский период:
- Центром традиционного востоковедения оставался Петроград-Ленинград и Азиатский музей, сохранивший дореволюционную организационную структуру. При Азиатском музее в апреле 1921 была создана Коллегия востоковедов в составе академиков В.В.Бартольда, Н.Я.Марра, С.Ф.Ольденбурга, И.А.Орбели и И. Ю.Крачковского. Председателем Коллегии был утвержден Н.Я.Марр. На ее заседаниях заслушивались доклады о результатах исследований ориенталистов Азиатского музея, Ленинградского университета и других учреждений. Коллегия имела свой печатный орган «Записки Коллегии востоковедов». В Азиатском музее (а позднее в Институте востоковедения АН СССР) работали блестящие представители ленинградской школы традиционной ориенталистики В.М.Алексеев, В.В.Бартольд, А.П.Баранников, Е.А.Бертельс, Б.Я.Владимирцов, В.А.Гордлевский, И.Ю.Крачковский, С.А.Козин, П.К.Коковцов, А.Н.Кононов, Н.И.Конрад, Н.А.Невский, Н.Я.Марр, И.А.Орбели, А.Н.Самойлович, В.В.Струве, С.П.Обнорский, Ю.К.Шуцкий, Ф.И.Щербатской и другие. После революции абсолютное большинство российских ориенталистов не эмигрировало за границу. Директором Азиатского музея с 1916 по 1930 был академик С.Ф.Ольденбург.
В 1930 организация востоковедных исследований в СССР претерпела серьезные изменения. На базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Тюркологического института в Ленинграде был создан Институт востоковедения АН СССР. Его директором был назначен академик С.Ф.Ольденбург (с 1934 – академик А.Н.Самойлович, с 1938 академик А.П.Баранников, с 1940 академик В.В.Струве). Тематика исследований больших изменений не претерпела и оставалась в русле традиционной ориенталистики. Успехи востоковедения были несомненны и значительны.
- В Москве важным центром
востоковедных исследований
Кон. 20 века
- В 1950 Институт востоковедения был переведен из Ленинграда в Москву. В Ленинграде остался Сектор восточных рукописей, в котором было 27 научных сотрудников. Директором Института востоковедения (с 1960 по 1970 – Институт народов Азии) был назначен археолог проф. С.П.Толстов (с 1953 чл.-корр. АН СССР), а затем А.А.Губер (с 1953 чл.-корр. АН СССР, с 1966 – академик). В 1955 в институте работало 220 научных сотрудников. Тихоокеанский институт был расформирован и востоковеды переведены в ИВАН.
- В 1956 в Москве был создан Институт китаеведения (с 1966 – Институт Дальнего Востока), в 1958 в Баку Институт востоковедения Азербайджана, в 1959 в Москве – Институт Африки, в 1960 – Институт востоковедения Грузии, Институт востоковедения Таджикистана, в 1971 – Институт востоковедения Армении. Продолжал работать Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке.
- В 1954 был закрыт учебный Московский институт востоковедения. При МГУ в 1956 был создан Институт восточных языков, преобразованный в 1972 в Институт стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА) (ректор с 1957 по 1975 проф. А.А.Ковалев). Продолжил готовить студентов Восточный факультет Ленинградского университета, восточные факультеты Бакинского и Ташкентского университетов.
В начале ХХI века
- в Институте востоковедения работало 460 научных сотрудников (директор проф. Р.Б.Рыбаков, заведующий Петербургским отделением проф. Е.И.Кычанов), в Институте Дальнего Востока – 130 (директор чл.-корр. РАН М.Л.Титаренко).
- Продолжается
- Кадры востоковедов готовятся
в Институте стран Азии и
Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова
(директор проф. М.С.Мейер) и Восточном
факультете Петербургского
отечественная историография стран Востока (основные тенденции и направления).
Проблематика исследований истории стран Азии и Африки этого времени очень широка: вопросы экономического и социального развития, разнообразные аспекты политической жизни, социальные и национально-освободительное движения, идеологические течения, отношения с иностранными державами, колониальные захваты.
Одно из центральных мест в историографии стран Востока XIX в. занимает вопрос о роли колонизаторов. Западные исследователи при анализе этой проблемы в большинстве случаев исходят из тезиса о «цивилизаторской» миссии колониальных режимов. Они отмечают, что появление европейцев на Востоке сопровождалось запрещением рабства, отменой местных варварских обычаев, распространением европейского образования, созданием современной промышленности, разрушением тех факторов традиционного общества, которые тормозили его движение по пути прогресса. При этом негативные стороны колониального господства (разграбление природных ресурсов, ограбление населения восточных стран и др.) часто остаются без обсуждения или трактуются как неизбежные издержки движения вперед. Центральный тезис немарксистской западной историографии сводится к утверждению о том, что колонизаторы пробудили восточное общество от многовековой «спячки» и своими действиями открыли для него возможность пойти по пути прогресса.
Историки-марксисты, признавая, что в ряде случаев колонизаторы объективно способствовали движению стран Востока вперед, основное внимание сосредоточили на негативных сторонах колониального господства. До середины 80-х гг. в исторической науке бывших социалистических стран доминировала мысль о том, что колонизаторы грубо прервали естественную эволюцию восточного общества и затормозили прогрессивное развитие афро-азиатских стран, в частности вступление их в капиталистическую стадию развития. Похожего мнения придерживалось и абсолютное большинство историков освободившихся стран.
Вместе с тем историки бывших социалистических стран, не выходя формально за рамки этой оценки, во многом навязанной коммунистическими режимами, стремились дифференцированно подойти к анализу вопроса о влиянии колонизаторов на восточное общество. В послевоенное время все большее признание получала мысль о том, что с появлением иностранцев развитие капитализма на Востоке в целом ускорилось, начался процесс синтеза традиционных структур и новых явлений, привнесенных из-за рубежа. Восточное общество второй половины XIX – начала ХХ в. определялось как общество переходного типа, занимающее промежуточное положение между феодализмом и капитализмом.
С конца 80-х гг. в востоковедении бывших социалистических стран все более широкое распространение получает понятие модернизации традиционного восточного общества, которая понимается как процесс прогрессивных изменений в сторону перехода к более прогрессивной модели общества. Инициаторами процесса модернизации называются колонизаторы, которые также определили и ее направленность на заимствование экономических достижений Запада, западной политической культуры и системы ценностей.
Одновременно произошло уточнение целого ряда оценок более частных явлений истории стран Востока XIX – начала ХХ в. Так, отпала необходимость подчеркивать социально-классовые аспекты народных выступлений, которые часто разворачивались прежде всего под национальными лозунгами. Историки получили возможность более подробно исследовать проблемы, связанные с ролью религии в жизни восточного общества, уделять больше внимания развитию культуры.
ИСТОРИОГРАФИЯ ВОСТОКА XX ВЕКА
Круг литературы по данной теме достаточно широк. Литература, изданная в 20 – 40-х гг., имела в основном научно-популярный характер и ограниченную проблематику. Следует назвать работы А. Ивина, П. А. Мифа, Ю. Смургиса по Китаю, В. П. Осетрова, М. Павловича, С. Иранского по Ирану, И. М. Рейснера по Афганистану, В. Рославлева по Индии.
В 50 – 60-е гг. круг исследуемых проблем и география работ существенно расширились. В эти годы были опубликованы книги по общим проблемам развития неоколониализма и национально-освободительных революций (К. Н. Брутенц, В. Л. Тягуненко, А. Н. Хейфец), социально-экономическим и политическим проблемам Индии (А. И. Левковский, О. В. Маляров, Н. А. Савельев), Китая (Б. Г. Сапожников, С. Л. Тихвинский, М. Ф. Юрьев), Индонезии (А. Б. Беленький, В. А. Цыганов), арабских стран (Б. М. Данциг, В. А. Ментешашвили, Ф. М. Ацамба, А. М. Голдобин, Н. О. Оганесян и др.).
Важное место среди исследований этих лет занимают работы общего характера, посвященные истории регионов или крупным проблемам общественного развития стран Азии и Африки. Были опубликованы книги по истории МНР, арабских стран, Индии, Африки, Антиимпериалистической лиги, сборники статей о влиянии идей ленинизма на национально-освободительное движение афро-азиатских стран. Появилась учебная и справочная литература: три выпуска новейшей истории стран зарубежного Востока, справочник о рабочем классе стран Азии и Африки, учебники ленинградских авторов и московских ученых по новейшей истории этих стран.
Наиболее плодотворными в исследовании этого периода истории стран Азии и Африки были 70 – 90-е гг. Тематика работ стала очень разнообразной от рассмотрения узких проблем развития отдельных стран до крупных обобщающих коллективных работ и изданий энциклопедического характера. Были опубликованы книги по истории Ганы, Кении, Уганды, Тропической и Южной Африки, Сомали, Судана, Японии, Турции, новейшей истории Китая, Индии, Вьетнама, арабских стран, по истории общественной мысли народов Востока, проблемам философии и религии, истории национально-освободительной борьбы народов стран Азии и Африки.
Широкое освещение получили вопросы экономического и культурного развития этих стран в межвоенный период. Было издано несколько справочников как по отдельным странам, так и по регионам (Сирия, Египет, Ирак, Алжир, Индонезия) и тематических (рабочий класс Африки, политические партии Африки, энциклопедический справочник по Африке). Ряд монографий был посвящен идейно-политическим и философским взглядам таких деятелей национально-освободительного движения стран Азии и Африки, как М. К. Ганди (Э. Н. Комаров, А. Д. Литман, О. В. Мартышин, А. В. Горев), Мао Цзэдун (Р. М. Бурлацкий), Чан Кайши (В. Б. Воронцов), Сукарно (М. С. Капица., Н. П. Малетин), Сунь Ятсен (С. Л. Тихвинский).
Были исследованы проблемы развития ислама в странах региона, его роль в национально-освободительном движении (А. Б. Борисов, А. В. Коровиков, Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко), история религий стран Востока (Л. С. Васильев), история этноконфессиональных противоречий и сепаратизма (А. Б. Крылов, Д. Б. Малышева, Н. Г. Прусакова).
Из учебной литературы были опубликованы учебник по истории стран Азии и Африки под редакцией М. Ф. Юрьева и учебное пособие Л. С. Васильева по истории Востока
Общим итогом всех изменений в подходах к истории стран Востока можно считать создание более реалистичной и многогранной картины жизни восточных стран в XIX – начале ХХ в. Этот процесс пересмотра устоявшихся стереотипов еще далек от завершения, и целый ряд проблем ждет своих исследователей.
Информация о работе Шпаргалки по "Современным проблемам стран Азии и Африки"