Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 09:37, сочинение
Цитата: «Все эпизоды Священной истории, о которых говорилось ранее, свидетельствуют о действенности первородного греха в природе человека. Однако непосредственно вслед за грехопадением и осуждением Адама Бог дает обетование о грядущем спасении рода человеческого. Он не только наказывает Адама и Еву, но и, обращаясь к ним, говорит о том времени, когда семя жены сотрет главу змия. Таково первое обетование о Спасителе мира, который, родившись от женщины, одержит победу над диаволом и спасет от его власти род людской.
Вступительная часть _________________________________ 3
Вводная часть.
1.1. Понятия ________________________________________ 3
1.2. Важность Ветхого Завета _________________________ 4
1.3. Чему может научить история о Аврааме? ____________ 5
2. Аврам.
2.1. Предания о Авраме ______________________________ 6
2.2. Родословие Аврама _______________________________ 7
2.3. Семья Аврама____________________________________ 8
2.4. Религиозность Аврама ____________________________ 9
2.5. Первые итоги_____________________________________ 10
2.6. Что такое Призвание? _____________________________ 11
2.7. Выход Аврама в Ханаан ___________________________ 12
2.8. Аврам обходит Ханаан и строит жертвенники _________ 14
Хронология событий _________________________________ 15
Краткое повествование о жизни Авраама ________________ 16
Авраам в контексте Нового Завета_____________________ 18
Авраам в контексте Ветхого Завета _____________________ 19
Перечень параллелей и прообразов Авраама_____________ 20
Заключение_________________________________________ 21
Список литературы__________________________________ 22
Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов – Быт.17:5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21).
Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт.18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт.18:22-33).
Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт.21:5), затем последовало удаление Исмаила и Агари (Быт.21:9-21).
Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт.22:2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт.22:15-18).
После
смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре
и имел от нее еще 6 сыновей (Быт.25:1-4).
Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй
седине, престарелый и насыщенный [жизнью]»
и был погребен в пещере Махпела - месте
погребения Сарры (Быт.25:7-10).
Имя Авраама в Новом Завете встречается 72 раза. Сам Господь называет истинного Бога библейской веры "Богом Авраама, Исаака и Иакова" (Мф.22:32). По слову ап. Павла, Авраам, безгранично доверившийся Богу, "есть отец всем нам". Ибо он "сверх надежды поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов" (Рим.4:16-18). Это значение патриарха было осознано еще в ветхозаветную эпоху. В 2Пар.20:7 автор называет Авраама другом Божиим, а Сирах пишет, что он "в испытании оказался верным, поэтому Господь с клятвою обещал ему, что в семени его благословятся все народы" (44:21-22). Таким образом, в личности и вере патриарха Слово Божие усматривает такие черты, которые делают его подлинным родоначальником ветхозаветной Церкви и через это связывают со вселенской Церковью Завета Нового. Начиная с Быт 12, Авраам и его наследники становятся центром повествования. В них сосредоточиваются замыслы Божии о духовном будущем мира. [19]
По материалам «Открытой Православной энциклопедии «Древо»: В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф.8:11; Мк.12:26; Лк.16:22-24; Лк.19:9); отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк.1:55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк.13:16; Лк.16:24; Лк.19:9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин.8:33; Мф.3:9; Лк.3:8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин.8:52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин.8:33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама.
Благословение
Авраама и завет с ним
Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим.4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим.4, 13-15). Согласно Галл.3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Галл.3:7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Галл.3, 29).
Подчеркивается спасительное преимущество обетования Авраама перед Законом Моисея (Галл.3:17-18), ибо обетование Авраама рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Галл.3:16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова (1 Кор.6:15; 12:27). Иак.2:21-24 называет Авраама, получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога [20].
На сайте «Электронная еврейская энциклопедия» [21] мы читаем: «Имя Авраама является в Библии первым из трех собственных имен (наряду с именами Исаака и Иакова), по отношению к которым слово Бог выступает как определяемое. Верование об исключительной связи между божеством и главой какого-либо рода было весьма распространено в древности среди различных племен на Ближнем Востоке, но в сказаниях об Аврааме оно приобретает форму союза (завета; на иврите брит), заключенного между ним и Богом. Союз этот, которому суждено было сыграть важнейшую роль в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры, включает три основных элемента:
1) избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака;
2) обещание
дать землю Ханаанскую в
3)
повеление следовать заветам
Бога, включающим в себя и этические
нормы.
Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма, а впоследствии, в видоизмененной форме, также в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов.
Описание жизни Авраама и его испытаний рассматривается в еврейской традиции также как поучительный пример, символически отображающий историю еврейского народа в будущем. Что касается этических норм, то повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее предписание быть непорочным (Быт. 17:1), однако поведение Авраама, несомненно, свидетельствует о личности, которая руководствуется определенным комплексом моральных принципов. Так, Авраам заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.
Морально-этическая
сторона союза Бога с Авраамом получила
более развернутую трактовку в последующих
источниках. Личность Авраама и его испытания
— в особенности жертвоприношение Исаака
— послужили сюжетом для множества произведений
литературы и искусства как в сфере еврейских,
так и в сфере христианских и мусульманских
культурных традиций».
А. Мень: «Вся духовная история народа-скитальца стояла под знаком борьбы и под знаком «Исхода»: исхода Авраама из Харрана, исхода из египетского рабства, из вавилонского плена, из пут обрядовой религии. Величайшим «Исходом» был исход Израиля в христианство, который совершила лишь часть народа. Эта двойственность Израиля, родившего Мессию и отвергшего Мессию, не случайна. Это печать его избранничества и «осевого» положения в Истории. Народ Христа есть особый народ, и не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества в его встрече с Богом. И именно как представитель всего человечества он несет в себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков и национальную узость законников, апостольское благовестие и марксистский материализм. В душе Израиля столкнулись аскетизм Спинозы и стяжательство финансистов. Достаточно вспомнить проповедь пророков, чтобы понять всю драматичность и напряженность этой борьбы. Именно пророки, больше всех верившие в священную миссию Израиля, были наиболее беспощадны к любым проявлениям темного полюса в Народе Божием.
Христор – Царь, Исаак – агнец. Кульминационной точки схватка этих двух полярных начал в Израиле достигла в создании двух образов Мессии-Избавителя. Один был могущественным земным царем, другой — Агнцем Божиим, принимавшим на себя грехи мира. Здесь прошел водораздел между принявшими Христа и отвергшими.
Ни
Греция, ни Индия не могли стать
лоном для Нового Завета. Величайший
греческий мыслитель Платон видел
спасение только в переходе в иной
мир, в смерти, это же обещали эллинистические
мистерии. К этому близок и индийский
религиозный дух, для которого зримый
мир — нечто иллюзорное и бессмысленное
и который искал освобождения в мистической
отрешенности. Между тем в Израиле пламенная
вера в спасение и избавление была неразрывно
связана с признанием реальности и ценности
мира, творения, жизни. Не растворение
в экстазе, не уход в мистическое молчание,
а живой человек, предстоящий перед Богом
Живым, — такова религия Ветхого Завета.
В ней человек — не бессловесный раб и
не бесплотный духовидец, а существо мятежное,
противоречивое, обладающее напряженной
волей и ярко выраженным личностным началом.
И эту свою полноту личности, свою страстную
душу человек приносит к подножию Бога.
«Веруя в сущего Бога, — говорит Вл. Соловьев,
— Израиль привлек к себе богоявления
и откровения; веруя так же и в себя, Израиль
мог вступить в личное отношение с Ягве,
стать с Ним лицом к лицу; заключить с Ним
договор, служить Ему не как пассивное
орудие, а как деятельный союзник; наконец,
в силу той же деятельной веры стремясь
к конечной реализации своего духовного
начала, через очищение материальной природы,
Израиль подготовил среди себя чистую
и святую обитель для воплощения Бога-Слова.
Вот почему еврейство есть избранный народ
Божий, вот почему Христос родился в Иудее».
[22]
• Обетование Авраама исполнилось во Христе
• Путь Авраама - аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства
• Завет с Авраамом относится ко всему человечеству
• Аллегорического истолкования его как указания на путь, по которому должен идти человек в познании Бога
• восхождения падшей души человека на путь добродетели
• В 318 домочадцах Авраама - прообраз числа участников I Вселенского Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора
• В хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком Аврааму (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии
• Веру Авраама как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе
• Оправдание (необрезанного) Авраама верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христианской веры над обрядовым законом Моисея
• Испытание веры остаются образцом для подражания
• Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался некоторыми толкователями в обрезании Авраама
• В явлении трех странников - тайна откровения всей Св. Троицы в ВЗ
• Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака - овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий.
• Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества
• жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6)
• Жертва Авраама часто трактуется как прообраз Агари в анафорах Евхаристической жертвы Литургий Востока и Запада - напр., Литургии ап. Марка [35], римской мессе [36].
• образ «лона», или «недр», Авраама как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26)
• Имя Авраама часто употребляется в иудейских и христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) ср. начало молитвы Манассии "Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго"
Мессианский
смысл вечного Завета. Вечный завет
заключается в лице Авраама не
только с плотским потомством его, с народом
израильским, но еще более с целым человечеством,
разумея под этим именем восприявших верою
обетование, и потому и назван заветом
вечным в Мессианском смысле. Вечное наследие
земли Ханаанской нужно понимать в таинственном,
прообразовательном смысле, разумея под
нею Царство Божие и св. Церковь Христову.
Информация о работе Патриарх Авраам в контексте Нового и Ветхого Завета