Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 09:25, дипломная работа
В работе были использованы следующие источники «Наши задачи. (Основные положения программы Союза социалистов-революционеров)», «Манифест партии социалистов-революционеров», «Программа революционной деятельности в деревне, выработанная на съезде Аграрно-социалистической Лиги», показания Чернова В.М. и Аргунова А.А. по делу Азефа судебно-следственной комиссии при ЦК. А также резолюции Советов партии и протоколы I и II съездов ПСР.
Введение. стр. 3
I. Организационное становление ПСР (1900 - 1904 гг.)
1.Генезис и становление партии социалистов-революционеров стр.16
2.Теоретическое обоснование программы и тактики ПСР стр.19
3.Программа и тактика ПСР стр.25
II. Изменение тактических установок ПСР в ходе I русской революции
1.Новая тактика. I съезд ПСР (декабрь 1905 - январь 1906 гг.) стр.33
2.Тактика ПСР накануне созыва и в дни работы I и
II Государственных Дум стр.39
Заключение стр.46
Список использованных источников и литературы стр.49
I съезд сыграл чрезвычайно важную роль в истории партии эсеров и всего народнического направления. Партия эсеров конституировалась, определила свою организационную структуру, приняла Программу и Устав, избрала руководящие органы. Съезд стимулировал объективно обусловленный, наметившийся ранее раскол в народническом течении.
Съезд
утвердил резко выраженную революционную
тактику, которая основывалась на неверных
представлениях о соотношении сил сторонников
и противников революции, настроений крестьянства,
роли Государственной Думы. Эсеры переоценивали
собственные силы, не придали должного
значения наметившемуся после декабря
1905 г. повороту общественности, да и оставались
вопросы, которые требовали срочного решения.
Поэтому сразу же после съезда они были
вынуждены внести коррективы в свою тактику.
2.
Тактика ПСР накануне
созыва и в дни работы
I и II Государственной
Думы
Главным фактом общественно-политической реальности стала Дума. На нее обращали взоры все: от крайних консерваторов до крайних революционеров. Первые надеялись, что царь ограничит Думу и восстановит незыблемость самодержавия, а, может быть, и положение, существовавшее до Манифеста 17 октября 1905г. Либералы мечтали о конструктивной законотворческой деятельности, революционеры ждали, когда массы разочаруются в Думе и восстанут. Народ верил в Думу. Партии эсеров приходилось приспосабливаться к изменявшейся политической обстановке.
Коррективы в установки, утвержденные I съездом партии, были внесены через считанные недели после его окончания в «Извещении о партийном съезде» и № 1 «Бюллетеня ЦК ПСР» (март 1906г.).53 Сформулированы они были В.М. Черновым и, несомненно, одобрены ЦК.
ЦК назвал основным итогом борьбы в 1905г. установление явочным порядком политических свобод. В «Бюллетене ЦК» говорилось, что правительство укрепило свои позиции, либералы отказались от поддержки революционеров, чьи организации в городах разгромлены, пролетариат утомлен, ему необходимо время, чтобы собраться с силами. Шансы крестьянского движения значительно ослаблены и отодвинуты дальше, наступил переходный период, момент передышки. Агитация бойкота выборов отклика не нашла. Был сделан первый шаг от непонимания и пренебрежения к невольному признанию роли Думы как крупнейшего факта жизни России.
Поэтому, сняв лозунг вооруженного восстания как ближайшую задачу, ЦК партии эсеров рекомендовал не форсировать революцию, не торопить развязку, использовать все возможности для организации партийных рядов и масс, завоевания сочувствия в широких слоях общества, усиления политического террора. Стоит признать, что это были не четкие директивы, а советы самого общего свойства. Круто повернув руль, политическое руководство потеряло ясность и конкретность цели. Местным организациям оставалось в этой ситуации действовать, в основном, на свой страх и риск.
В конце февраля – начале марта идеологи партии еще не считали Думу трибуной революционной агитации, тем более - организующим центром революции.
Поворот совершился в конце марта – в начале апреля, когда определилось поведение масс и итоги выборов. В № 3-4 партийного журнала, помеченным 13 апреля, М.Б. Ратнер сообщал: «Результатом избирательной кампании можно только радоваться».54 Из 422 членов Думы 182 места получили кадеты, около 100 – близкие к ним партии, 47 – левые.
Корректировку тактики произвели на I Совете партии (Москва, 25-27 апреля 1906г.). Были заслушаны отчеты о состоянии работы на местах, обсуждены вопросы об отношении к Государственной Думе, Трудовой группе, фракции депутатов-крестьян и народнической интеллигенции, экспроприации, а так же о политическом терроре, легализации партии, об областных комитетах и т.д.
Необходимость
новой тактики объяснили
I Совет партии эсеров приостановил на время деятельности Думы террор, решил, в случае наступления политических свобод, реорганизовать партию в открытую, с полностью демократическим уставом. На этот раз данная резолюция не вызвал таких бурных дебатов, эсеры уже были готовы к легализации партии.
В начале мая 1906г. местные комитеты получили циркулярное письмо ЦК партии с извещениями о решениях I Совета партии. В нем указывалось, что открытие заседаний народных представителей дает возможность отложить временно в сторону страшное оружие террора в надежде, что Дума сможет установить действительную ответственность ранее безответственных агентов власти, в связи с чем, и партии, может быть, не придется выступать в роли судьи и мстителя за чинимые правительством насилия. Добавлялось, однако, что боевые дружины должны быть сохранены.
Осенью
1906г. раскол в народническом направлении
получил свое окончательное оформление;
конституировались партия народных
социалистов (энесов) и союз социалистов-революционеров-
Указ о роспуске Думы не был прочитан перед депутатами, и двери Таврического дворца были предусмотрительно заперты. На столбе ворот был вывешен Манифест о роспуске Думы, в котором указывалось, что Дума не успокаивала население, а лишь разжигала смуту. Июльский политический кризис был разрешен в пользу самодержавия. Правительство перешло в наступление. Либералы приняли решение сосредоточиться на предвыборной агитации во II Думу. За возобновление работы Думы высказались и члены ЦК РСДРП.56 Ситуация, сложившаяся после июльского роспуска I Думы, требовала внесения кардинальных изменений и в тактику ПСР. Корректировка ее осуществлялась на заседаниях уездных, городских, губернских, военных и крестьянских организаций с августа 1906г.
Разброс мнений был велик. Съезд Южнорусской области высказался за участие в выборах и против увлечения партизанской войной, и особенно аграрным террором. В то же время на конференции Азово-Донской (середина августа) и съезде Центральной (20-е числа августа) областей возобладали сторонники полного бойкота Думы.
Однако пропаганда аграрного террора была отвергнута участниками и этих совещаний.57
Тактические проблемы, в особенности - «думские», стояли в центре внимания II (экстренного) съезда партии (12 - 15.02.1907 г.).
Этот съезд принял резолюцию, где говорилось об использовании Думы как агитационной трибуны, о необходимости тесной связи деятельности депутатов с внедумской тактикой партии, с массами. В случае роспуска Думы депутатам-эсерам предписывалось отказаться от подчинения правительству, «вместе со всей революционной частью Думы» остаться и сохранить депутатские полномочия, призвать население и армию к активной поддержке. Экспроприация частных капиталов запрещалась, казенных – разрешалась с ведома и под контролем комитетов.58
Выработанная II съездом партии тактика отодвигала проблему вооруженного восстания на неопределенное будущее; в центр ставилась Дума и деятельность думской группы.
Окончательные решения по важнейшим проблемам тактики принял созванный 20 октября 1906г. II Совет партии, в работе которого принимали участие члены и уполномоченные ЦК, представители 8 областных комитетов, Москвы и Петербурга.
Совет постановил использовать избирательную кампанию для организации широких масс народа во имя давления на Думу и привлечения на свою сторону армии; предложил, если обстоятельства будут этому благоприятствовать, выступать открыто, выдвигая партийных депутатов.59 Вопрос об образовании партийной думской фракции был оставлен открытым.
II Совет признал недопустимой пропаганду идей максимализма членами партии в массах и создание внутри ее организаций сторонников максимализма.
В обзоре «Наша тактика на выборах», помещенном сразу после извещения о Совете, ЦК просил членов партии смотреть на предстоящие выборы «как на решительный момент борьбы с самодержавием и двинуть на избирательную агитацию все наши пропагандистские, агитационные и организационные силы», чтобы сдвинуть массы с мертвой точки, вывести из неопределенного положения.60
Решение
об участии в избирательной
Революция 1905 - 1907 гг. стала первой кульминацией партийных взаимодействий. В условиях жесткой конфронтации глобальных общественных тенденций прошли горнило испытания миропонимания, программы, лозунги, способность к действию, организационные структуры всех политических партий.
Партия эсеров агитировала за революционные насильственные меры ликвидации всего того, что, по ее мнению, препятствовало торжеству социализма, но надеялась преобразовать Россию на ее собственной основе в технологически – земледельческую державу при сохранении крестьянства и остальных трудовых слоев населения.
I русская революция стала переломом в определении тактики партии. Изменившаяся политическая ситуация заставила приспосабливаться к новым политическим реалиям. На втором подэтапе развития ПСР главное внимание на всех партийных мероприятиях уделялось решению практических (тактических) политических вопросов (отношение к Государственной Думе, отношение к другим партиям, необходимость террористической деятельности.
Заключение
Возрождение неонародничества в иной форме на рубеже XIX – XX веков было выражением стремления самой «почвы» идейно самоопределиться. Поэтому возникновение ПСР, одной из первых политических организаций в стране, представляется глубоко закономерным. Исторической заслугой ПСР можно считать преимущественную ориентацию на крестьянство и первоочередное решение аграрного вопроса. Неонародники, прежде всего - В.М.Чернов, напряженно осмысливали характер исторического развития России и в некоторых существенных моментах были, возможно, на пути к созданию оптимальной «почвенной» модели социально-экономического развития. Но партия эсеров воспроизвела не только силу, но и слабость «почвы», что проявлялось в крайней противоречивости теории, программы и тактики партии, склонности к экстремизму. Это иллюстрирует и сам процесс образования и конституирования партии.
В теории и политической платформе неонародничество соединило элементы и социалистической и крестьянской утопии. Поэтому эсеровские иллюзии были, быть может, наиболее почвенными из всех политических иллюзий, которыми столь богата была Россия начала XX столетия.
Период формирования партии социалистов-революционеров был довольно длительным. В условиях смены этапов в российском освободительном движении, перехода приоритета в нем от разночинцев к пролетариату, популярность народничества, ориентировавшегося преимущественно на террористическую борьбу одиночек и заговоры интеллигентских организаций, быстро таяла. Все менее привлекательным становилось и само название «народоволец». Поэтому на I этапе объединения в эсеровской среде было не столь организационное, сколько идейное, осуществлявшееся газетой «Революционной Россией».
Главным направлением в теоретических разработках ПСР стало создание новой социалистической теории, которая бы учитывала условия аграрных стран. Эсерами была заложена традиция аграрного социализма.
Так как программа была демократически ориентированной, то должна давать сколько-нибудь удовлетворительное решение главной проблемы России – крестьянской. Эсеры это понимали, поэтому аграрный проект составлял сердцевину всей программы, хотя официально она была принята на I съезде, состоявшемся в конце 1905г. – начале 1906г.
Неонародники были на пути к созданию оптимальной «почвенной» модели социально-экономического развития России. Однако успешно завершить решение этой проблемы они не смогли. Идейное размежевание внутри самой партии, отсутствие четкой организационной структуры, и, в какой-то степени, нелегальный характер партии не позволили ПСР завершить процесс создания партии до начала революции.
В годы революции завершился процесс партийного самоопределения эсеров. Крайний радикализм программных установок и тактики, приверженность к терроризму, обусловили нелегальный (в редкие моменты полулегальный), характер действий этой партии, предопределяли явно выраженную организационную ранжированность с элементами заговорщичества. В архитектонике партии эсеров нашли воплощение традиционные особенности общественного, революционного движения в России.
Революция заставила завершить процесс организационного строительства, однако и стимулировала объективно обусловленный, наметившийся ранее раскол в неонародничестве.