Организационное становление партии социалистов-революционеров: обоснование программных и тактических установок (1900-1907 гг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

В работе были использованы следующие источники «Наши задачи. (Основные положения программы Союза социалистов-революционеров)», «Манифест партии социалистов-революционеров», «Программа революционной деятельности в деревне, выработанная на съезде Аграрно-социалистической Лиги», показания Чернова В.М. и Аргунова А.А. по делу Азефа судебно-следственной комиссии при ЦК. А также резолюции Советов партии и протоколы I и II съездов ПСР.

Содержание работы

Введение. стр. 3

I. Организационное становление ПСР (1900 - 1904 гг.)

1.Генезис и становление партии социалистов-революционеров стр.16

2.Теоретическое обоснование программы и тактики ПСР стр.19

3.Программа и тактика ПСР стр.25

II. Изменение тактических установок ПСР в ходе I русской революции

1.Новая тактика. I съезд ПСР (декабрь 1905 - январь 1906 гг.) стр.33

2.Тактика ПСР накануне созыва и в дни работы I и

II Государственных Дум стр.39

Заключение стр.46

Список использованных источников и литературы стр.49

Содержимое работы - 1 файл

Диплом 1.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

     В обращении Крестьянского Союза  ПСР говорится, что исход приближающейся «великой революционной борьбы»  зависит не только от рабочих и  интеллигенции, но и от крестьянина, «голодающего в убогой деревне».27

     Хотя  эсеры были далеки от идеализации крестьянства, они понимали, что есть и зажиточные крестьяне, и поэтому они направляли свои усилия только на исключительно трудовые слои крестьянства.

     К тому же, в этом обращении отмечается, что ни один класс в России так не подталкивается к чисто политической борьбе, как именно крестьянство. Выделяется и особый уклад жизни в деревне: «все внутренние дела крестьян и отношения определяются «обычным правом», лишь в общих чертах и с некоторых только сторон ограниченным законом…; деревенским мирным сходом вертится множество важных дел».28  И вот при этой своеобразной, по широкой самодеятельности крестьян вырабатывается трудовое самосознание, с помощью общинно – корпоративного мира деревни.

     Эсеры проводили демаркационную линию между собой и социал-демократами. Последних они обвиняли в «классовой узости» и «пролетариаталюбии»; в забвении интересов самого многочисленного и самого обездоленного класса российского общества – крестьянства.

     Они рассматривали крестьянство как неотъемлемую часть рабочего класса, заявляя, что партия с.–р. распространяет социал-революционные идеи среди этих трудящихся, наполовину собственников, наполовину пролетариев. Цель этой пропаганды – приобретения в деревне верных сторонников социалистических идей из  наиболее передовых крестьян.

     Эсеры видели два потенциальных варианта развития событий, если не ввести крестьян в круг революционного воздействия: во-первых, неожиданное стихийное массовое движение, и, во-вторых, меры, на которые может пойти правительство для облегчения экономического и правового положения крестьянства.

     «Первое, - отмечают авторы Воззвания Крестьянского Союза,- сулит нам огромный шанс на близкую победу в борьбе за освобождение, второе грозит самыми серьезными осложнениями и неудачами в этой борьбе»29.

     Чернов, в сущности, подверг марксизм конструктивной критике. Он обосновывал не возможность построения социализма, а именно способы его построения в России, с учетом особенностей аграрной России начала XX века.

3. Программа и тактика ПСР

     Свои  политические цели и задачи эсеры собирались реализовывать на практике, вырабатывая с этой целью стратегическую и тактическую линии партии.

     Свою  программу эсеры, подобно социал-демократам, делили на программу-минимум и программу-максимум. Последняя провозглашала конечную цель ПСР – экспроприацию капиталистической собственности и реализацию производства и всего общественного строя на социалистических началах.

     Практическая  часть программы состоит из двух разделов: политические требования и  требования в народно-хозяйственной  области.

     В собственно политической части программы ПСР идет речь о демократической республике с неотъемлемыми правами и свободами граждан (свобода совести, слова, печати, собраний и стачек, равноправия, неприкосновенность личности и жилища и т.д.), о широкой автономии местных органов самоуправления.

     Опередив  социал-демократов, эсеры выдвинули принцип Федеративного устройства Российского государства, т.е. установление демократической республики с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение. Смелее и демократичнее эсеры были и в формулировке таких требований, как прямое народное волеизъявление (референдум и законодательная инициатива граждан). Об этом говорится довольно жестко: «прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет – без различия пола, религии и национальности; пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум  во всякое время и подсудность всех должностных лиц».30

     Анализ политической части программы ПСР подтверждает, что эсеры – сторонники демократического социализма. По их мнению, предпосылками социализма является достижение политической свободы и демократии. «Итак, политическая свобода во имя социальной революции – такова наша ближайшая цель»31.

     Требования  в народно-хозяйственной области стоит поделить, по мнению социалистов-революционеров, на разделы (рабочий вопрос, аграрная политика, финансовая политика, муниципальное и земское хозяйство). Данное «устройство» программы вполне стандартное для любой партии.

     В разделе программы, посвященном рабочему вопросу, содержатся требования 8-часового дня, установления минимальной заработной платы, страхования за счет государства, прогрессивно расширяющегося участия рабочих в организации труда на промышленных предприятиях и др.

     Эти  требования имеют своей целью  охрану духовных и физических сил  рабочего класса и увеличение его  способности к дальнейшей освободительной борьбе, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные, местные и профессиональные интересы отдельных рабочих.

      Центральным пунктом эсеровской программы являлся аграрный вопрос. В вопросах аграрной политики и поземельных отношений партия социалистов – революционеров ставила себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против «буржуазно – собственнических начал» как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, и в особенности - взгляд на землю как на общее достояние всех трудящихся. Это один из главных тезисов русского неонародничества. В этих видах партия стояла за социализацию всех частновладельческих земель.

     Это предусматривало отмену частной собственности на землю без выкупа, превращение ее в общенародное достояние без права купли-продажи, переход земли в ведение центральных и местных органов народного самоуправления и пользование его на основе уравнительно- трудового принципа. Переход от мелкого индивидуального крестьянского производства к крупному обобществленному, социалистическому производству должен был совершиться постепенно, через развитие различных форм кооперации.

     В случае если это главное и основное требование аграрной программы-минимум не будет осуществлено, в качестве революционной меры, эсеры предусматривали политику приближения к осуществлению этого требования во всей его полноте. Они выступали за возможные переходные к нему меры, как, например: «расширение прав общин и территориальных их союзов по экспроприации частновладельческих земель».32

     В вопросах финансовой политики эсеры  агитировали за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, за уничтожение косвенных налогов (исключая обложение предметов роскоши) и т.д.  В вопросах же муниципального и земского хозяйства партия стояла за развитие всякого рода общественных служб, за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав на обложение недвижимых имуществ по принудительному отчуждению их и т.д.

     В программе также заявлялось, что ПСР будет относиться положительно к обобществлению в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства лишь постольку, поскольку будет достаточно гарантий против увеличения таким путем зависимости рабочего класса от правящей бюрократии.

     Тем самым партия предостерегала против так называемого «государственного социализма»33, который характеризовался ее идеологами отчасти как система полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же, как своеобразный государственный капитализм, сосредотачивающий различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии «ради ее фискальных и политических целей».34

     Свою  программу эсеры намеревались осуществить  законодательным порядком, через  Учредительное собрание. Вместе с тем не исключалось, что некоторые ее положения будут проводиться «непосредственно»35, т.е. явочным порядком, что лишний раз доказывает революционность партии эсеров.     

     В силу исторических традиций России, социализм должен был начать создаваться, прежде всего, в деревне, и поэтому программа деятельности в деревне, выработанная раньше, чем была оглашена программа ПСР, была принята эсерами в 1902 году на съезде Аграрно-социалистической лиги.

     В этой программе революционной деятельности говориться о том, что работа в русском крестьянстве должна вестись по двум параллельным линиям: пропаганда и агитация, имеющая целью революционизировать всю крестьянскую массу, ведущаяся и устно и путем распространения литературы. Основная цель этой работы в деревне заключается в том, чтобы способствовать «выработке из крестьянина сознательного социалиста и гражданина,  способного отстаивать свои человеческие и гражданские права, как при существующем строе, так и при будущем».36 Это было продолжением народнической идеи просвещения народа, которая потерпела фиаско.

     В основу агитации были положены характерные черты крестьян, сложившиеся в ходе исторического процесса, не противоречащие общественной справедливости, которые уже укоренилась в их привычках, положении, сознании. Таковыми признавались:

     а) расценка земли как на общее достояние всех трудящихся;

     б) стремление крестьян освободиться от гнета непосильных податей, рекрутчины и чиновничьего произвола.

     в) общинно-корпоративный мир деревни выработал у крестьянина трудовое самосознание.

     Для более продуктивной деятельности в деревне предполагалось организация крестьян в местные братства, союзы и иные сообщества. Они должны были добиваться влияния во всех мирских делах, руководить непосредственной борьбой трудового крестьянства, заниматься  распространением литературы и входить в сношения  с революционными организациями города в целях взаимной поддержки.

     Эсеры, в противовес марксистам, видели путь к социальному равенству не в повальной национализации, а в перераспределении богатств.

     Что касается национального вопроса в программе ПСР, то было заявлено, что «мы должны явиться в роли искренних защитников прав подавляемых рас и национальностей»37. Эсеры считали, что рабочее движение на тот момент лучше всего организованно среди евреев Западного края и среди поляков социалистическое движение опирается уже на прочную организацию пролетариата. В Финляндии, считали эсеры, «мы должны явиться решительными сторонниками либеральной оппозиции»38.

     На  Кавказе эсеры признавали право на вполне свободное национальное развитие за всеми местными народностями, сепаратизм которых существует лишь «в болезненном воображении царских сатрапов»39

     В области внешней политики эсеры являлись решительными противниками войны, шовинистической политики, сторонниками международного братства и союза народов.

       Эсеры смотрели на полемику как на полезную, а часто как на прямо необходимую сторону печатной деятельности. Но решительно отказывались от полемики, направленной против личности, оскорбляющей членов партии. И, может быть, их убежденность в верности своей точки зрения и привела их к неготовности лавировать в революционной ситуации.

     В вопросах тактики эсеры оговаривали, что борьба должна осуществляться в  формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности, что предполагало использование всего арсенала форм борьбы, в том числе и политический террор. Но на террор они смотрели, как на необходимое, хотя печальное, орудие борьбы с правительством, и полагали, что террор может оказаться целесообразным лишь в руках организованной партии.

     С помощью террора они надеялись  сдерживать административный произвол, дезорганизовать правительство. Вместе с тем, террор рассматривался эсерами  как эффективное средство агитации и возбуждения общества, мобилизации  революционных сил.

Информация о работе Организационное становление партии социалистов-революционеров: обоснование программных и тактических установок (1900-1907 гг)