Крещение Руси и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:25, реферат

Краткое описание

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Содержимое работы - 1 файл

Крещение Руси и его значение.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

    Исходя из тезиса греховности,  церковники призывали русский  народ не к сопротивлению захватчикам,  а, наоборот, к собственному покаянию  и к покорности "татарам", не  только не осуждали ордынскую власть, но и ... ставили ее в пример своей пастве. Это было прямой оплатой со стороны православной церкви дарованных ей ханами огромных привилегий - освобождении от налогов и поборов, торжественных приемов митрополитов в Орде, учреждения в 1261 г. особой Сарайской епархии и разрешения воздвигнуть православный храм прямо напротив ханской Ставки*.

 

*) После развала Орды, в конце  XV в. весь персонал Сарайской  епархии был сохранен и переведен  в Москву, в Крутицкий монастырь,  а сарайские архиереи получили титул митрополитов Сарайских и Подонских, а затем Крутицких и Коломенских, т.е. формально были уравнены в ранге с митрополитами Московскими и всея Руси, хотя никакой реальной црковно-политической деятельностью уже не занимались. Этот историко-декоративный пост был ликвидирован лишь в конце XVIII в. (1788 г.) [Прим. В.Похлебкина]

 

    Необходимо заметить, что  на пороге XXI в. мы переживаем  аналогичную ситуацию. Современные  "князья", подобно князьям Владимиро-Суздальской  Руси, пытаются эксплуатировать невежество и рабскую психологию народа и даже культивировать ее не без помощи все той же церкви.

[Оставим на совести автора (и  без комментариев) не имеющую  отношения к теме отрыжку коммунистической  идеологии].

 

    В конце 70-х годов  XIII в. завершается период временного затишья от ордынских беспокойств на Руси, объяснимого десятилетней подчеркнутой покорностью русских князей и церкви. Внутренние потребности хозяйства Орды, извлекавшей постоянную прибыль из торговли невольниками (пленными в период войны) на восточных (иранских, турецких и арабских) рынках, требуют нового притока средств, и поэтому в 1277-1278 гг. Орда дважды совершает локальные набеги в пограничные русские пределы исключительно для увода полонянников.

    Показательно, что в этом  принимает участие не центральная ханская администрация и ее военные силы, а региональные, улусные власти на периферийных участках территории Орды, решающие этими набегами свои местные, локальные экономические проблемы, а потому строго ограничивающие и место, и время (очень краткое, исчисляемое неделями) этих военных акций.

1277      Набег на земли Галицко-Волынского княжества совершают находившиеся под властью темника Ногая отряды из западных днестровско-днепровских районов Орды.

1278      Аналогичный локальный набег следует из Поволжья на Рязань, причем он ограничивается только этим княжеством.

 

 

    В период следующего  десятилетия - в 80-е и в начале 90-х годов XIII в. - происходят новые  процессы в русско-ордынских отношениях.

    Русские князья, освоившиеся за предшествующие 25-30 лет с новой обстановкой и лишенные, по существу, всякого контроля со строны отечественных органов, начинают сводить свои мелкие феодальные счеты друг с другом при помощи ордынской военной силы.

    Подобно тому, как в  XII в. черниговские и киевские князья боролись друг с другом, призывая на Русь половцев, так и князья Северо-Восточной Руси борются в 80-х годах XIII в. друг с другом за власть, опираясь на ордынские отряды, которые они приглашают пограбить княжества своих политических противников, т.е., по сути дела, хладнокровно призывают иностранные войска опустошать области, населенные их русскими соотечественниками.

1281      Сын Александра Невского Андрей II Александрович, князь Городецкий, приглашает ордынское войско против своего брата вел. Дмитрия I Александровича и его союзников. Это войско организуется ханом Туда-Менгу, который одновременно отдает Андрею II ярлык на великое княжение, еще до исхода военного столкновения.

    Дмитрий I, спасаясь от  ханских войск, бежит вначале в Тверь, затем в Новгород, а оттуда в свое владение на Новгородской земле - Копорье. Но новгородцы, заявляя себя лояльными к Орде, не пропускают Дмитрия в его вотчину и, пользуясь расположением ее внутри новгородских земель, заставляют князя срыть все ее фортификационные укрепления и в конце концов вынуждают Дмитрия I бежать из Руси в Швецию, угрожая выдать его татарам.

    Ордынское же войско (Кавгадай и Алчегей) под предлогом  преследования Дмитрия I, опираясь  на разрешение Андрея II, проходит  и опустошает несколько русских княжеств - Владимирское, Тверское, Суздальское, Ростовское, Муромское, Переяславль-Залесское и их столицы. Ордынцы доходят до Торжка, практически оккупируя всю Северо-Восточную Русь до границ Новгородской республики.

    Протяженность всей территории от Мурома до Торжка (с востока на запад) составляла 450 км, а с юга на север - 250-280 км, т.е. почти 120 тысяч квадратных километров, которые были опустошены военными действиями. Это восстанавливает против Андрея II русское население разоренных княжеств, и его формальное "воцарение" после бегства Дмитрия I не приносит спокойствия.

    Дмитрий I возвращается  в Переяславль и готовится  к реваншу, Андрей II выезжает в  Орду с просьбой о помощи, а  его союзники - Святослав Ярославич  Тверской, Даниил Александрович Московский и новгородцы - едут к Дмитрию I и заключают с ним мир.

1282  

    Андрей II приходит из  Орды с татарскими полками  под предводительством Турай-Темира  и Али, доходит до Переяславля  и вновь изгоняет Дмитрия, который  бежит на этот раз к Черному морю, во владения темника Ногая (который в то время был фактическим правителем Золотой Орды), и, играя на противоречиях Ногая и сарайских ханов, приводит данные Ногаем войска на Русь и заставляет Андрея II вернуть ему великое княжение.

    Цена этого "восстановления  справедливости" весьма высока: ногайским  чиновникам отдается на откуп  сбор дани в Курске, Липецке,  Рыльске; разорению вновь подвергаются  Ростов, Муром. Конфликт двух князей (и примкнувших к ним союзников)  продолжается все 80-е годы и в начале 90-х.

1285     Андрей II вновь едет в Орду и приводит оттуда новый карательный отряд ордынцев во главе с одним из сыновей хана. Однако Дмитрию I удается успешно и быстро разбить этот отряд.

 

 

    Таким образом, первая  победа русских войск над регулярными ордынскими войсками была одержана в 1285 г., а не в 1378 г., на р.Воже, как обычно считают.

    Не удивительно, что  Андрей II прекратил в последующие  годы обращаться за помощью  к Орде.

    Небольшие грабительские  экспедиции ордынцы посылали в конце 80-х годов на Русь сами:

1287

Набег во Владимир     

1288

Набег на Рязань и Муром и мордовские земли      Эти два набега (кратковременных) носили конкретный, локальный характер и имели целью грабеж имущества и захват полонянников. Они были спровоцированы доносом или жалобой русских князей.

1292

"Деденева рать" во Владимирскую  землю      Андрей Городецкий вместе с князьями Дмитрием Борисовичем Ростовским, Константином Борисовичем Углицким, Михаилом Глебовичем Белозерским, Федором Ярославским и епископом Тарасием отправились в Орду жаловаться на Дмитрия I Александровича.

    Хан Тохта, выслушав  жалобщиков, отрядил значительное  войско под предводительством  своего брата Тудана (в русских  летописях - Деденя) для проведения  карательной экспедиции.

    "Деденева рать" прошла  по всей Владимирской Руси, разорив  столицу г.Владимир и еще 14 городов: Муром, Суздаль, Гороховец,  Стародуб, Боголюбов, Юрьев-Польский, Городец, Углечеполе (Углич), Ярославль,  Нерехта, Кснятин, Переяславль-Залесский,  Ростов, Дмитров.

    Кроме них оставались  нетронутыми нашествием всего  7 городов, лежавших вне маршрута  движения отрядов Тудана: Кострома, Тверь, Зубцов, Москва, Галич Мерьский, Унжа, Нижний Новгород.

    На подходе к Москве (или у Москвы) рать Тудана разделилась на два отряда, один из которых направился к Коломне, т.е. на юг, а другой - на запад: к Звенигороду, Можайску, Волоколамску.

    В Волоколамске ордынское  войско получило дары от новгородцев,  поспешивших привезти и вручить  подарки ханскому брату далеко от своих земель. На Тверь Тудан не пошел, а вернулся в Переяславль-Залесский, сделанный базой, куда свозились вся награбленная добыча и концентрировались пленные.

    Этот поход был значительным  погромом Руси. Возможно, что Тудан  со своим войском проходил также Клин, Серпухов, Звенигород, не названные в летописях. Таким образом, район его действий охватывал около двух десятков городов.

1293      Зимой под Тверью появился новый ордынский отряд под предводительством Токтемира, который приходил с карательными целями по просьбе одного из князей для наведения порядка в феодальных распрях. Он имел ограниченные цели, и летописи не описывают его маршрута и времени пребывания на русской территории.

   Во всяком случае, весь 1293 г. прошел под знаком очередного  ордынского погрома, причиной которого было исключительно феодальное соперничество князей. Именно они были главной причиной ордынских репрессий, обрушивавшихся на русский народ.

 

1294-1315 гг. Два десятилетия проходят  без всяких ордынских вторжений. 

    Князья регулярно вносят дань, народ, напуганный и обнищавший от предыдущих грабежей, медленно залечивает экономические и людские потери. Только вступление на престол чрезвычайно властного и активного хана Узбека открывает новый период давления на Русь

    Основная идея Узбека состоит в том, чтобы достичь полного разобщения русских князей и превращения их в непрерывно враждующие группировки. Отсюда его план - передача великого княжения самому слабому и невоинственному князю - Московскому (при хане Узбеке московским князем был Юрий Данилович, оспаривавший великое княжение у Михаила Ярославича Тверского) и ослабление прежних правителей "сильных княжеств" - Ростовского, Владимирского, Тверского.

    Хан Узбек практикует  для обеспечения сбора дани  отправку вместе с князем, получившим инструкции в Орде, специальных уполномоченных-послов в сопровождении военных отрядов численностью в несколько тысяч человек (иногда там было до 5 темников!). Каждый князь собирает дань на территории соперничающего княжества.

    С 1315 г. по 1327 г., т.е. за 12 лет, Узбек направил 9 военных "посольств". Их функции были не дипломатические, а военно-карательные (полицейские) и отчасти - военно-политические (давление на князей).

1315      "Послы" Узбека сопровождают великого князя Михаила Тверского (см. Таблицу послов), и их отряды грабят Ростов и Торжок, близ которого они разбивают отряды новгородцев.

1317      Ордынские карательные отряды сопровождают Юрия Московского и грабят Кострому, а затем пытаются ограбить Тверь, но терпят сильное поражение.

1319      Вновь совершается ограбление Костромы и Ростова.

1320      Ростов в третий раз становится жертвой ограьления, но в основном разоряют Владимир.

1321      Дань выбивают из Кашина и Кашинского княжества.

1322      Карательной акции по взиманию дани подвергается Ярославль и города Нижегородского княжества.

1327

"Щелканова рать"      Новгородцы, напуганные ордынской активностью, "добровольно" выплачивают Орде дань в 2000 рублей серебром.

   Происходит знаменитое нападение отряда Челкана (Чолпана) на Тверь, известное в летописях как "Щелканово нашествие", или "Щелканова рать". Оно вызывает беспримерно решительное восстание горожан и уничтожение "посла" и его отряда. Самого "Щелкана" сжигают в избе.

1328      Следует специальная карательная экспедиция против Твери под руководством трех послов - Туралыка, Сюги и Федорока - и с 5 темниками, т.е. целая армия, которую летопись определяет как "великую рать". В разорении Твери наряду с 50-тысячным ордынским войском участвуют и московские княжеские отряды.

      С 1328 г. по 1367 г. - наступает "тишина великая" на целых 40 лет.

    Она является прямым  результатом трех обстоятельств: 

    1. Полного разгрома Тверского  княжества как соперника Москвы  и тем самым устранения причины  военно-политического соперничества на Руси.

    2. Своевременного собирания  дани Иваном Калитой, который  в глазах ханов становится  образцовым исполнителем фискальных  поручений Орды и изъявляет  ей, кроме того, исключительную политическую  покорность, и, наконец 

    3. Результатом понимания ордынскими правителями, что в русском населении созрела решимость борьбы с поработителями и поэтому необходимо применять иные формы давления и закрепления зависимости Руси, кроме карательных.

   Что же касается использования  одних князей против других, то эта мера не представляется уже универсальной перед лицом возможных неконтролируемых "ручными князьями" народных восстаний. Наступает перелом в русско-ордынских отношениях.

    Карательные походы (нашествия)  в центральные районы Северо-Восточной Руси с непременным разорением ее населения с этих пор прекращаются.

Информация о работе Крещение Руси и его значение