Рекреационная география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:48, лекция

Краткое описание

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая ин¬фраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреа¬ционных проблем в современных условиях превращения интеграции науч¬ных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержимое работы - 1 файл

рекреационная.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Пейзаж — самый доступный элемент природы. Его восприятие может про­исходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он являет­ся всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Воз­можно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градо­строителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разде­лении пейзажей на все меньшие однородные единицы, которые описывают­ся с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейза­же, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитек­турное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направ­лениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так, архитектурное направление решает про­блему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизмененный природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения «белых пятен» и доступно статический подход к планированию ландшафтов будет вызывать в будущем са­мый пристальный интерес.

Что должно стать объектом исследования при изучении такой характери­стики, как эстетические качества местности? По всей видимости, то, что дав­но волнует всех художников, изучающих и познающих по-своему этот мир, — пейзаж. «Пейзаж, который является особым местом проявления отношений между индивидуумом, обществом и окружающей средой, завоевывает в на­стоящее время социальный статут. Он становится одновременно объектом исследования и познания. Он все больше заставляет признать себя предме­том сознательного созидания», — отмечает Реми Перельман, директор фран­цузского Национального агрономического института по проблемам пейзажа. Пейзаж стал объектом пристального внимания исследователей в странах ста­рой Европы, Северной Америки, прежде всего в странах индустриально раз­витых.

Самое общее значение слова «пейзаж» — вид какой-либо местности (в этом отношении «пейзаж» является синонимом обыденного значения слова «ланд­шафт»); в искусстве пейзаж — это изображение природы, например, картина, рисунок в живописи, описание природы в литературном произведении.

В восприятии красоты природы принимают участие все наши чувства, при этом созерцание местности, ландшафта дает нам лишь часть того, что мы чув­ственно воспринимаем в нем. Между всеми видами чувственных восприятий (визуальное, аудитивное, тактильное, вкусовое, обонятельное), существует непосредственная внутренняя связь (синестезия — взаимодействие восприя­тий), без которой индивид в целом просто немыслим. И все же в восприятии ландшафтов или их живописных изображений — пейзажей самая важная роль принадлежит зрению, которое, как известно, еще Платон вместе со слухом отнес к «высшим» чувствам, в отличие от низших (обоняния, вкуса и осяза­ния). Высшие чувства называют также чувствами дальнего действия.

Пейзаж — самый доступный элемент природы. Его восприятие может про­исходить и с близкого, и с далекого расстояния. В этом отношении он являет­ся всеобщим достоянием, как, скажем, облик города или фасады зданий. Воз­можно, именно в силу всеобщей значимости такой характеристики места, как пейзаж, на изучение его в последние десятилетия обращены взоры многих специалистов. Пейзаж стал интересовать не только художников, но и градо­строителей, географов, биологов.

Методы предлагаемых классификаций пейзажей основываются на разде­лении пейзажей на все меньшие однородные единицы, которые описывают­ся с большей или меньшей точностью. Описание этих единиц (катены, экотипы, урочища, интерьеры пейзажей) дает обширную информацию о пейза­же, которая может быть использована практически. Можно выделить три направления в анализе пейзажей: географическое, биологическое и архитек­турное. Существует ряд работ, описывающих методики по отдельным направ­лениям. Каждое из направлений опирается на специфический аппарат, выработанный научной дисциплиной. Так , архитектурное направление решает проблему композиции в пейзаже, т.е. выявляет ценности, необходимые для его формирования.

Какие ценности будут играть главную роль в оценке пейзажа? Ценный пейзаж прежде всего должен отличаться высокой степенью естественности и малой насыщенностью вторичными элементами. Неизменный природный пейзаж становится редким явлением на планете, ценность его непрерывно возрастает по мере исчезновения «белых пятен» и доступности прежде недо­сягаемых мест. Особенно высокое значение он имеет для городского жителя, проживающего в окружении пейзажей из асфальта и бетона; горожане в наи­большей мере отчужденны от живой, девственной природы и воссоединяют­ся с ней лишь в недолгие моменты загородного отдыха.

Точка зрения. Следует согласиться с точным высказыванием одного из признанных экспертов по туризму Й. Кршшендорфа: «Главную привлекатель­ность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассей­ны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ланд­шафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль. Значение же инженерных сооруже­ний часто переоценивают. В конце концов, они только средства достижения цели и служат для того, чтобы удобней и полней можно было пользоваться природой и ландшафтом».

Особенно заметный вред природному пейзажу наносят элементы антро­погенного происхождения, резко нарушающие его композиционную целост­ность. Назовем это явление захламленностью естественных пейзажей антро­погенным мусором. Захламленность пейзажей — одна из очевидных репеллентных характеристик местности.

Ценностными признаками пейзажей, которые могут воздействовать на чувства, настроения, на физическое и психоэмоциональное состояние чело­века, по мнению некоторых исследователей (в первую очередь, медиков и психологов), являются цвет, яркость, форма, пространственная структура объектов в границах полей зрения.

Большое значение имеет такая характеристика, как многоплановость пей­зажа. Один пейзаж может отличаться от другого мерой «выявленное™» про­странства, насыщенности изобразительными предметами. В фотографии, как и в живописи, существует градация: крупный план — средний план — дале­кий (мелкий) план.

Панорама, в противовес портрету, — это большое число обозреваемых предметов, наличие нескольких изобразительных планов, выбираемых зри­телем произвольно. Чем выше степень «панорамности» пейзажа, тем потен­циально больше «изобразительных картин (планов)» оказывается в поле зре­ния человека. Многоплановость является сущностным признаком наряду с цветофактурными качествами живописности пейзажей. Не напрасно счита­ется, что горные территории по живописности намного превосходят равнин­ные. Поэтому столь значимо, имеются ли на оцениваемой местности возвы­шенные места — вершинные части хребтов, перевалы и пр., способные слу­жить точками панорамного обзора. С высоких точек открывается возможность обозревать величие, мощь и красоту горных сооружений. Обрывы, скалы, осыпи, курумы, каньоны горных рек, пороги, водопады и т.п. оказывают силь­ное эмоциональное воздействие на зрителя и зачастую навсегда остаются в памяти человека.

Особенно привлекательны места, где на одной панораме можно обозре­вать различные, контрастные ландшафты — горы и равнину, лес и степь, пестроцветные альпийские луга и снежные вершины.

Аттрактивные свойства ландшафтов — ключевая характеристика, опреде­ляющая рекреационный потенциал места. Она охватывает, например, такие важные значения: отдыхая здесь, я могу «проделывать» — купаться, кататься с гор, удить рыбу (функциональные), изучать особенности местности (топо­логические), любоваться природой (эстетические).

Наряду с аттрактивными местность может обладать репеллентными свой­ствами. Высокая доля репеллентных свойств способна снизить рекреацион­ный потенциал места до нулевой отметки. К репеллентным качествам места следует отнести высокую насыщенность опасными и вредными для человека животными и растениями (насекомыми-переносчиками, к примеру, энцефа­литными клещами, ядовитыми пресмыкающимися или растениями, живот­ными-людоедами), в горах к ним следует причислить высокую вероятность каменных осыпей, селей, схода снежных лавин. Наличие гнуса (мошки, ко­маров, слепней, мух) также заметно снижает привлекательность территории для отдыха. К опасным следует отнести и геохимические аномалии местнос­ти (природный радиоактивный фон, естественные химические загрязнения и пр.).

Аттрактивность ландшафта, пусть ключевая по позиции, но все же одна лишь из оценочных категорий, необходимых для проведения комплексного анализа рекреационного потенциала территории. При комплексной оценке местности необходимо учесть ее медико-географические и физико-географи­ческие характеристики, культурно-историческое значение, микроклиматичес­кие особенности, доступность для рекреантов.

Планировочная организация любого рекреационного комплекса имеет прямое отношение к состоянию природы, которую этот комплекс «потребля­ет», несовершенная градостроительная структура с критическим состоянием ее элементов может стать главной причиной деградации природной среды. В качестве планировочных факторов, усиливающих антропогенный пресс, мо­гут быть названы следующие: изрезанность природного ландшафтного фона густой инфраструктурной сетью, что служит условием нарушения территори­альной целостности живого вещества в природе; размещение агрессивных планировочных элементов в ценных средопродуцирующих и средозащитных ландшафтах; превышение мощности планировочных элементов сверх преде­ла устойчивости природных ландшафтов; необоснованная поляризация пла­нировочной структуры, не учитывающая свойства и особенности различных природных комплексов.

Для экологически ценных ландшафтов можно декларировать следующий принцип градостроительного формирования рекреационных объектов и сис­тем — чем выше экологическая ценность ландшафта, тем меньшим должно быть антропогенное вмешательство, следовательно, тем меньше по величине и мощности должен быть рекреационный центр, тем отчетливее должны быть определены природоохранные мероприятия в ходе архитектурно-градостро­ительного проектирования. Крупные рекреационные комплексы должны быть намеренно приближены к территориям с высокой степенью урбанизации, они будут тяготеть к городам, большим поселкам, особенно значимо, если при этом населенное место обладает памятниками истории и культуры и пред­ставляет интерес для развития познавательного туризма.

Полноценное сохранение природы немыслимо без самого бережного от­ношения к природному пейзажу. Дизайнеру или архитектору, занятому про­ектированием рекреационных объектов и систем, без сомнения, сегодня со­вершенно необходимо стать художником-пейзажистом. Естественный пейзаж есть высочайшая ценность сегодня и в будущем. В процессе рекреационного освоения его неизбежные видоизменения, воспринимаемые визуально, дол­жны быть локализованы и ограничены, а захламленность антропогенным со­ром в пределах ценных видовых картин сведена к минимуму. Такой подход, надо надеяться, станет приоритетным по исходной аксиологической установке в средовом дизайне XXI века.

 

Опыт

Проблемы выделения рекреационно-привлекательных территорий (на примере Дальнего Востока)

(по О.В. Калашниковой)

При психолого-эстетическом исследовании территории оценивается эмоциональ­ное воздействие свойств природно-территориального комплекса (ПТК) или его от­дельных компонентов на человека. Методика этой оценки отличается чрезвычайной сложностью и в настоящее время слабо разработана. Одна из главных методических проблем связана с выявлением потенциально привлекательных с эстетической точ­ки зрения территорий для дальнейшей, более детальной оценки и проектирования. В связи с тем, что мелкомасштабное сплошное оценивание и картирование нераци­онально, необходимы другие способы, позволяющие камерально выявить террито­рии, пригодные для осуществления рекреационной деятельности, и рассматривать их при более детальных исследованиях.

В настоящее время определены некоторые критерии эстетичности, признавае­мые рядом исследователей, так называемые показатели общей внушительности пейзажа, проанализировать которые можно на основе анализа современных физико-гео­графических особенностей региона и условий его формирования.

Ниже приведен краткий анализ наиболее часто упоминающихся показателей.

1.    Внешнее пейзажное разнообразие. Рассматривается рядом авторов как ко­личество одновременно видимых ПТК, величина горизонтального и верти­кального угла восприятия пейзажей, глубина перспективы, степень расчле­ненности линии горизонта, а также обилие мест, откуда открываются вне­шние по отношению к данному ПТК пейзажи. Проявление этого показателя обеспечивается характерным для геоэкотона интенсивным геопотоком, воз­никающим между граничащими геосистемами и, следовательно, особеннос­тями ландшафтной структуры территории.

2.    Следующий показатель — внутреннее пейзажное разнообразие — отражает главным образом свойства оцениваемого комплекса и «складывается из сум­мы вертикального и горизонтального разнообразия». При этом горизонталь­ное разнообразие определяется частотой смены пейзажей, воспринимаемых во время прохождения маршрута, а вертикальное — многоплановостью их структуры. Данное свойство обеспечивается яркой внутренней динамикой геосистем в пределах переходных зон. Здесь ведущая роль принадлежит ха­рактерному для геоэкотонов краевому эффекту — увеличению разнообразия и плотности разнородных объектов, в частности живых организмов. Конк­ретное проявление горизонтального разнообразия определяется частыми пе­регибами рельефа, изменением полноты древостоя (открытые, полуоткры­тые, закрытые лесные пейзажи), а вертикальное разнообразие — ярусностью древостоев, разницей высотных отметок.

Информация о работе Рекреационная география