Рекреационная география

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:48, лекция

Краткое описание

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая ин¬фраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреа¬ционных проблем в современных условиях превращения интеграции науч¬ных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержимое работы - 1 файл

рекреационная.doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Таковы российские реалии культурного ландшафтоведения. Становление и развитие концепции культурного ландшафта в зарубежной научной прак­тике связывают чаще всего с деятельностью ЮНЕСКО.

В настоящее время все большее внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов включающих в себя: отдельные памятники и их ансамбли; исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры; разнообразные фор­мы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность при­родных и культурных объектов, явлений и феноменов. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурно­го наследия, относящийся к категории «культурный ландшафт».

Национальные парки России являются одной из основных организаци­онных форм охраны культурных ландшафтов — природно-культурных терри­ториальных комплексов, сформировавшихся в результате эволюционного вза­имодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной де­ятельности и состоящих из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимо­обусловленности.

Культурный ландшафт — исторически равновесная система, в которой при­родные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только яв­ляются фоном или фактором воздействия одного элемента этой системы по отношению к другому.

В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматриваются дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты.

По определению, данному в Статье 1 Конвенции по Всемирному насле­дию, культурные ландшафты представляют «совместные творения человека и природы». Они иллюстрируют эволюцию в веках человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/или благо­приятных физических факторов, естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных фак­торов, и внешних и внутренних. При отборе культурных ландшафтов должны учитываться оба фактора: значение ландшафта как части выдающегося ми­рового достояния, и степень, в которой он представляет четко обозначенный геокультурный регион, а также его способность иллюстрировать существен­ные и отчетливые культурные элементы такого региона.

Термин «культурный ландшафт» охватывает множество проявлений взаи­модействия человека с окружающей естественной средой. Во многих случаях культурные ландшафты отражают специфические технологии устойчивого землепользования, связанного с характером и возможностями природной среды, в которой они находятся, и своеобразную духовную связь с природой. Сохранение культурных ландшафтов может способствовать развитию совре­менных методов землепользования, а также сохранять или усиливать природ­ные достоинства ландшафта. Продолжающееся применение традиционных способов землепользования поддерживает биологическое разнообразие во многих районах мира. Таким образом, традиционные культурные ландшаф­ты способствуют сохранению биоразнообразия.

Все культурные ландшафты, согласно принятой типологии, подразделя­ются на три основные категории: целенаправленно созданные (clearly defined or designed landscapes), естественно развившиеся (organically evolved landscapes), среди которых выделяются субкатегории реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся (continuing landscapes) ландшафтов, и, наконец, ассоциа­тивные (associatives) ландшафты.

Типология, предложенная ЮНЕСКО, содержит два логических основа­ния деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной осво­енности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно со­зданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жиз­неспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмот­реть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их созда­ния, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весь­ма важны при идентификации ландшафта и определении стратегии управле­ния им как объектом наследия.

Целенаправленно созданные ландшафты — это, прежде всего, объекты ланд­шафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу ху­дожника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, посколь­ку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Су­губо функциональное предназначение отдельных элементов культурного лан­дшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами.

В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные из­менения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменени­ям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным обра­зом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной дея­тельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные, ландшафты или исторические индустриальные ландшаф­ты. Ландшафты «ископаемые», реликтовые и развивающиеся могут быть выде­лены как субкатегории не только естественно развившихся, но и целенаправ­ленно созданных ландшафтов. «Ископаемые» ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировав­ших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это «угасаю­щие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, со­здавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой куль­туры, использующих его для своих собственных целей. Развивающийся ланд­шафт, если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими, как культуры американских индейцев, африканских пле­мен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу сво­ей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования.

Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в каче­стве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. В ассоци­ативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в ма­териальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо фе­номеном культуры.

К наиболее важным характеристикам культурного ландшафта относятся его исторические функции и тип культуры, определяющие облик ландшафта. В частности, по историческим функциям ландшафты можно подразделить на сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориаль­ные и др. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроиз­водящие их процессы и типы действий, необходимые для их поддержания в «рабочем» состоянии.

Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие яв­ляется доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их терри­тории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями историчес­кой памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти: памятники архитекту­ры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические ис­точники, разнообразные объекты и предметы — природные и антропоген­ные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, опреде­лившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и раз­витие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации.

Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошло совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст «Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention» — основного руководящего документа по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, пред­ставлению и сохранению мировых культурных ценностей.

До 1992 г. культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоя­тельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта, были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях «Operational Guidelines...». В частности, в Конвенции дается типо­логия объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культур­ного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность кото­рых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопри­мечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впос­ледствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в «Operational Guidelines...», содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства куль­турного ландшафта (Приложение, табл. 1).

Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понима­ется как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономичес­ких и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезента­тивно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно вы­сокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключе­на семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохра­нения природного и культурного наследия. «Общество все более осознает не­достатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсиро­вать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориаль­но гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому — культурный ландшафт».

 

Опыт

Особенности историко-культурного и природного наследия как основа экологического каркаса территорий

(по Е.В. Евдокимовой)

При рассмотрении территории как ресурса одним из основных ее свойств явля­ется способность обладать наследием, в этом случае территория выступает как вместилище природного наследия, что обусловливает особую функцию, которую она вы­полняет в геосистемных и социокультурных процессах. В данном контексте ценность территории определяется степенью насыщенности объектами наследия, закономер­ностями пространственного распределения, особенностями исторического развития территории, преемственностью сформировавшихся объектов наследия, их устойчи­востью и изменчивостью. Современные подходы к пониманию наследия выделяют его как совокупность природных и культурных элементов, через которые социальные группы признают свою самобытность и обязуются передавать ее будущим поко­лениям.

В последнее время наблюдается переход от локальных объектов к охраняемым территориям наследия. Сегодня признано появление новых категорий наследия — культурных ландшафтов, промышленного наследия, культурного туризма, устных тра­диций.

Можно выделить несколько иерархических уровней системной организации ре­гиона, складывающихся в единый каркас: первый, самый низкий — локальные объекты наследия, дисперсного распространения, создающие фон и отдельные места сгущения; второй — территории наследия: историко-культурные и природ­ные, играющие роль центров, ядер и выполняющие функции стабилизатора, объек­ты культурного ландшафта, имеющие определенную площадь; третий — элементы линейного распространения, играющие соединительную роль элементов кристал­лической решетки; четвертый — явления наследия, часто представляющие собой надстройку, атмосферу, заполняющую отдельные площадные и линейные объекты определенной нагрузкой.

С точки зрения наследия культурный ландшафт выступает в двойственной роли: с одной стороны, представляет собой объект наследия, включающий культуру как аспект ландшафта, с другой стороны, и сам может рассматриваться как система. От­дельные культурные ландшафты различаются соотношением культурного и природ­ного слоев, элементов традиционной и инновационной культуры, соотношением между наследием и современной культурой. Обычно выделяют четыре типа комп­лексов: городской, сельский, усадебный и монастырский.

Культурный ландшафт формируется как совокупность исторических моментов адаптации человеческих общностей к природной среде данной территории с исполь­зованием ее ресурсов при существующих уровнях развития производительных сил и духовной культуры. Устойчивость определяется сохранностью элементов предыду­щих культур и постоянством природной среды, а изменчивость — либо изменением технологий (развитием, привнесением извне), экологическими катастрофами при­родного и антропогенного характера, а также сменой культур, связанной с миграци­онной активностью населения или увеличением антропогенной нагрузки (высокий естественный прирост, концентрация населения на определенной территории, воз­никновение различных типов поселений, эксплуатация природных ресурсов и др.).

Культурный ландшафт является основой устойчивого развития территорий, со­четая в себе наследие в природной среде, может находиться в устойчивом равнове­сии, так называемом динамическом равновесии культурного ландшафта. Отсутствие такого равновесия ведет к деградации культурного ландшафта. Таким образом, мож­но выделить три состояния культурного ландшафта: развитие, стабильность и дегра­дация. Это напрямую зависит от степени сохранности объектов наследия. При этом историко-культурное и природное наследие является опорным каркасом культурно­го ландшафта, а объекты наследия выступают ядрами концентрации.

Таким образом:

1)   любая территория обладает историко-культурным наследием, способным вер­нуть ее на прежний уровень или привести к развитию с изменением качества среды;

2)   сохранение наследия гарантирует преемственность в адаптации человека к тем условиям, в которых существовали предыдущие поколения;

3)   изменения приводят к заранее неизвестным результатам, они могут быть ка­тастрофическими, наследие может исчезнуть;

4)   территория не может сохраниться, так как изменяются и природные, и ант­ропогенные факторы.

Опыт

Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия

(по Ю.А. Веденину, М.Е. Кулешовой)

Информация о работе Рекреационная география