Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 16:12, курсовая работа
Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1 Понятие бедности и малообеспеченности 5
1.2 Измерение экономического неравенства и бедности 10
2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
2.1 Бедность: причины и условия возникновения 19
2.3 Стратегия и тактика преодоления бедности 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
3.1 Инструменты социальной политики в области предотвращения бедности в Республике Беларусь 30
3.2 Направления социальной политики по преодолению бедности и повышению уровня жизни населения 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Сравнительный анализ профилей бедности в бывших социалистических странах показывает, что в состоянии бедности чаще всего оказываются: большие семьи стремя или более детьми; неполные семьи, особенно семьи матерей-одиночек, а также семьи с иждивенческой нагрузкой на получателя доходов, превышающей среднее значение; сельские домохозяйства, отчасти вследствие преобладания в сельской местности многодетных семей по сравнению семьями в городах; семьи, в которых глава семьи или основной кормилец имеют низкий уровень образования; семьи, возглавляемые лицами, не получающими зарплату, например, семьи безработных или пенсионеров; инвалиды.
В
большинстве стран
Еще более тревожным является тот факт, что доля бедных семей с тремя и более детьми в Российской федерации составляла 73% [12]. Эта ситуация вызывает глубокую озабоченность. Вследствие плохого материального положения семей большое количество детей находится под угрозой надолго лишиться важнейших жизненных возможностей. Они могут, помимо прочего, лишиться полного доступа к образованию и иметь психологические или биологические проблемы вследствие недостаточного питания.
Наряду с высоким уровнем грамотности и большой долей зачисленных в школы, посткоммунистические страны унаследовали также обширные, хотя бедные системы образования. Однако во многих странах дети из бедных семей имеют теперь ограниченный доступ к образованию вследствие большой удаленности школ, неспособности родителей оплачивать дорожные расходы и проблемы детского труда в сельской местности. Так, например, доля детей, посещающих учебные заведения в Кыргызстане, составляет только 76%, тогда как в Молдове и Украине она равна, соответственно, 87% и 83% [12]. Одна из главных задач, стоящих перед политиками этих стран, не допустить дальнейшего ухудшения ситуации.
Одной из основных причин бедности в Молдове рассматривают юный возраст людей, создающих семьи. То же самое имеет место в Армении, где рынок труда очень узок и отдает предпочтение работникам с большим стажем работы на предприятиях в ущерб молодежи, которая подвергается увольнениям. В некоторых странах группу высокого риска также составляют пенсионеры. Из-за низких уровней пенсий в стране они представляют наиболее уязвимую группу в Эстонии. Достаточно хорошая экономическая ситуация для пенсионеров создана только в Польше, которая гордится своей сравнительно щедрой пенсионной системой. Средняя пенсия в Польше составляет 70% средней заработной платы, и государство обеспечивает своевременность ее выплаты [12].
Интересно отметить, что согласно исследованиям, проведенным в разных странах, половая принадлежность не относится к числу важных определяющих факторов риска бедности. Ситуация имеет, однако, более сложный характер. Обследование по этому вопросу, проведенное в Болгарии (1998), показало, что к социально уязвимым слоям можно отнести четыре группы женщин: разведенные женщины с детьми, матери-одиночки, пожилые одинокие женщины и женщины из групп меньшинств (мусульмане и цыгане) [12].
Авторы исследования делают вывод: женщины по существу не являются более бедными, чем мужчины, однако неравное распределение бремени кризиса сформировало группы женщин, которые, несомненно, составляют самые бедные слои населения. В другом исследовании, проведенном в Латвии [12], также содержится очень интересный анализ взаимосвязи между бедностью и полом. Автор приходит к выводу, что бедность среди женщин является скорее результатом их социально определенных ролей, в том числе обязанностей по воспитанию детей, чем следствием низкого уровня образования или институционных препятствий для их профессионального роста.
С другой стороны, главной причиной бедности в регионе является, безусловно, безработица. К основным проблемам, связанным с рынком труда, относятся доступ к рабочим местам, их качество и безопасность, уровень заработной платы и задолженность по оплате труда. Официальные статистические данные по разным странам различаются по достоверности и не дают полной картины. Статистика занятости не отражает ситуацию в «теневой экономике», в которой нашли работу значительное число безработных и лиц, ищущих дополнительный заработок. К тому же безработные не всегда регистрируются в центрах занятости, особенно если регистрация не приносит каких-либо выгод. Скрытая безработица особенно высока в сельской местности. Вследствие этих факторов дать точную оценку масштабов проблемы не представляется возможным.
Состояние
рынка труда приводит к возникновению,
наряду с обедневшими безработными,
новой социальной категории: работающих
бедных. Эти люди часто работают на простых,
неконкурентных рабочих местах и должны
содержать других членов семьи. По всему
региону на протяжении первых пяти лет
преобразований отмечалось драматическое
снижение реальной заработной платы. Наибольшие
объемы снижения имели место в России
и Украине, где реальная заработная плата
уменьшилась приблизительно на 70%. В Болгарии,
где имелись большие различия между частным
и государственным секторами, реальная
заработная плата снизилась до 30 - 40% к
уровню 1990 года, ее падение продолжалось
и в 1998 году. Эта проблема дополнительно
осложнена широко распространенными задержками
выплаты заработной платы во всех этих
странах, особенно в России, Украине и
Молдове. Масштаб этого явления меняется
в зависимости от региона, отрасли экономики,
пола работника и его или ее конкурентоспособности
[12].
В особенно трудной ситуации находятся молодые люди, начинающие свою трудовую жизнь, особенно, если у них нет достаточного опыта работы или, в лучшем случае, имеется только профессионально-техническое школьное образование. Образование определяет не только шансы индивида на получение работы, но также и уровень его заработной платы. Однако конкретная ситуация различна в каждой стране. В Польше образование является критическим элементом социального расслоения, определяющим различия в доходах больше, чем любой другой фактор. Подобная же картина складывается в Балтийских странах, тогда как в Украине или Таджикистане уровень образования имеет большое значение для административных должностей в частном секторе, но не дает гарантий получения высоких доходов для других специалистов, оплата труда которых часто ниже, чем у фабричных рабочих. Несмотря на это по мере роста рыночной ориентированности экономик в регионе роль образования как фактора, определяющего жизненные возможности, будет, безусловно, увеличиваться в каждой стране.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительства всех стран региона начали принимать активные меры: осуществлялась индексация доходов, вводились пособия и материальная помощь отдельным группам населения, стали реализовываться социальные программы. Однако все это происходило на фоне ликвидации рабочих мест, сокращения налоговых поступлений, уменьшения государственных расходов на образование и здравоохранение, ухудшения коммунальных услуг и роста цен на них. Проблема усугублялась и тем, что правительства, оказавшиеся перед лицом нетрадиционных проблем, не обладали необходимым опытом и знаниями, позволяющими разрабатывать и реализовывать эффективную социальную политику, ориентированную на сокращение бедности.
В 1995 г. на первом Мировом Саммите социального развития, инициированном Организацией Объединенных Наций, лидеры более 180 стран мира взяли на себя обязательства по борьбе с бедностью на «этической, социальной и экономической основе». Этим было подтверждено понимание бедности не только как недостатка денег, но и как ограничения возможностей реализации потенциала человека, вызванного отсутствием достойной работы, жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению. С 1996 г. Программа Развития ООН приступила к реализации глобальной Программы Инициатив по разработке стратегий борьбы с бедностью. Кульминацией последующих действий стран-участниц ООН стало принятие на Саммите Нового тысячелетия (6-8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) Декларации тысячелетия, которая содержит в краткой форме цели, задачи, количественные индикаторы для оценки достижения поставленных ориентиров в области развития человечества. Первой среди целей развития тысячелетия выступает сокращение крайней бедности к 2015 г. вдвое. Подписание Декларации главами 116 государств, по сути, явилось обязательством стран по разработке и реализации мер сокращения бедности [11].
В
контексте реализации Декларации ПРООН
всемерно поддерживает инициативы стран
по проведению оценки и картографирования
бедности; анализу социальных расходов
и характера их распределения; подготовке
национальных докладов о развитии человека;
координации усилий различных государственных
и негосударственных структур по сокращению
бедности. В то же время центральное место
в этом спектре инициатив занимает подготовка
национальных стратегий по предотвращению
и сокращению бедности. В соответствии
с подходами ПРООН, именно национальная
стратегия в странах с переходной экономикой
призвана стать инструментом сокращения
бедности и уменьшения социальных издержек
переходного периода, рычагом, позволяющим
осуществить позитивные изменения в уровне
и качестве жизни населения. С 1996 г. при
содействии ПРООН в 18 странах региона
были подготовлены национальные стратегии
и программы борьбы с бедностью и начата
их реализация.
Несмотря на национальные отличия, стратегии по сокращению бедности стран с переходной экономикой имеют похожую логику построения и содержат такие структурные блоки, как:
Наиболее четко стратегические цели сформулированы в документах стран Балтии, причем в Литве и Латвии стратегические цели имеют количественное выражение.
Так, в Национальной стратегии сокращения бедности Литвы поставлены следующие цели: ликвидация крайней бедности к 2003 г.; сокращение относительной бедности до 13% к 2005 г.; сокращение бедности среди наиболее уязвимых групп населения до 20% к 2006 г.
Цели стратегии сокращения бедности в Эстонии: снижение социальной и экономической уязвимости групп населения, живущих ниже черты бедности; снижение факторов риска бедности, создание возможностей для улучшения условий жизни; развитие и более эффективное использование человеческого потенциала; соблюдение принципа социальной справедливости для людей с низкими доходами (обеспечение доступа к услугам образования и здравоохранения, создание новых рабочих мест, увеличение экономических возможностей).
Общие цели Национальной стратегии Латвии: улучшение качества жизни бедных и лиц с низким уровнем доходов; обеспечение такого положения в стране, чтобы к 2015 г. количество лиц с низкими доходами не превышало 10% общей численности населения и общее количество бедных и лиц с низкими доходами не превышало 25% общей численности населения [11].
Основными направлениями достижения поставленных целей, как правило, являются:
Логическим продолжением разработанных стратегией направлений борьбы с бедностью часто выступают программы их реализации, определяющие временные рамки выполнения тех или иных мероприятий в разрезе организаций, вовлеченных в данный процесс. Основой для постановки стратегических целей, равно как и инструментом их реализации, выступают макроэкономическая политика и обеспечение экономического роста в интересах бедных, совершенствование денежно-кредитной и финансовой политики, бюджетного процесса, политики приватизации, улучшение инвестиционного климата, секторальной экономической политики и институционального регулирования.
Информация о работе Бедность населения,причины возникновения