Приватизация в Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Переход к основам рыночной экономики Республики Узбекистан совпал по времени с усилением мировых тенденций глобализации и международной экономической интеграции, предъявляющих более высокие требования к организации национальных хозяйств и усложняющих их вхождение в мировую экономическую систему. В результате разгосударствления, приватизации предприятий и организаций постепенно формируется многоукладная рыночная экономика. Формирование республиканской внешнеэкономической политики базировалась на преодолении внешней замкнутости экономики республики, либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий.

Содержание работы

Введение 2
1.Приватизация в Узбекистане 3
1.1.1.Этапы проведения приватизации 3
1.1.2. Нормативно правовая база 4
1.1.3.Инвестиционный климат 4
1.2.Инвестиционная модель приватизации в Узбекистане 8
1.2.1.Предпосылки для создания собственной модели приватизации. 8
1.2.2. Реализация программы приватизации. 11
2.Роль инвестиционных фондов в процессе приватизации 16
2.1.Понятие видов и типы инвестиционных фондов. 16
2.2.Приватизационные инвестиционные фонды (ПИФы) 18
2.2.Порядок получения ПИФами специальных государственных кредитов 21
3.Приватизация приоритеты дальнейшего развития. 25
3.1.Приоритеты развития Госкомимущества. 25
3.2. Деятельность Госкомимущества в 2004. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
Список использованной литературы 34

Содержимое работы - 1 файл

113.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

      В целом аналогично, но с учетом некоторой  специфики объектов, начиналось разгосударствление и приватизация в сфере торговли и бытового обслуживания населения. Здесь на базе государственного имущества в этот период формировались в основном кооперативы, закрытые акционерные общества и индивидуальные частные предприятия. Это стало началом активного роста частного сектора (см. табл.). Государственный бюджет получал солидное пополнение, которое направлялось непосредственно на реконструкцию и развитие производств, наиболее остро нуждавшихся в этом. Улучшалось и состояние потребительского рынка.  
 

Таблица

Удельный  вес  
негосударственной (частной) собственности  
в произведенном национальном доходе в 1991-1993 годах
 

  1991 1992 1993
Всего (%) 100 100 100
в том числе:      
государственный сектор 60,5 60,7 52,7
негосударственный (частный) сектор  39,5 39,3 47,3
из  него:      
арендные  предприятия 2,4 2,8 2,8
акционерные общества 0,8 3,0
дехканские (фермерские) хозяйства 0,1 0,1 0,1
совместные  предприятия 0,2 0,5 1,0
кооперативный сектор 4,2 3,9 11,4
индивидуальные  частные предприятия 0,3 1,2

      Источник: Узбекистан 1991-1995. Информационный сборник. Государственный Комитет по прогнозированию  и статистике.  
 

      Однако  полностью реализовать задуманную инвестиционную модель приватизации не удалось. К сожалению, в это время  экономика Узбекистана имела “ахиллесову пяту” – единое денежное обращение с Россией, и, следовательно, прямую зависимость от принимаемых в Москве экономических решений. Правительство Е.Т. Гайдара, учитывая благоприятную политическую ситуацию, вызванную провозглашением независимости всеми бывшими союзными республиками, отпускает цены и в течение короткого промежутка времени производит инфляционное изъятие накоплений граждан с одновременной передачей их в сферу частного торгового и банковского капитала. Но здесь денежные средства, вследствие прогрессирующей инфляции и закономерного в таких условиях спада производства, быстро обесценились. Население Узбекистана в результате такой монетаристской операции потеряло свыше 10 млрд. рублей. Дальнейший смысл реализации уже сформированной модели приватизации был потерян. Надежды на активное участие населения в подъеме реального сектора экономики рухнули. Для того, чтобы сохранить инвестиционную направленность приватизации, необходимо было кардинальным образом изменить ее механизм. Однако этого сделать “с колес”, на ходу, не удалось, сказался и фактор инерционности.

      1994 год - начало второго этапа  приватизации, который характеризовался  “поточным” преобразованием государственных  предприятий в акционерные общества  с использованием инсайдеровской модели корпоративного управления. По мнению методологов этого этапа, идея дополнительного инвестирования производства за счет средств населения оставалась реальной. Поэтому основным методом осуществления приватизации стал выкуп государственного имущества в форме выпуска акций и их размещения. Но, так как в этот момент средства населения уже были изъяты инфляцией, чтобы осуществить идею выкупа, ищутся возможные его источники. Для этого используется нечеткость формулировок законодательства, в частности закона “О разгосударствлении и приватизации”, в котором предусматривалась возможность направления части прибыли на выкуп государственного имущества. Однако свободную прибыль на выкуп государственного имущества вправе были использовать работники, арендующие имущество государственных предприятий, где полученная прибыль была их собственностью. Прибыль же государственных предприятий являлась собственностью работников лишь в части направляемой на оплату труда. На практике же, используя свободную часть прибыли на цели акционирования, трудовые коллективы, по сути, выкупали государственное имущество за государственный же счет.

      Такое противоречие в реализации инвестиционной модели приватизации стало возможным  в силу того, что методологи данного  этапа приватизации - представители Госкомимущества, сумели отстоять такую точку зрения, что передача предприятий в частные руки и создание класса собственников даст быстрый экономический эффект. Ежегодно утверждалась программа передачи государственных объектов в частную собственность с конкретными сроками и ответственными за исполнение – фактически, план по собственникам и передаче им капитала. Доступ к этим капиталам имели в основном работники предприятий, хотя часть пакета акций выставлялась на свободную продажу и реализацию иностранным инвесторам. Но скупался он, как правило, лишь тем же предприятием. При этом, из-за реального отсутствия денежных накоплений у потенциальных инвесторов (членов трудовых коллективов), продажа акций вынужденно осуществлялась по символическим ценам. Отдельным категориям населения акции передавались бесплатно. В результате, рыночная стоимость имущества предприятий снизилась до катастрофических значений. Цена материальных активов республики резко уменьшилась.

      Низкая  стоимость имущества подтолкнула директорат большинства акционерных обществ к скупке акций собственных предприятий за счет оборотных средств, но не с целью инвестиции в развитие производства, а для сохранения своего влияния в управлении. Этому не могли противостоять и члены трудовых коллективов – акционеры (хотя правовые нормы позволяли это сделать) в силу своей психологической неготовности воспринимать себя собственниками предприятия и правовой безграмотности. Снижение стоимости имущества и использование средств государственных предприятий в процессе приватизации методологи второго этапа приватизации пытались оправдать реанимацией уже законодательно отвергнутого принципа “социальной справедливости”.

      К этому моменту уже стало очевидным, что отвлечение средств предприятий  на цели акционирования сделало многие приватизированные объекты сразу же после смены формы собственности неспособными на реконструкцию и техническое перевооружение. Они попросту оказались обескровленными в финансовом отношении. Усилился процесс взаимных неплатежей предприятий. По нашим расчетам, в среднем на каждый процент прироста средств, полученных в результате приватизации, в отдельные периоды приходилось свыше 6 процентов роста дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и более 3 процентов роста недоимок в государственный бюджет. Многие руководители предприятий начали рассматривать этот процесс как один из методов первоначального накопления капитала. Устранение негативных тенденций в развитии производственной сферы, вызванных фактическим отходом от инвестиционной модели приватизации, на этом этапе потребовало и до сих пор требует значительных усилий со стороны государства, прежде всего в решении проблемы укрепления финансовой базы предприятий, в том числе путем запуска процедур банкротства. В сентябре 1998 года принята новая редакция Закона “О банкротстве”, значительно усиливающего ответственность хозяйствующих субъектов за неплатежи.

      Нарастающие противоречия в развитии процессов  второго этапа приватизации, их несоответствие стратегическим целям и задачам  реформирования, реальным потребностям развития экономики были отмечены Президентом Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров в феврале 1998 года. Но еще несколько раньше правительство начало корректировку приватизационной модели с целью придания ей первоначально задуманного инвестиционного характера. С 1996 года не допускается отвлечение оборотных средств государственных предприятий для целей акционирования, а ранее потраченные на это средства рекомендовано компенсировать государству новым собственникам. Несмотря на инфляционные потери, эта мера благотворно повлияла на экономику предприятий. Уже с октября 1996 года наметилась положительная тенденция сокращения размеров дебиторской и кредиторской задолженностей.

      С 1997 года решением правительства была принята новая схема распределения средств, полученных от приватизации. Они были включены в состав консолидированного бюджета и, следовательно, распределяются и используются по хорошо отработанной методологии бюджетного финансирования. Необходимость изменения схемы была вызвана тем, что, начиная с 1994 года, средства, полученные от приватизации имущества, были выведены из государственного бюджета и стали поступать в специальный фонд Госкомимущества, откуда они должны были направляться преимущественно на формирование рыночной инфраструктуры и поддержку малого бизнеса. Но эта мера на практике не дала ощутимых результатов. Часть средств использовалась не по назначению, а поддержка малого предпринимательства путем льготного кредитования из средств, полученных от приватизации, не способствовала повышению эффективности производства. Известно, что производительность труда в сфере малого бизнеса более чем в два раза ниже, чем в среднем по республике, при этом более двух третей малых предприятий занимаются исключительно торгово-посреднической деятельностью. Установление же платы за кредит в три раза ниже, чем ставки рефинансирования Центрального банка, на практике привело к отдельным фактам злоупотреблений и появлению малых предприятий - фантомов, за которыми скрывались реальные крупные хозяйственные структуры, пытающиеся получить “дешевые деньги”. Часть средств, полученных от приватизации, была направлена на формирование предприятий рыночной инфраструктуры, которые в большинстве своем также приобрели антиинвестиционную направленность, откачивая средства из реального сектора экономики, вследствие установления неадекватных цен за оказание обязательных услуг на рынке акций. Отдельные из них строят свою деятельность на основе парафискалитетных доходов. Таким образом, значительная часть приватизационных средств так и не дошла до реального сектора экономики. Возрождалась старая неэффективная схема первоначального накопления капитала, отвергнутая еще в 1991 году. Изменение схемы распределения и использования средств, полученных от приватизации через бюджет, практически сразу же дало положительный эффект.

      В результате “поточной” приватизации, несмотря на некоторые издержки второго  этапа, все же обеспечено развитие частной  собственности. Число предприятий, находящихся в частной собственности, по состоянию на 1 июля 1998 года достигло 156,9 тысяч (85,1 процента их общего числа). Доля негосударственного сектора в валовом внутреннем продукте составила 59,3 процента, производстве промышленной продукции – 64,0, сельском хозяйстве – 98,9, строительно-подрядных работах – 77,3, розничном товарообороте - 95,6, численности занятых – 73,1 процента. Общее количество акционерных обществ, созданных на базе приватизированных предприятий, достигло 2915.

      В настоящий период часть акционерных  обществ, как правило, представляющие стратегически важные производства, имеют государственную долю акций. При этом структура акционерного капитала в них сформирована таким образом, чтобы обеспечить контроль государства. В 1998 году для акционерных обществ с государственной долей, превышающей 25 процентов, введен институт государственных поверенных – лиц, представляющих на предприятии интересы государства в пределах полномочий, определяемых собственностью на акции, принадлежащие государству. Государственные поверенные направлены на 425 предприятий базовых отраслей промышленности, деятельность которых считается важной для экономики республики. Управление государственной долей акций в акционерных обществах, имеющих пакет, принадлежащий государству в размере менее 25 процентов, осуществляют доверительные управляющие.

      Необходимо  подчеркнуть, что приватизация крупнейших предприятий базовых отраслей промышленности осуществлялась исключительно по индивидуальной схеме. При этом особое внимание уделялось  первичному размещению акций, как правило, с участием иностранных инвесторов. Преобразование предприятий в этом случае осуществлялось под прямым контролем правительства. Причем приватизации предшествовала достаточно продолжительная подготовка предприятий, включающая обновление основных фондов, санацию финансов и отладку схем инвестирования процессов развития производства. Примерами таких предприятий могут служить Ташкентское авиационное объединение имени Чкалова, специализирующееся на выпуске больших транспортных самолетов и Алмалыкский горно-металлургический комбинат - крупнейший производитель меди, свинца, цинка и других цветных металлов.

      В сельском хозяйстве процесс приватизации шел сложнее. Здесь с 1992 года апробировались различные организационно-правовые формы, проводились эксперименты по созданию фермерских хозяйств, открытых и закрытых акционерных обществ, различного рода товариществ. В результате, к массовому использованию рекомендованы две принципиальных схемы – создание дехканских (фермерских) хозяйств и преобразование колхозов (совхозов) в паевые общества - ширкаты. Особенностью образования паевых обществ является распределение имущества бывших сельскохозяйственных предприятий на паи, право собственности на которые имеют как работающие в хозяйствах, так и пенсионеры. При этом часть имущества представляет собой неделимый фонд сельскохозяйственного предприятия. Первые итоги этой схемы приватизации в сельском хозяйстве обнадеживают, но реформа сельскохозяйственного производства в целом осуществляется по широкому спектру направлений. Поэтому серьезных подвижек в обеспечении интенсивного экономического роста в сельскохозяйственном секторе и существенном повышении его эффективности следует ожидать несколько позднее.

Информация о работе Приватизация в Узбекистане