Образ атлета в классической греческой скульптуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Выбранная тема является актуальной, так как ее раскрытие помогает нам как осознать основные этико-эстетические концепции древнегреческого общества, так и выявить основополагающие черты искусства скульптуры данной эпохи, которое впоследствии станет идеалом пластической красоты и образцом для подражания в более поздние времена – от Рима и до наших дней.
Целью данной работы является выявление той роли, котороую сыграли идеалы физической и духовной красоты, сформулированные в образе атлета, в становлении искусства скульптуры в греческой культуре ранней и поздней классики..

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Культура тела в Древней Греции
1.1. Древнегреческое представление о красоте………………………………. 6
1.2. Физическое воспитание в Древней Греции……………………………... 9
1.3.Участие атлетов в Олимпийских играх………………………………….. 14
Глава 2. Отражение образа атлета в греческой скульптуре
2.1. Тенденции классической древнегреческой скульптуры……………….. 26
2.2 Истоки стиля ранней классики в скульптурах Пифагора Регийского… 30
2.3. Пластическая динамика Мирона……………………………………….… 33
2.4. Уравновешенная статичность Поликлета……………………………….. 36
2.5. Стремление к реализму в скульптурах Лисиппа…………………….…. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 45
Список используемой литературы. …………………………………………. 48
Приложение…………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

курсовая работа - образ атлета в классической греческой скульптуре.doc

— 735.50 Кб (Скачать файл)

    Слава Олимпии в древнем мире была очень  велика. Ее прославляли поэты, о ней  говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм  многие из своих од."Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так  и  мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские  игры"- писал поэт. [15]

    Олимпия находилась в Северо-западной части  Пелопоннеса, в 20 км от Ионического  моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С  южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной  находилась гора Кронос. На востоке  простиралась  низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется  тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.

    На  территории Олимпии находились: ипподром (730-336  м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион  с  местами на 50 тыс. зрителей и  ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами  для  гигиенических процедур, банями  и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

    Кроме прикладного значения греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой хотя бы для себя! О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!»

    Состязания  были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

    Первоначально в Олимпиадах принимали участие  только жители Пелопонесса - греки по происхождению, причем только свободные люди и только мужчины. Затем в  них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до  II  в.до  н.э. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.

    Женщины не только не участвовали в Олимпийских  играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы. За всю многовековую  историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время  Игр. Это была  Ференика - дочь знаменитого кулачного  бойца, которая  руководила  подготовкой  своего сына к Играм. Когда юноша отправился в  Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина,  Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.

    С Игр тридцать седьмой Олимпиады (они проходили в 632 году до нашей  эры) в соревнованиях стали принимать  участие и дети. Дистанция бега для детей была в два раза меньше, чем для взрослых.

    В преддверии этого великого праздника  прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф – две мины (около двадцати семи килограммов) серебром. Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на олимпийский праздник.

    Выступать на Играх – это большая честь и большая ответственность. Каждый атлет должен был за год от их открытия  внести свое имя в особые списки. Десять месяцев готовиться дома, в специальных  школах, и еще месяц тренироваться в Олимпии. Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и палестра. Она представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко палестры назывались гимнассиями. Олимпийский гимнассий, который  соответствовал  по размеру  стадиону, имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны,  метатели.  Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5м и шириной  11,3м.  Именно  тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской  дистанции,  равная одной классической стадии.

    За  будущими олимпийцами внимательно  и строго наблюдали элланодики –  судьи и распорядители Игр. Они  не только отвечали за подготовку атлетов, но и следили за тем, чтобы места  соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и налагали штрафы на провинившихся.

      Атлеты соревновались в самых  различных видах спорта, а точнее  – в разных видах физических  упражнений. Какие именно проявления  силы и ловкости людям нужнее  всего — это решалось самыми  земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали попасть в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей. На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком  беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

    Итак, в программу древних Олимпийских  игр входили следующие виды –  бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки;  панкратион, бег в военном снаряжении, скачки. Самым трудным и в то же время самым популярным было пятиборье – пентатлон. В него входили бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба. Участник таких соревнований должен был иметь весьма разностороннюю подготовку. Кроме пентатлона в программу древних Игр входили соревнования по кулачному бою, верховой езде, панкратиону. Кроме того, устраивались гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя  лошадьми;

    Вначале вся программа соревнований укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того, как Игры становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали длиться пять дней. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» – примерно так она звучала. Перед соревнованиями олимпийцы отправлялись в храмы приносить жертвы.

    Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому  лишь в редких случаях мы можем  сравнивать достижения греческих атлетов  с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.

    Исследователь греческой культуры Е.Д. Ривкин [15] сообщает, что до нас дошли имена еще нескольких великих чемпионов. Например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (то была греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. На Играх Олимпиады Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона; прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка. Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог. Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.

    Другой  атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней; приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.

    Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных  соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.

    Семейство некоего Диагора с острова  Родос – он сам, его сыновья, а  потом и внуки – выступали  на Олимпийских играх более восьмидесяти лет. Они приняли участие в двадцати Играх. И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. И все же наиболее прославленным героем древних олимпийских соревнований был Леонидас – тоже с Родоса. Этот великий атлет двадцать раз побеждал в соревнованиях по бегу.

    Атлет Главк был крестьянский сын. Отец, увидав, как он голыми руками вбивает  в соху сошник, привел его в Олимпию. Начался кулачный бой. Главка стали  бить, а он стоял и терпел, опасаясь не в меру зашибить противника. Отец из публики крикнул ему: «Бей, как по плугу!». Главк развернулся и ударил, и победа осталась за ним.

    У атлета Демократа заболели ноги, а  отказаться от состязаний он не хотел. Он пришел в Олимпию, встал среди  поля и предложил столкнуть или  стащить его с места. Никто не смог. Демократу присудили победу.

    На  скачках кобыла наездника Фидола сбросила седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен победителем — за то, что у  него такая хорошая лошадь.

    Атлет Аполлоний опоздал в Олимпию, потому что выступал за деньги за морем, но признаться в этом он постеснялся и сказал, что его задержали встречные ветры. Он вступил в состязания, вышел победителем, получил венок, но тут обман его раскрылся, венок с него сняли и возложили на его соперника. Аполлоний тут же набросился на соперника с кулаками, тот бросился бежать с венком на голове; кому присудить победу, так и осталось нерешенным.

    Обман в Олимпии наказывался сурово: возле стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы, собранные с нарушителей. Один атлет хотел воспользоваться тем, что его соперник Эгмий был отроду немой, и подкупил судью, чтобы тот подсудил в его пользу, думая, что Эгмий не сможет пожаловаться. Но Эгмий, увидев это, пришел в такое негодование, что вскрикнул и впервые в жизни заговорил.

    А вообще олимпийские судьи судили честно. Перед состязанием они  должны были проверять лошадей, допускаемых  к скачкам, и давали при этом две  клятвы: во-первых, судить по совести  и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки нанимали, что бывают и такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь.

    В древнейшую эпоху наградой победителю был любой сколько-нибудь ценный предмет; позднее, по указанию дельфийского оракула, победитель получал в дар  лишь простой венок из ветвей оливы. Ветви эти — что характерно для эллинского чувствования — со священного дерева венков славы золотым ножом срезал статный юноша, чьи родители были еще живы и для которого греки придумали прекрасное прозвище цветущий с обеих сторон (αμφιθαλής). Атлеты состязались единственно ради чести и славы, и, по словам Цицерона, «олимпийский победитель почитался среди греков едва ли не выше, чем справивший триумф полководец в Риме». «Венки выставлялись на столе из золота и слоновой кости в храме Зевса перед изображением бога. Здесь, у ног божества, дарующего победу, стояли также кресла элланодиков, распределявших награды. Победители приходили, окруженные друзьями, родственниками и толпой народа, которая, насколько позволяло место, втискивалась в залы и галереи храма. Затем глашатай еще раз объявлял имя и родину победителя, один из элланодиков обвивал его чело шерстяной повязкой (taenia) и возлагал на него победный венец.

    Но  эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего  ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего-доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»

Информация о работе Образ атлета в классической греческой скульптуре