Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:55, дипломная работа
Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (т.е. общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права. Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ……………………………..5
1.1.Понятия наказания и его признаки………………………………………….5
1.2.Наказания в системе мер уголовно-правового характера………………...11
1.3.Цели наказания по Уголовному Кодексу РФ……………………………...13
2.СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ……………………………………………29
2.1.Понятие и сущность системы наказания…………………………………..29
2.2.Классификация видов наказания…………………………………………...35
2.3.Общие начала и принципы назначения наказания………………………..42
3.ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ……………………………...55
3.1.Исследование личности обвиняемого при назначении
наказания…………………………………………………………………………55
3.2.Обстоятельства смягчающие и отягчающие назначения
наказания…………………………………………………………………………59
3.3.Применение наказания на территории города Усть-Илимска
и Усть-Илимского района………………………………………………………82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………….91
С учетом обращения взыскания наказания на сферу имущественных благ, наказания можно разделить:
По классификации действующего УК РФ наказания, образующие в целом их систему, подразделяются на три категории: основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные.
К основным наказаниям относятся, наказания которые могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. Сюда относятся такие виды наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание с дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Дополнительными наказаниями являются такие наказания, которые не могут назначаться самостоятельно, а назначаются только дополнение к основным, с учетом характера и степени общественной опасности деяния и от личности виновного, они присоединяются основным, усиливая карательное влияние наказания в целом. К ним закон относит два вида наказаний: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. На первый взгляд дополнительные наказания применяются для ужесточения наказания, когда суд исчерпал иные возможности ужесточения наказания; например: назначил основное наказание на уровне верхнего предела санкции, наоборот, в большинстве случаев суды не применяют высшего предела основного наказания и, тем не менее, назначают дополнительные наказания. Дело, следовательно, не в том, чтобы с помощью дополнительного наказания ужесточить общее наказание, то есть усилить его, а в том, чтобы усилить его качественно, обеспечить избирательность его воздействия на осужденного.
Третью группу составляют наказания, которые играют двоякую роль, они применяются, как в качестве основных, так и дополнительных. Это штраф и лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью. Причем в качестве основных они назначаются лишь тогда, когда они предусмотрены санкцией конкретной статьи Особенной части УК [23, С. 38].
Уголовный кодекс отражает те коренные перемены, которые произошли в государстве и обществе за последнее время. Это отражается и в системе наказаний:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничения по военной службе;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь (ст.44 УК РФ).
Новый Уголовный кодекс РФ отдельно устанавливает систему и перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. В нее входят:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок.
По отношению к прежнему уголовному законодательству система наказаний претерпела весьма существенные изменения. Из числа уголовных наказаний обоснованно исключено общественное порицание, включены четыре новых вида наказаний (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы и арест). Смертная казнь введена в общую систему наказаний, а лишение свободы подразделено на срочное и пожизненное.
Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний весьма различны, по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. В нормах, где предусматриваются отдельные виды наказания, входящих в перечень, раскрывается их суть, указываются пределы и условия их применения.
Установленная Уголовным кодексом РФ система наказаний в целом соответствует карательной политике на современном этапе и отражает принципы российского уголовного права. Предметно отражен в ней, в частности, принцип гуманизма, поскольку из двенадцати видов наказаний преобладающая часть (семь) не предусматривает лишение свободы осужденного.
2.3. Общие начала и принципы назначения наказания
Действующее законодательство, устанавливая общие начала назначения наказания, не дает их определения. Но, имея ввиду, что к ним относится в законе и как они раскрываются в научной литературе, (авторы называют их по-разному: положения, требования, правила, критерии и т. д.), можно выделить следующие признаки понятия общих начал назначения наказания.
Первый признак — предусмотренность общих начал уголовным законом. В настоящее время они сформулированы в статье 60 УК РФ, «общие начала на- значения наказания». Ранее действующие в нашей стране нормативные акты вопрос об общих началах назначения наказания во многом решали иначе [16, С. 19-25]. Так, формулируя их, Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года первостепенное значение придавали личности виновного, ее общественной опасности: "При определении меры воздействия на совершившего преступление, — устанавливалось в этой связи, — суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития, как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во-первых, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни в прошлом; во-вторых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности" [16, С. 18]. Аналогичное имело место и в УК РСФСР 1922 года и в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года, в УК РСФСР 1926 года перечень требований, подлежащих учету при назначении наказания, стал более широким, и в нем личность виновного отходит, как бы на второй план, уступая приоритет обязанности суда руководствоваться указаниями Общей части: пределами, установленными в статье Особенной части, предусматривающей данный вид преступления, социалистическим правосознанием, общественной опасностью совершенного преступления и обстоятельствами дела. С некоторыми, главным образом, редакционными уточнениями такое решение вопроса отражено и в УК РСФСР 1960 года, где было закреплено: "Суд назначает наказание в пределах, установленных статьей Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за совершенное преступление, в точном соответствии с положениями Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Общей части настоящего Кодекса. При назначении наказания суд, руководствуясь социалистическим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность".
Второй признак рассматриваемых начал — их общий характер. В исход- ном смысле общее всегда есть то, что составляет лишь часть отдельного, которое, помимо общего, предполагает наличие индивидуального и особенно- го. В этой связи, раскрывая данные начала, следует, прежде всего, помнить, что они имеют значение по всем категориям рассматриваемых судом уголовных дел, где возникает вопрос о необходимости определить наказание. Далее, исходная посылка позволяет заключить, что, отражая лишь повторяющиеся, общие, такого рода начала не исчерпывают всей характеристики этого вида деятельности, предполагая наличие в ней и определенного рода особенностей, которые, будучи весьма многообразными могут быть обусловлены: наличием в деле исключительных обстоятельств; фактом неоконченности преступной деятельности, вменяемой виновному; множественностью посягательств, совершенных одним лицом; множественностью участников посягательства; особым порядком применения отдельных видов наказания; не достижением виновным совершеннолетия; признанием присяжными заседателями лица виновным, но заслуживающим снисхождения, или особого снисхождения; и т. д.
Заметим, что в прежнем законодательстве ряд вопросов, регулирующих особенности назначения наказания, решался в рамках учения не о наказании, а о преступлении (в отношении соучастников, неоконченной преступной деятельности) [16, С. 19-25]. Более логичную позицию на этот счет заняли разработчики ныне действующего УК РФ, но, к сожалению, и она не до конца последовательна. Вряд ли оправданно, например, включение в раздел, именуемый "Уголовный закон", правила, согласно которому гражданам РФ и постоянно проживающим на территории России лицам без гражданства при осуждении за преступление, совершенное за пределами РФ, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной уголовным законом иностранного государства; здесь законодатель явно решает вопрос не о преступности действий, а их наказуемости и, стало быть, такого рода норма должна включаться именно в главу "Назначение наказания" [23, С. 73]. Думается, в ней, а не в главе, посвященной понятию и видам наказания, следовало поместить и статью о целях наказания. Ясно, что само по себе наказание никаких целей не имеет; они мыслимы лишь в рамках какой-то деятельности. Иначе говоря, речь может идти лишь о целях, с которыми наказание назначается или исполняется.
Третий признак — общие начала есть положения, выражающие принципы назначения наказания. Надо сказать, что до сих пор в нашей уголовно-правовой науке нет единства мнений не только по поводу того, какие именно идеи должны быть отнесены к этим принципам (в литературе к их числу чаще всего предлагается относить идеи законности, справедливости, гуманизма, экономии репрессии, индивидуализации, неотвратимости), но и по поводу того, каково их отличие от самых общих начал назначения наказания. Отмечая, что в юридической литературе довольно часто анализу общих начал предпосылается рассмотрение принципов назначения наказания, некоторые авторы придерживаются мнения о том, что выделение вопроса о принципах в качестве самостоятельного приводит к ненужному повтору одних и тех же положений. В большинстве научных и учебных работ приводится, однако, иная точка зрения, но при этом в них нет единства взглядов на различия между принципами и общими началами. Иногда в их соотношении авторы видят взаимосвязь философских категорий "общее" (принцип) и "отдельное" (общее начало). Высказывалось мнение, согласно которому общие начала есть то, что, суд обязан учесть при назначении наказания, принцип же — это не только идея, что-то предписывающая, но и идея, которая разъясняет соответствующее предписание и направляет деятельность суда. Не возражая против такого решения вопроса, часть ученых в то же время считает возможным согласиться и с тезисом, согласно которому различие между принципами и общими началами назначения наказания выступает как различие между общим и особенным, отдельным.
Полагая, что термином "принцип" принято обозначать основу чего-либо, более правильным следует признать несколько иное решение вопроса: в отличие от общих начал, характеризующих общее в этой деятельности, принципы отражают в ней основные начала настало быть, в данном случае имеет место взаимосвязь не общего и отдельного (тем более, единичного), а общего и основного. Поскольку в философском смысле основа (основное) выступает частью сущности, которая в свою очередь не исчерпывает всего содержания общего, принципы назначения наказания нельзя не только отождествлять, но и противопоставлять общим началам.
Если обратиться к УК РФ, то в нем вопрос о принципах решается применительно к уголовному законодательству в целом. Из числа указываемых в этой связи принципов (законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма), в общих началах прямо упоминается только принцип справедливости, в то время как другие лишь предполагаются. Надо думать, что это не является случайным с той точки зрения, что о справедливости наказания можно говорить лишь при условии, что оно основано на законе, равенстве граждан перед законом, исходит из принципа субъективного вменения, отвечает требованиям гуманизма. В конечном счете, главное в данном случае не только то, сколько принципов названо, но и то, как они при этом понимаются и соотносятся между собой, в каких именно общих началах выражаются.
Выделяя еще один — четвертый признак, подчеркну, что в зависимости от его толкования об общих началах можно говорить в узком или широком смысле слова. Акцентируя внимание на том, что они есть положения (правила, требования, критерии и т. п.), которыми обязан руководствоваться суд в своей деятельности, в нашей литературе их связывают с основаниями принятия решения при определении виновному наказания. Бесспорно, такой аспект характеристики назначения наказания весьма актуален. Вместе с тем, выступая как разновидность деятельности, назначение наказания предполагает наличие в ней и других элементов: субъекта, объекта и т.д. В этой связи, констатируя факт существования в нашей литературе понимания общих начал в узком смысле слова (как нечто, принимаемое во внимание судом при назначении наказания), нужно одновременно признать возможной и целесообразной и их широкую трактовку, т.е. в качестве положений, раскрывающих все наиболее существенные аспекты данного вида деятельности.
В рамках такого, широкого понимания уголовно-правовая характеристика общих начал требует акцента, в частности, на том, что в настоящее время теории и практике борьбы с преступностью известны два основных подхода к назначению наказания. Отличительной чертой первого из них является закрепление в законе (например, в США) так называемой идеи "неопределенного наказания" ("неопределенного приговора"). Руководствуясь соответствующей нормой, суд, признав лицо виновным в совершении преступления, направляет его в места лишения свободы на срок, "установленный законом". По истечении какого-то времени специальный орган (например, Совет по условному освобождению), учитывая пределы срока, установленные законом, и поведение лица в местах лишения свободы, решает, когда следует освободить виновного. Главное преимущество такого подхода усматривается в том, что его размер зависит и от тяжести содеянного, пределов санкции уголовного закона, и от фактического поведения лица в местах лишения свободы, что, помимо всего прочего, является дополнительным стимулом к ресоциализации преступника [13, С. 87-89].