Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:55, дипломная работа
Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (т.е. общее и специальное предупреждение преступлений), является одним из важнейших институтов уголовного права. Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сводится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ……………………………..5
1.1.Понятия наказания и его признаки………………………………………….5
1.2.Наказания в системе мер уголовно-правового характера………………...11
1.3.Цели наказания по Уголовному Кодексу РФ……………………………...13
2.СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ……………………………………………29
2.1.Понятие и сущность системы наказания…………………………………..29
2.2.Классификация видов наказания…………………………………………...35
2.3.Общие начала и принципы назначения наказания………………………..42
3.ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ……………………………...55
3.1.Исследование личности обвиняемого при назначении
наказания…………………………………………………………………………55
3.2.Обстоятельства смягчающие и отягчающие назначения
наказания…………………………………………………………………………59
3.3.Применение наказания на территории города Усть-Илимска
и Усть-Илимского района………………………………………………………82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………….91
Отечественная наука уголовного права продолжила развитие гуманистических идей в понимании наказания. Большинство российских и советских ученых полагали, что целями наказания являются исправление и перевоспитание осужденных, а также общее и специальное предупреждение преступлений [24, С. 38].
И, наконец, существует группа ученых, которые считают, что наказание преследует и цель кары [31, С. 102].
Кара является обязательным признаком наказания. Содержащиеся в наказании элементы кары и страдания способны устрашить преступника и воздействовать на его психику с целью не допустить в будущем совершения им нового преступления.
Нельзя не отметить позиции авторов, считающих, что перед наказанием стоят и некоторые другие цели. Указывается на восстановление справедливости и восстановление дезорганизованных преступлением общественных отношений, как главную интегративную цель наказания.
Наибольшие споры вызывает вопрос о признании или непризнании кары целью уголовного наказания.
Самым последовательным сторонником того, что кара есть цель наказания, является И.И. Карпец. По его мнению, наиболее ярко цель кары проявляется в смертной казни и в длительных сроках лишения свободы [13, С. 141-148].
Н.А. Беляев в своей работе, говоря о постоянном сближении уголовно-правовых норм с нормами морали и замене уголовного наказания мерами общественного воздействия, уже не называет кару среди целей наказания [7, С. 64].
С.И. Дементьев хотя и признает доводы сторонников кары, как цели наказания не лишенными смысла, однако полагает, что "подобная цель может иметь место только в отношении отдельных категорий преступников, то есть в тех случаях, когда размер наказания зависит от тяжести наступивших последствий, по отношению, к которым вина преступника выступает в форме неосторожности, а также при применении исключительной меры уголовного наказания-смертной казни [9, С. 26-27].
Говоря о
цели кары, нельзя забывать и о том,
что уголовное право и уголовно
Это обстоятельство не учитывается С.И. Дементьевым, который считает именно кару основой исправления лица, осужденного на десять-пятнадцать лет за нарушение правил дорожного движения. Вряд ли вообще изначально правильно назначать длительное лишение свободы за нарушение правил дорожного движения, хотя и повлекшее тяжкие последствия. С.И. Дементьев, почувствовав проблему, - какова цель суровых наказаний за неосторожные преступления? - неправильно сводит эту цель к каре. Здесь проявляет себя необозначенная в уголовном законе цель, определенная Б.С. Никифоровым.
Как показывает анализ юридической литературы, вряд ли можно решить вопрос о признании или непризнании кары целью уголовного наказания на логико-юридическом уровне. И сторонники, и противники кары, как цели в этом споре обосновывают свои позиции достаточно аргументирование, однако к единому мнению не приходят. По-видимому, ответ надо искать на социально- и индивидуально-психологических уровнях. Исследование того, воспринимается ли общественным сознанием и самими осужденными кара, как цель, к которой стремится государство, применяя уголовное наказание, дает, дополнительные, эмпирически обоснованные аргументы той или иной стороне. При подобных исследованиях могут быть выявлены и резервы правовой пропаганды в этой области.
Не предрешая этого вопроса, мы не рассматриваем кару, как цель уголовного наказания и присоединяемся к мнению тех авторов, которые считают кару сущностью, неотъемлемой частью, свойством наказания [29, С. 57-63]. Кара в этом смысле заключается в лишении осужденного каких-либо благ – материальных или иных (т.е. свободы передвижения, выбора места жительства, возможностью заниматься определенной деятельностью, частью заработанных денег и т.п.). В таком виде кары есть необходимая предпосылка для достижения наказаниям целей предупреждения преступлений. Кроме того, кара выступает и средством, лишающим осужденных возможности совершать новые преступления.
Б.С. Никифоров, анализируя социальное назначение кары, рассматривает ее и как важное и ничем не заменимое средство заставить преступника "прочувствовать" неправильность своего поведения [25, С. 70]. Что же касается других членов общества, то карательная сущность наказания в понимаемом смысле служит и средством устрашения, и средством воспитания. В связи с этим важно не просто установить наказание за преступление в уголовном законе, а реально применять уголовный закон, о чем должно быть известно населению.
Проанализированное понимание кары, как сущности наказания создает предпосылки для эмпирических исследований в этой области. Правильно отмечает Н.А. Стручков, что кара может быть оценена с точки зрения качественного (т.е. комплекс правоограничений, присущий конкретному виду наказания) и количественного (т.е. размер кары, присущий конкретному наказанию – срок наказания, процент удержанных денег из заработной платы и т.п.) показателей [29, С. 62-63]. Таким образом, исследователю дается определенный набор параметров, которые могут быть использованы при оценке восприятия карательного содержания видов наказания, как лицами, к которым оно применено или применилось ранее, так и теми, кто никогда не подвергался уголовному наказанию. Использование количественных и качественных показателей кары необходимо в исследованиях восприятия общественным сознанием и отдельными людьми сущности и целей применения уголовных наказаний.
Анализ позиций ученых относительно целей наказания приводит к выводу о необходимости проводить различие между исследованиями уголовного наказания как социального института (для понимания его сущности и целей) и исследованиями, направленными на совершенствование уголовного закона. Например, Б.С. Никифоров, ярко показал различные социальные цели, к достижению которых должно стремиться наказание и посредством его применения все уголовное право [25, С. 63-71]. Эти цели обуславливаются социальными функциями уголовного права, его сложной взаимозависимостью с общественным сознанием.
Возможности законодательного закрепления всех социальных целей наказания представляются весьма ограниченными. Это связано с тем, что критерии, позволяющие судить о достижении или не достижении законодательно определенных целей наказания, должны быть объективными и измеримыми, в противном случае выводы об эффективности или неэффективности уголовного наказания и уголовного права в целом не будут эмпирически обоснованными. Поэтому, не следует отрицать наличия у наказания общих социальных целей, но, тем не менее, представляется, что в уголовном законе должны получить закрепление только те из них, результаты, достижения которых выражаются в объективной действительности и могут быть познаны с помощью доступных современной науке методов.
Часть 2 статьи 43 УК РФ гласит: "Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений".
Четкое определение целей наказания в уголовном законе имеет исключительно важное значение, и обусловлено тем, что они: выражают принципиальную политику Российского государства в области борьбы с преступностью; являются основой вынесения справедливого приговора; выступают в качестве наиболее значимых показателей оценки эффективности наказания. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, наказание, являясь мерой государственного принуждения, преследует три основные цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.
Формулировка статьи 43 УК РФ существенно отличается от текста статьи 20 УК РСФСР 1960 года. Во-первых, установлением того, что "наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства". Этим содержанием определен принцип гуманизма (ч. 2 ст.7 УК РФ). Во-вторых, в статье 43 УК РФ отсутствует указание на перевоспитание осужденных, как цель наказания.
Любое преступление - крайнее, предельно опасное нарушение социальной справедливости. Поэтому восстановление нарушенной преступлением справедливости есть важнейшая цель наказания. Заключается она в адекватном (справедливом) реагировании на преступление и устранении (на сколько это возможно) причиненных преступлением отрицательных моральных, правовых, материальных и иных последствий. Достигается эта цель тем, что применяемое к виновному наказание по качественным и количественным параметрам должно соответствовать совершенному преступлению. Такое соответствие, в свою очередь, обеспечивается путем учета характера и тяжести преступления, цели и мотивов его совершения, последствий, обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание, личности виновного и других обстоятельств дела.
Назначение чрезмерно строгого или чрезмерно мягкого вида и размера наказания исключает возможность достижения цели восстановления нарушенной преступлением социальной справедливости. Эта цель не будет достигнута и в том случае, если наказание назначено правильно, но исполнено не верно, в противоречии с законом. Например, будет крайне не справедливым такое исполнение наказания, при котором к осужденному применяются не предусмотренные законом тяготы и лишения.
Восстановление социальной справедливости, как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве. Понятие справедливости возникло, как этическая категория, характеризующая соотношение определенных явлений с точки зрения распре- деления добра и зла между людьми; соотношение между ролью людей (частный случай этого –соотношение между преступлением и наказанием). Соответствие между характеристиками первого и второго порядка оценивается в этике, как справедливость, несоответствие – как несправедливость.
Марксистская
теория связывала категорию
Наказание и служит восстановлению социальной справедливости, восстановлению нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод потерпевшего (т.е. в конечном счете, восстановлению справедливости). Характер восстановительных условно-правовых санкций тесно связан со спецификой нарушенных в результате совершения преступления против прав и свобод человека и гражданина. Чисто восстановительный характер носят имущественные уголовно-правовые санкции типа денежного штрафа. Разумеется, не все, чему причинен ущерб преступлением, подлежит адекватному возмещению (восстановлению). Очевидно, что никаким наказанием не может быть восстановлена жизнь потерпевшего от убийства, либо утраченное в результате преступления здоровье. Однако, это вовсе не значит, что при наказании за эти преступления цель восстановления справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в этих случаях достигается путем ограничения прав и свобод виновного лица, например, лишение его свободы на продолжительное время и принудительное поставление в жесткие условия, определяемые содержанием соответствующего наказания. Таким образом, карательное содержание наказания, о котором уже говорилось, является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости и в этих случаях.
Вместе с тем, восстановление социальной справедливости, заложенное в уголовном наказании и связанное с его карательным содержанием, не означает, что наказание преследует цель кары по отношению к преступнику. Наказание, даже самое суровое, применяется не для того, чтобы причинить осужденному моральное и физическое страдание. Указанные правоограничения и принудительные лишения, связанные с исполнением наказания преследуют другие цели, в том числе и рассмотренную уже цель восстановления социальной справедливости.
В качестве второй цели уголовного наказания в законе называется, как уже отмечалось выше, исправление осужденного. Исправление предполагает превращение преступника в законопослушного гражданина и неопасного для общества. Речь, конечно, идет не о том, что в ходе отбывания наказания он превратился в высоконравственную личность. Реальная задача, которую можно решить в ходе исправления – убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовный закон, то есть не совершать в будущем новых преступлений.
Исправление осужденного, как цель наказания достигается в процессе его назначения и исполнения и заключается в воспитательном воздействии на психику и сознание осужденного с целью выработки стимулов законопослушного поведения. Исправление предполагает, как устранение отрицательных свойств личности осужденного, так и привитие ему положительных качеств.
В Уголовном Кодексе РСФСР 1960 года была сформулирована еще одна цель уголовного наказания – цель перевоспитания осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития.
Исправление и
перевоспитание – понятия, близкие
по содержанию, но не равнозначные. "Слова
исправление и перевоспитание имеют
не одинаковый смысл. Исправление –
это изменение к лучшему
Проведение четкого различия между понятиями исправление и перевоспитание имело практическое значение в судебной практике и деятельности исправительно-трудовых учреждений. К лицам, которые, по мнению суда, нуждаются только в исправлении, должны были шире применяться наказания, не связанные с лишением свободы. И, наоборот, к преступникам, которые, по мнению суда, нуждались не только в исправлении, но и в перевоспитании должны были применяться более строгие меры наказания, связанные с длительным исправительно-трудовым воздействием. Но в действующем УК РФ, в статье 43, отсутствует указание на перевоспитание осужденных как цель наказания. Ряд авторов убедительно доказали, что уголовно-правовые средства нельзя непосредственно связать с процессом воспитания.