Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:30, курс лекций
Политические партии играют важнейшую роль в любой современной цивилизованной стране. Практически во всем мире члены политических партий представляют интересы граждан в парламентах и местных представительных органах власти, формируют правительства, определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. От устойчивости политической партийной системы зависит и социальная стабильность страны. В свою очередь государства заинтересованы в дальнейшем развитии своих политических партий и оказывают им существенную поддержку, особенно партиям, представленным в парламенте. По степени взаимоотношений партий и государства с высокой долей определенности можно судить о степени демократичности политической власти в стране.
Свобода и безнаказанность забастовок; сохранение заработной платы за все время забастовок; заводской или промысловый суд, избираемый рабочими. Выборная инспекция для надзора за фабриками и заводами. Основание бирж труда и передача управления ими в руки рабочих. Установление уголовной ответственности за нарушение законов по охране труда. Широкая помощь профессиональным союзам и обществам, обслуживающим трудовой народ. Государственное обеспечение лиц, не способных к труду; страхование от безработицы, несчастных случаев и профессиональных болезней. Введение прогрессивного налога на доходы и наследство. Отмена косвенных налогов, кроме налогов на предметы роскоши.
Белорусская социалистическая Громада ставила задачу развития белорусской национальной культуры, законодательное признание белорусского языка, его употребление в школе, суде, административных и общественных учреждениях Беларуси.
Полное самоуправление (автономия) Беларуси с законодательным органом Краевой Радой, избранной на основе всеобщего, равного, прямого, тайного и пропорционального избирательного права для местного законодательства; разработка и развитие законов, издаваемых Российским Парламентом. Отсутствие таможенных границ между Беларусью и другими частями Российской Федерации. Полное политическое и экономическое равноправие для всех национальностей, живущих на территории Белоруссии.
На III съезде левые потребовали пересмотреть тактику партии, добивались, чтобы БСГ осудила политику Временного правительства. Полярность взглядов привела к тому, что 18 октября съезд прервал свою работу, возобновив ее только 25 октября. Разногласия на съезде фактически привели к расколу партии.
Тенденции независимости в белорусском освободительном движении особенно усилились после подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора. В этих условиях исполнительный комитет Рады Всебелорусского съезда 9 марта провозгласил Беларусь Народной Республикой. Вся полнота власти передавалась Раде, которая по предложению представителей БСГ была преобразована в Раду Белорусской Народной Республики. Против независимости Беларуси выступили представители некоторых национальных меньшинств. Среди них ряд польских, русских и еврейских организаций в Беларуси. В оппозиции к Раде оказались и члены «Минского белорусского представительства», которые выступали против национализации земли и за белорусско-германское сближение.
После определенных дебатов руководство Рады заявило, что будущее Беларуси оно видит только под опекой Германии и обратилось с телеграммой к кайзеру Вильгельму. В ней Рада обращалась к кайзеру со словами глубокой благодарности за освобождение немецкими войсками от тяжести чужого гнета, насилия и анархии. Декларируя независимость и неделимость Беларуси, Рада просила о защите ее деятельности для укрепления государственной независимости и неделимости края в союзе с Германией. Это обращение было принято по предложению членов «Минского белорусского представительства».
Поскольку оно принималось втайне на закрытом заседании Рады, известие о нем вызвало разногласия среди различных группировок. Из Рады ушли представители ряда партий, а левая часть Громады отозвала своих членов из правительства.
Все это еще больше ослабило БСГ, представители которой преобладали в Раде. В 1918 г. противоречия, трения в ее рядах привели к распаду БСГ.
Одной из причин распада Белорусской социалистической громады летом 1918 г. было, видимо, и то, что БСГ практически не приняла Октябрьскую революцию, а ведь идеи социализма она прокламировала в своих программах. Беда ее лидеров в том, что они отстали от стремительно развивающихся событий 1917 г. Не выдвинули требования «Долой войну!» Поддерживая идею о передаче земли крестьянам, БСГ считала, что сделать это должны земельные комитеты, которые получат права от Учредительного собрания. Не поставила Громада и вопрос о передаче фабрик и заводов рабочим, речь шла только о расширении прав последних. Предприятия же должны были оставаться у хозяев. Ведь основные в то время конкуренты БСГ – большевики выдвинули лозунги, выражавшие требования народа. Первый – «Долой войну!». И получили поддержку всего народа; второй – «Земля тем, кто ее обрабатывает!» И получили поддержку основной массы крестьянства; третий – «Фабрики и заводы – рабочим!» И получили поддержку рабочего класса.
Все это усиливало размежевание в рядах БСГ, ослабляло ее поддержку народом. Тем не менее борьбу БСГ за создание своего национального государства не следует недооценивать. Используя прогрессивность общенациональной идеи за самостоятельное и независимое культурное, экономическое и политическое развитие, она стремилась к созданию своего Белорусского государства.
Не все свои цели БСГ претворила в жизнь. Представители ряда белорусских партий считали ее ответственной за то, что она не все сделала для объединения политических сил Белоруссии; за то, что правое крыло БСГ в условиях немецкой оккупации в 1918 г. сделало ставку на сотрудничество с немцами, которые, кстати, заявили, что не могут допустить существования рядом со своей властью – власти белорусской.
Не вина, а беда БСГ в том, что она отстала от стремительно развивающихся событий. Заявляя о приверженности социализму, она в действительности была партией национальной демократии. Объединяя крестьянство, интеллигенцию, шляхту, солдат и рабочих, она все же не смогла связать свою деятельность с борьбой широких трудящихся масс. К тому же социальная неоднородность БСГ порождала ее организационную и политическую неустойчивость. По существу это была мелкобуржуазная партия левонароднического направления.
Однако нельзя согласиться с утверждением, что БСГ, являясь «националистической организацией, отстаивала интересы белорусской буржуазии, помещиков и кулаков…, старалась оторвать, обособить белорусский народ от русского революционного рабочего класса».
Нет ничего предосудительного в том, что БСГ выступала за возрождение белорусской нации, развитие ее языка и культуры, за то, чтобы была белорусская государственность, где бы господствовали принципы правового государства, толерантность по отношению к меньшинству, где бы укреплялась власть народа, не допускалась эксплуатация человека человеком. Ее политика, практические действия были направлены на изменение общественных отношений. Пусть мирным, реформистским путем, но все же изменение в интересах большинства народа Беларуси, а не только буржуазии, помещиков и кулаков. К тому же значительная часть БСГ, высказываясь за независимость Беларуси, была против отрыва ее от России. По существу это было социал-демократическое направление в белорусском национально-освободительном движении. Другое дело, что, декларируя общие цели, БСГ не всегда представляла себе, как их реализовывать. Но тем не менее в планах, в действиях Громады отсутствовала агрессивность, стремление обеспечить процветание белорусам за счет других народов. Пробуждение национального самосознания народа, возрождение языка и культуры, стремление к созданию белорусской государственности – вот, что было основным в деятельности БСГ.
Нельзя согласиться и с бытующим в ряде случаев мнением о том, что после Октябрьской социалистической революции Белорусская Громада распалась на ряд контрреволюционных групп, которые вели активную борьбу против Советской власти. Из БСГ, как уже подчеркивалось, действительно выделилось несколько партий. По-разному вели они себя по отношению к Советской власти, но не все выступали против. Так, часть левого крыла во главе с А.Червяковым, выйдя из БСГ, создала Белорусскую социал-демократическую партию, а затем присоединилась к большевикам. Другая часть во главе с Д.Жилуновичем также выступала в поддержку Советской власти.
Д.Жилунович возгласил в январе 1919 г. Временное правительство Советской Белоруссии. В числе пяти членов Временного рабоче-крестьянского правительства А.Червяков подписывал Манифест о провозглашении БССР. Один из членов ЦК БСГ А.Бурбис активно работал в Народном Комиссариате иностранных дел БССР. Но ни они, ни другие члены БСГ никогда не были врагами народа, националистами, как это пыталось представить сталинское руководство, проводя в 30-е гг. борьбу против национального возрождения народов СССР.
Анализ деятельности Громады показывает, что она не была националистической организацией, не защищала интересы только господствующих классов, не выступала однозначно против русского народа. БСГ не разжигала межнациональные отношения. Ее сторонники стояли на патриотических позициях, были прежде всего заинтересованы судьбой Беларуси, ее настоящим и будущим. И делали это не вопреки интересам других народов.
Однако определенным силам было выгодно давать БСГ на протяжении ряда лет односторонние оценки, замалчивать или искажать все, что связано с ней. Но история не должна зависеть от политических интересов, от идеологических установок, необходимо объективное изучение наследия БСГ, которая прошла сложный и противоречивый путь.
Тема . Политические партии и общественные движения в годы гражданской войны и иностранной интервенции.
Замысел, подготовка, ход и результаты Октябрьского вооруженного восстания свидетельствовали, что радикальное ядро большевиков видело единственный способ реализации собственных программных установок - через установление и упрочение единовластия своей партии в идеологической оболочке "диктатуры пролетариата".
Задачи большевистской партии В.И.Ленин видел в том, чтобы "Вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии". В этих ленинских словах объективов содержалось установка на строительство партии-государства с приданием ей всеобъемлющих функций и непримиримой борьбой по отношению и инакомыслящим.
На пути к установлению однопартийной диктатуры большевизма можно выделить несколько моментов. Во-первых, это период с 25 октября 1917 г. по 6 января 1918 г. Это время становления новой власти, когда сохранялась альтернатива формирования правительства на основе коалиции всех социалистических партий. Причём попытки практически реализовать эту альтернативу шли с двух сторон: требования сил социалистической оппозиции находили понимание и позитивную ответную реакцию со стороны умеренного крыла в большевистском руководстве. Его лидером в первые дни пребывания большевиков у власти считают члена ЦК РСДРП(б) Л.Б.Каменева, избранного 27 октября 1917 г. председателем ВЦИК советов (снят с этого поста постановлением ЦКРСДРП(б) в ноябре 1917 г.)
Разогнав в начале января 1918 г. Учредительное собрание, большевики добровольно взволили на себя непосильный для одной партии груз политической ответственности за все, что проходило в огромной многоукладной стране. Этим она - как политическая партия - обрекала себя на превращение в государственную структуру репрессивно - диктаторского характера.
Во-вторых, это изменение названия партии: в марте 1918 г. на 7-ом съезде было принято решение о переименовании Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) в Российскую коммунистическую партию (большевиков). Такое решение означало окончательный разрыв большевиков не только с социалистическим движением внутри страны, но и с ведущим направлением массового рабочего движения на Западе.
В-третьих, это принятие новой программы партии на 8-ом съезде РКП(б) в марте 1919 г. В этом документе большевистская партия провозгласила начало эры "всемирной пролетарской, коммунистической революции", эры установления диктатуры пролетариата непременно в форме советов. Все остальные течения и направления рабочего и социалистического движения назывались "буржуазным извращением социализма", требовавшем со стороны коммунистов "беспощадной борьбы". Руководителем борьбы пролетариата за его освобождение объявлялся "лишь новый, III Коммунистический Интернационал", созданный Лениным в 1919 г.
В.И. Ленин, отождествляя "диктатуру пролетариата" с диктатурой самой большевистской партии, на 1 съезде работников просвещения 31 июля 1919 г. заявил: "Когда нас упрекают в диктатуре одной партии и предлагают ... единый социалистический фронт, мы говорим: "Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим с этой почвы сойти не можем"".
Уничтожив многопартийность, большевистская партия повела борьбу против разномыслия и в своих собственных рядах. Этот процесс, начатый в 1921 г. на основе решений Х съезда РКП(б), был продолжен борьбой против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев (правых уклонистов), "Рабочей оппозиции", группы Рютина и других "оппозиционеров" во 2-ой половине 20-х - начале 30-х гг. и закончится массовыми репрессиями 1937-1938 гг. Сталинское руководство "обеспечило" единство партии под воздействием силы и страны.
Политическое поражение меньшевиков
Последовательно выступая против крайностей большевиских представлений о сути и темпах социалистических преобразований, критикуя созданную после октября 1917 г. государственную систему, борясь против расширенного толкования диктатуры пролетариата и монополи РКП(б) в политической жизни страны, за политические свободы и народовластие, меньшевики пытались выступать в качестве силы, ведущей борьбу за реалистическую классовую политику и восстановление революционного единства пролетариата.
Партия выступала постоянным раздражителем, побуждающим большевиков обращаться к осмыслению наиболее болезненных вопросов, порожденных их собственной политикой. Однако этого для возобладания меньшевистских концепций и обеспечения единства социалистов было недостаточно. Их отказ от вооруженной борьбы с большевизмом, поддержка (правда, с некоторыми оговорками) победившего в 1917 г. режима "Как революционно-утопического представительства социалистического пролетариата, поднявшегося на гребне стихийной крестьянской войны", одним представлялись пустым звуком, другим, прежде всего большевикам, - "опасным чистоплюйством" или "злостной агитацией". Вот почему они находились под неусыпным наблюдением ВЧК.
Информация о работе История общественных движений и политических партий