Разработка отдельных юридических особенностей мусульманского уголовного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Причем из более, чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство. Однако в целом роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что она сохранила еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 790.50 Кб (Скачать файл)

·  Если мы сравним их с преступлениями «хадд», то нельзя уравнивать наказание прямого исполнителя и наказание иных соучастников, т.е. необходимо смягчить наказание последних по сравнению с наказанием первого. Мы можем обосновать эту точку зрения, сказав, что нормы, которые распространяются на преступления «хадд», являются теми же нормами, которые распространяются на преступления «тазир» в большинстве случаев.

·  Исходя из представления об акцессорной природе соучастия в преступлении категории «тазир», мусульманское уголовное право устанавливает, что соучастник этих преступлений подлежит тому наказанию, которое предусмотрено законом для исполнителя. Скажем, соучастнику в мошенничестве, также как и его исполнителю, может быть назначено наказание в пределах от 2 до 5 лет лишение свободы. Но, как отмечают мусульманские правоведы, соучастник «подлежит» такому же наказанию, что и исполнитель, но это не значит, что он «подвергается» тому же наказанию.

Исходя из этого, суд может назначить соучастнику больше, меньше или равное наказание, чем исполнителю, с учетом его роли в совершении преступления. Так, если судья посчитает, что обстоятельства прямого исполнителя требуют применения снисходительности (сострадания), то он смягчает наказание. Если же он посчитает, что обстоятельства соучастника требуют ужесточения, то он усиливает наказание. Судья может на этой основе увеличить наказание одного из соучастников до максимального уровня или снизить до минимума. Он также может уровнять наказание обоих соучастников, если посчитает, что обстоятельства требуют равенства.

Уголовные кодексы стран, развивающихся по англосаксонской системе права, устанавливают одинаковую ответственность для исполнителя и других соучастников. Однако, это не означает, что суд при определении ответственности соучастнику не должен учитывать характер и степень его участия в совершении преступления. УК Палестины такое смягчение устанавливает в отношении соучастников после факта совершения преступления.

Несмотря на то, что ст. 81 УК Иордании предусмотрено обязательное снижение наказания, как для подстрекателя, так и для пособника, но тем не менее в некоторых случаях, предусмотренных законом, соучастники могут подвергаться такому же наказанию, как и исполнитель. Например, ст. 174 УК Иордании приравнивает ответственность для всех соучастников виновных в совершении хищения, растраты государственного имущества. Однако в любом случае ответственность пособника не должна быть больше ответственности исполнителя.

Следует отметить, что соучастие в совершении нарушения не наказывается.

УК Ливана предписывает обязательное повышение наказания в отношении лица, организовавшего совместное совершение преступления или руководившего деятельностью лиц, которые приняли в нем участие. Так, организатор преступления, наказуемый пожизненным лишением свободы, карается смертной казнью; за преступление, наказуемое лишением свободы, срок увеличивается в 2 
раза, а за деяние, наказуемое штрафом, – в два раза (ст. 213).

УК Ирака устанавливает, что соучастник подлежит тому наказанию, которое предусмотрено для исполнителя, если законом не предусмотрено иное (ст. 50). Скажем, соучастнику в простой краже, так же как и исполнителю, может быть назначено наказание в пределах от 3-х месяцев до 5 лет тюремного заключения, и пожизненное лишение свободы, если кража была квалифицирована по признакам ст. 440. Но, как отмечают иракские юристы, соучастник подлежит тому же наказанию, что и исполнитель, но это не означает, что он подвергается тому же наказанию. Несмотря на то, что УК Ирака устанавливает равную ответственность соучастников преступления и ответственность его исполнителя, суд при назначении наказаний соучастником учитывает различные Квалифицирующие обстоятельства, имеющиеся на стороне одного соучастника, относящийся к объективным свойствам деяния, к личности того или иного соучастника или с тем и другим одновременно.

При этом принято различать обстоятельства личные, материальные, смешанные. В соответствии со ст. 79 УК Иордании, материальные (отягчающие, смягчающие или исключающие ответственность) обстоятельства учитываются при назначении наказаний всех соучастников. При этом, условием влияния отягчающих обстоятельств, как было поставлено Иорданским кассационным судом, должны учитываться при назначении наказания соучастнику, если он о них знал”. Таким обстоятельством является, например, совершение кражи путем взлома, с оружием, совершение кражи ночью, двумя или более лицами и т.д.

Личные обстоятельства могут быть либо отягчающими -совершение преступления повторно, рецидив, наличие судимости и другие, либо смягчающими или исключающими уголовную ответственность – несовершеннолетие, невменяемость и др.

 
Обстоятельства личного характера, имеющиеся на стороне одного соучастника, не вменяются другим соучастником, даже если они были им известны. Наконец, смешанные обстоятельства, относящиеся к личности исполнителя, но изменяющие квалификацию преступления (например, кража, совершенная слугой у своего хозяина, – ст. 406 УК Иордании) должны учитываться при назначении наказания соучастнику, даже если он о них не знал.

УК Ирака в отличие от Иорданского устанавливает, что материальные (реальные) обстоятельства, отягчающие или смягчающие обстоятельства, учитывается при назначении наказании всем соучастникам, даже если они о них не знали.

Наконец, специального рассмотрения заслуживает вопрос об ответственности за укрывательство преступлений. Этот вопрос по-разному решается законодательством, по-разному трактуется уголовно-правовой доктриной арабских стран. Так, Иорданское и Сирийское законодательства рассматривают укрывателей, как исполнителей самостоятельного преступления. Другие (здесь имеется ввиду заранее не обещанное укрывательство) уголовные кодексы рассматривают укрывателей как соучастников после факта совершения преступления. УК арабских стран предусматривают два основных состава укрывательства:

а)    укрывательство вещей (ст.ст. 83, 220, 221, 460);

б)    укрывательства лиц (ст.ст. 84, 221, 222, 460 соответственно УК Иордании, Сирии, Ливана и Ирака).

Ст. 83 УК Иордании гласит, что «кроме обстоятельств, указанных в п. «д» ст. 80 (в ней речь идет о заранее обещанном укрывательстве вещей и лиц, совершивших преступление, составляющее пособничество), тот, кто, зная об этом, приступил к сокрытию вещей, входящих в собственность других, заведомо похищенных, отнятых или присвоенных в результате преступления или проступка, наказывается тюремным заключением сроком до 2-х лет и штрафом до 50 динаров». Однако, следует обратить внимание на то, что уголовный кодекс Иордании в ст. 412 предусматривает в качестве самостоятельного состава преступления действия того, кто, зная об этом, купил, продал, посредничал в купле-продаже имущества, которое было украдено или добыто в результате именно кражи. Это деяние подлежит наказанию до 6 месяцев лишение свободы. Такая же формулировка характерна для ст. 220 УК Сирии. Однако отличие между ними заключаются в том, что диспозиция этой статьи называет способы укрывательства, которые могут быть разнообразными (сокрытием, продажей, куплей или сбытом).

Для привлечения к ответственности за укрывательство требуется, прежде всего, установить, во-первых, что обвиняемое лицо сознавал характер укрываемого преступления, факт укрывательства им похищенные вещи и желание скрыть преступление. При этом мотив и цель не имеет значения для квалификации этого деяния.

УК арабских стран предусмотрена и ответственность за укрывательство лиц, совершивших преступление. Так, ст. 84 УК Иордании гласит, «кроме случаев, указанных в п. Д и Е ст. 80 (в них речь идет о заранее обещанном укрывательстве злоумышленников, занимающихся разбоем или насильственными посягательствами против безопасности государства, общественного спокойствия отдельных лиц или собственности, обычно представляют им жилище, убежище или места сбора), сознательно укрывает лицо, о котором им известно, что оно совершило преступление, или оказание им содействия скрыться от правосудия». В этом случае укрыватель наказывается сроком до 2-х лет. Необходимо отметить, что уголовный кодекс Иордании наказывает только за укрывательство лиц, совершивших преступление. В УК Сирии и Ливана наказуемо и укрывательство лиц, совершивших проступки.

УК Палестины признает укрывателем соучастника после факта совершения деяния. Так, ст. 24 УК Палестины гласит «каждый, кто укрывает преступника или помогает ему избежать наказания, зная о совершенном им деянии, за исключением, если им является отец, мать, сын, дочь или жена». Однако жена не считается соучастницей преступления после факта его совершения, если она предоставила приют или оказала помощь в присутствии своего мужа и по его требованию другому лицу, чтобы это лицо избежало наказания. Подобная норма по соображениям гуманности и потребностей семейных отношений присутствует в УК Иордании, Сирии, Ливана и Ирака (ст.ст. 84,221, 222, 273).

Анализ норм шариата и действующее УК арабских стран об ответственности за соучастие позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Учитывая распространенность совершения преступлений посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих уголовной ответственности, необходимо дополнить ст.ст. 75, 211, 212 соответственно УК Иордании, Сирии и Ливана следующим образом «…, а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц не подлежит уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и иных обстоятельств, предусмотренных УК». В этом плане, УК Ирака, содержащие подобные нормы мог бы служить примером для УК других арабских стран.

·  Необходимо ввести в УК арабских стран (Иордании, Палестины и Ирака) нормы, которые предусматривали бы особой уголовной ответственности для организаторов преступления, т.к. эта главная фигура при совместном совершении уголовного правонарушения. В этом плане следует приветствовать УК Сирии и Ливана за усиление ответственности организаторов по отношению к другим соучастником.

·  Необходимо усилить наказание за совершенное преступление группой лиц по предварительному сговору и организованной группы, поскольку такие формы соучастия повышает опасность совершенного преступления. Поэтому мы считаем, что эти обстоятельства должны быть признаны в законе обстоятельствами, отягчающими ответственность всех участников преступлении.

§ 5 Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

С понятием преступления непосредственно связанно определение обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния и, следовательно, исключающих уголовную ответственность. Можно сказать, что эти обстоятельства как бы подчеркивают значение признаков преступления. Иначе говоря, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, свидетельствует об отсутствии в деяниях лица объективных и субъективных оснований уголовной ответственности.

В шариате и в уголовном законодательстве Иордании рассматриваются следующие виды обстоятельств, исключающих уголовную ответственность: принуждение, необходимость, невменяемость, алкогольное и наркотическое опьянение, не достижение возраста уголовной ответственности, осуществление своего права в пределах, предоставляемых законом, исполнение закона и выполнение приказа, применение телесных наказаний родителями в отношении детей, выполнение профессиональных функций. Примерно так же обстоятельства кроме двух последних, предусматриваются и в УК Палестины.

К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность по мусульманскому уголовному праву, относится, прежде всего, принуждение.

Согласно нормам шариата, не привлекается к уголовной ответственности (не подлежит наказанию) каждый, кто вынужден был совершить преступления под угрозой смерти или любого серьезного телесного повреждения в случае отказа от его совершения. Это правило не распространяется на убийство.

Данное обстоятельство связано с характеристикой преступления, как сознательного волевого акта. Угроза лишения жизни или серьезного телесного повреждения исключает свободу волеизъявления и, следовательно, уголовную ответственность. Однако уголовная ответственность не исключается, если под воздействием такого принуждения совершается убийство. Видимо, в основе этого положения лежит правило, согласно которому нельзя спасать свою жизнь за счет жизни другого.

Мусульманское право подробно характеризует принуждение как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность. Так, известный исламский юрист Абдель Кадер Оде усматривает три непременных условий для исключения уголовной ответственности при физическом насилии:

·  лицо совершает преступление, чтобы спасти себя от смерти или увечья;

·  оно иначе не могло избежать осуществления угрозы;

·  угрожавший находился рядом и имел реальную и полную возможность привести угрозу в исполнение

Серьезное внимание следует уделять случаям принуждения несовершеннолетних, которые в силу возрастных особенностей, способности понимать и оценивать события могут оказаться менее выносливыми и стойкими по сравнению с взрослыми, чаще, чем последние, могут посчитать, что данному принуждению невозможно противостоять.

Необходимая оборона - правомерная защита против посягательств на интересы государства, общества, личности и права обороняющегося и других лиц, совершаемая путем причинения какого-либо вреда нападающему. Институт необходимой обороны выполняет двойную задачу: служит предотвращению нанесения вреда интересам граждан и государства и одновременно дает право самим гражданам осуществлять борьбу с преступными проявлениями.

Согласно норме шариата, не может быть привлечено к наказанию лицо, совершившее преступное деяние, если оно было вызвано необходимостью защитить себя или свое имущество или защитить других и их имущество от опасности, не вызванной умышленно им самим. Необходимость не распространяется на тех, кто обязан по закону подвергать себя опасности.

Может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее деяние (действие или бездействие), квалифицируемое как правонарушение, если оно доказало, что совершило такое деяние для предотвращения результата, который повлек бы причинение вреда или более тяжкого вреда для этого лица, его чести или имуществу, либо для других лиц, их чести и имуществу, находящихся под его контролем или в его ведении при условии, что оно совершило такое деяние в пределах необходимого и разумного для достижения указанной цели и, чтобы вред, причиненный его деянием, был соразмерным с вредом, который оно предотвратило.

Информация о работе Разработка отдельных юридических особенностей мусульманского уголовного права