Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:20, реферат
Проблема социальной стратификации постоянно находится в поле зрения отечественных ученых, и изучение социальной структуры долгое время превышало интерес и внимание к другим темам. Формирующаяся система неравенства становится не только источником социальной динамики, но и механизмом социокультурной консервации отношений нового типа, что позволяет рассматривать ее в концепции «игры»: складывающихся общественных наценок и норм поведения.
ВВЕДЕНИЕ
1. Социальная структура и стратификация.
1.1 Социальный статус и социальная роль.
1.2 Классы в российском обществе.
2. Социальное неравенство
2.1 Неравенство как источник расслоения.
2.2 Неравенство и бедность
3. Методология анализа социального неравенства.
3.1 Метод анализа документов
3.2 План анализа.
3.3 Выводы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Верхний – высший класс («аристократы по крови»),
Нижний – высший класс («новые богатые»),
Верхний – средний класс (мелкая буржуазия и высокооплачиваемые профессионалы),
Средний – средний класс (люди интеллигентных профессий),
Нижний – средний класс (низшие служащие),
Верхний – низший класс (средне- и малоквалифицированные рабочие),
Нижний – низший класс («социальное дно»).
Сегодня социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в другой шесть, в третьей пять и т.д. социальных страт, однако существует два принципиальных положения: основных классов, как бы их не называли, только три: богатые, зажиточные и бедные; не основные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
Благодаря четырем шкалам стратификации (доход, образование, власть, престиж) социолог способен создавать такие аналитические модели и инструменты, при помощи которых можно объяснить не только индивидуальный статусный портрет, но и коллективный, т.е. динамику и структуру общества в целом. Для этого используется два понятия: стратификационный профиль и профиль стратификации.
Стратификационный профиль – это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации. Благодаря ему удается глубоко рассмотреть проблему статусной несовместимости. От стратификационного профиля необходимо отличать другое понятие – профиль стратификации - профиль экономического неравенства, графическое выражение процентных долей высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны.
По данным исследования Н.Е.Тихоновой, проведенным по общероссийской выборке в конце 90-х годов, профиль стратификации напоминал грушу или купол[4]. После августовского кризиса 1998 года, во-первых, резко снизились доходы всех слоев населения. В результате в 2 раза возросло число тех, кто, по их оценке, оказался за чертой бедности, и в 1,5 раза сократилась численность россиян, считавших себя среднеобеспеченными. Во-вторых, пострадала в большей степени та часть среднего класса, которая работала в негосударственном секторе экономики, а если говорить о социально-профессиональных группах, то это в первую очередь работники торговли и службы быта и гуманитарная интеллигенция, среди которой широко была распространена вторичная занятость (совместительство, репетиторство и т.п.).
Социальные различия между классами и слоями в советской России были существенно меньше, чем сейчас, однако это не значит, что советское общество являлось «социально однородным». Уменьшение экономических различий между слоями свидетельствовала о том, что социалистические страны были значительно ближе идеалу эгалитарного распределения, чем капиталистические, а социальное неравенство не воспринималось так остро[5]. В 90-е годы, в связи с переходом общества от социализма к капитализму, коренным образом изменились принципы социальной стратификации общества. Оно стало структурироваться по новым для России основаниям. На смену государственной экономике пришла многосекторная, а вместе с ней изменились контуры социальной структуры общества, соотношение социальных слоев и групп, их ролевые функции.
Стратификация постсоветского общества характеризуется учеными двумя терминами – социальная поляризация и «бразилификация». Первый – означает растущую пропасть между богатыми и бедными, второй обозначает особый тип поляризации, которая сопровождается вымыванием среднего класса при росте нищеты, безработицы, падении уровня жизни, расцвете теневой экономики. При этом наблюдается также экономический откат, неравномерное развитие различных сфер жизнедеятельности общества, преобладание дезинтеграционных процессов. Государство ничем не мешает богатым обогащаться, а бедным беднеть. Борьба с коррупцией и преступностью ведется неэффективно, точно также неэффективны его программы борьбы с бедностью и социальной помощи населению, которое все больше политически отчуждается от органов власти.
Российскому обществу, как и любой другой стране, присуще социальное неравенство. Множественность форм собственности порождает различные формы социальной дифференциации. Речь идет о становлении новых экономических классов: собственников и наемных работников со сложным комплексом специфических интересов и потребностей, качеством жизни, присущих именно данным общностям. Социологические данные последних лет позволяют заключить, что в российском обществе формируется новая модель стратификации, которая фиксируется не только по объективным, но и по субъективным критериям. Социальная поляризация раскалывает не только общество, но и сознание людей.
Основой экономической стратификации, в каком бы значении ни употреблялось данное понятие, выступает дифференциация доходов – разделение людей по величине доходов, которая измеряется в децильных коэффициентах. Социологи утверждают, что при росте децильного коэффициента дифференциации до восьмикратного уровня возникает опасность социальной деградации общества[6].
Рассмотрим основные понятия классов российского общества.
Понятие «правящий класс», которым пользовались и пользуются сегодня многие социологи, соединяет две несоединимые вещи: слово «правящий» относится к политической стратификации, а слово «класс» - к экономической.
Политический класс – это, по существу, часть правящего класса, отвечающая за текущее управление страной.
Элита общества – узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, обитает на вершине социальной пирамиды.
К олигархам в России относят тех, кто финансировал ключевые институты власти, прикармливал сотни чиновников, оплачивал голоса депутатов при прохождении важных законов, кто ставил своих министров; кто, владея средствами массовой информации, формировал общественное сознание.
Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Безнес-слой распадается на ряд групп:
собственно предприниматели (11%),
самозанятые (11%),
бизнесмены-менеджеры (7%),
менеджеры-совладельцы (7%),
«классические менеджеры» (18%),
полупредприниматели (46%).
Предприниматели – это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.
Менеджер – это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил.
К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров).
В группу новых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям.
Социологи под «маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.
Социальное «дно» включает: нищих, просящих подаяния, бомжей, лишившихся жилья, беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома, алкоголиков, наркоманов и проституток (включая детей), ведущих антисоциальный образ жизни.
Основы социальной жизни – в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга. И чем больше социальная дистанция между представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации.
Поскольку понятие стратификации охватывает и эволюционные (слоевые), и революционные (расслаивающие) социальные изменения, необходимо обращать внимание на особенности развития неравенства по самым разным основаниям, во всех сегментах общества.
Рассматривая личность как порождение социума (как объект, продукт, результат культурного производства в широком смысле), можно интерпретировать неравенство как неравноценность условий развития, несправедливость, ущемление естественных человеческих прав, обман, наказание, отчуждение, создание искусственных социальных барьеров, монополизацию условий и правил (протекционистских и демпинговых) социального воспроизводства.
Рассматривая личность как активного творца социума (субъекта, производителя, источник постоянных изменений общества), можно представить неравенство как социальное благо, способ выравнивания стартовых позиций вследствие конкуренции, как механизм закрепления вновь завоеванного социального положения и сопровождающих его привилегий, систему стимулирования (вознаграждения и наказания), условие приоритета «пассионарности», поддержания потенциала выживания, социальной активности, творчества, инновации.
Имея разные точки отсчета, мы получаем по одному и тому же критерию (справедливости) альтернативные выводы: во-первых, неравенство несправедливо, так как все люди имеют равные права; во-вторых, неравенство справедливо, так как позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей.
Неравенство и бедность – понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д.).
Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Бедность – это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как особой субкультуре.
Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране. П.Сорокин сравнивал таким образом различные страны и различные исторические эпохи. Это явление называется масштабом неравенства. Например, в средневековой Германии соотношение высшего и низшего доходов составляло 10000:1, а в средневековой Англии – 600:1. Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 5–7%. Чем беднее индивид, тем больше средств он тратит на питание, и наоборот.
Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами, самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.
Последние могут распределяться по-разному. В США наименьшие доходы получает, как и наибольшие, меньшинство населения, а средние – большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние доходы – относительно большая группа, а наивысшие – меньшинство населения. Соответственно, пирамиду доходов, их распределение между группами населения, иными словами неравенство, в первом случае можно изобразить в виде ромба, а во втором – в виде конуса. В итоге мы получим профиль стратификации.
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости оттого, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населения. В 1992 г. в США к бедным относили 14% населения, а в России – 80%.
Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».
Порог бедности – это сумма денег (обычно выражается, например, в долларах или рублях), официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье, Его также называют «уровнем бедности». В России он получил дополнительное название – прожиточный минимум.
В социологии различают абсолютную и относительную бедность.
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. Как правило, относительная бедность составляет менее половины среднего дохода семьи в данной стране.