Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа
Известно, что гендерные роли (набор ожидаемых образцов поведения для мужчины и женщины) распределяются в разных обществах не одинаково, а в зависимости от их экономического и общественного устройства. На то, что мужские и женские роли существенно варьировались от одного сообщества к другому, указывала в своей работе «Пол и темперамент» антрополог Маргарет Мид
Оглавление:
Стр.
Глава 1. Введение_____________________________________________2 - 6
Глава 2. Социальный статус женщины в обществе______________ 7 - 10
2.1. Понятие «социальный статус»__________________________ 7 - 8
2.2. Понятие «социальная роль»____________________________ 8 - 10
Глава 3. Многофункциональная роль женщины в современной семье____________________ ___________________________________11 - 22
3.1. Типы женщин по составу жизненных целей_____________13 - 14
3.2. Социальная роль женщины - мать и ее функции в семье_ 14 - 17
3.3. Социальная роль женщины - хозяйка и ее функции в семье____
_________________________________17 - 20
3.4. Социальная роль женщины – жена и ее функции в семье_______ _____________________________________________________________20 - 22
Глава 4. Социальная роль женщины и ее трудовая занятость в сфере___ экономики__________________________________________________ 23 - 29
4.1. Социальная роль «женщина работающая»_____________23 - 27
4.2. Социальная роль «безработная женщина»____________ 27 - 29
Глава 5. Социальная роль женщины в науке и культуре_________ 30 - 38
5.1. Социальная роль женщины в науке___________________30 - 33
5.2. Социальная роль женщины в культуре________________33 - 38
Глава 6. Заключение_________________________________________ 39 - 42
Глава 7. Литература______________________________________
Большинство историков женщин уже в середине 70-х годов переключились от истории женщин к истории полов. Американские женщины – историки Герда Лернер, Джоан Келли первыми выступили за замену понятий «история женщин» понятием «история полов».
История женщин считалась теперь лишь переходным феноменом, который был необходим для процесса осознания и доведения до широкого сознания и в конечном итоге, должен был быть заменен историей отношений полов. Речь шла не только о том, чтобы постепенно, посредством все возрастающего количества исследований, теперь обращавших внимание на женщин, устранить «половинчатость науки о полах», но и о постоянном учете мужского фактора, даже если исследования все еще часто обращались главным образом на женщинах. Для этого нужно было разрушить прочную основу якобы «всеобщей» истории, в которой женщины до сих пор брали на себя роль особого случая, и, принимая во внимание разнообразие полов, создать новый. [5].
Поскольку предмет нашего исследования - женщина - является одновременно и субъектом и объектом процессов самоконструирования культуры, нам необходимо четко развести обе эти функции и ипостаси восприятия женщины как участника культурной жизни общества.
Как уже отмечалось выше, женщины в силу своих генетических особенностей уступают мужчинам как авторы каких-либо новаций, но при этом превосходят их в качестве исполнителей каких-то уже освоенных функций. Например, в искусстве женщины редко владеют мастерством архитектора, художника, композитора, режиссера, писателя на уровне мужчин (пожалуй, за исключением поэзии), но зато в исполнительстве (театральном, музыкальном, хореографическом, кино и т.п.) держат с ними полный паритет. То же можно сказать и о медицине, образовании, науке, политике и иных отраслях деятельности. Разумеется, проводя подобные сравнения, необходимо учитывать, что до XX века женщины в массе своей не имели доступа к высококачественному специализирующему образованию и, как правило, не могли овладеть соответствующими специальностями. Тем не менее, опыт XX столетия (и особенно его второй половины), когда все социальные ограничения перед женской профессионализацией в развитых странах были отменены, показал, что отмеченная выше особенность женской креативности имеет природную основу, лишь усиленную социальными ограничениями.
У нас есть все основания говорить о том, что женщины, всегда игравшие заметную роль в художественной культуре (танцовщицы, певицы, писательницы и пр.), сегодня занимают равные с мужчинами позиции как деятели (субъекты) гуманитарной культуры и постепенно выходят на равные позиции и в других областях социокультурной жизни развитых обществ. [6].
Скажем, в христианской Европе преобладало участие женщин в сценическом исполнительстве (цирковом, музыкальном, хореографическом, позднее – и в драматическом), приветствовалось литературное и декоративно-прикладное творчество, но исключалось творчество богословское, живописное и архитектурное. Напротив, на Востоке (в Китае и Японии) всячески поощрялось литературное и живописное творчество женщин; танец и пение были уделом проституток (или более «закамуфлированных» профессий по обслуживанию мужчин: гейши и т.п.), до сцены женщины вообще не допускались, и в спектаклях женские роли исполняли мужчины-гомосексуалисты. В странах ислама женщины были только наложницами-танцовщицами. [15].
Тем не менее, в аристократических кругах, по крайней мере Европы, занятия искусством и рукоделием на протяжении многих веков считались единственным достойным делом для высокопоставленных дам (хотя, как правило, наибольшие таланты в искусстве проявляли отнюдь не аристократки; в конечном счете, искусство было ремеслом и требовало высококачественной подготовки с раннего детства, что аристократкам обычно не свойственно). Конечно, аристократки были более образованны, и их стихи, романы или мемуары составляют чрезвычайно ценную часть мирового художественного наследия, если не по своим эстетическим качествам, то как культурные памятники собственно женского сознания и мироощущения той или иной эпохи. Таким образом, ко времени массового привлечения женщин к профессиональной деятельности (во второй половине XIX века) именно искусство оказалось той сферой, в которой они продемонстрировали себя наиболее продвинуто. [8].
В российском обществе «женская литература» играет существенную роль отнюдь не как феномен, «созданный женщинами для женщин». Вместе с тем, оставляя в стороне прочие хорошо известные функции массовой литературы, отмечают ту роль, которую она играет в сознании женщиной своего нового положения в быстро меняющемся, не стабилизированном мире, в котором утрачены четкие границы не только в области социальных и культурных норм, но и в области полоролевого взаимодействия, в области формирования гендерных стереотипов. [2].
Из всех авторов женских детективов наиболее яркое развитие «граничности» женщины в современной российской ситуации выражены в произведениях Александры Марининой, занимающей первое место по издаваемости на книжном рынке России.
Термин «граничность» показывает кризис «гендерного отождествления», который наблюдается в российском обществе последнего времени.
Образы «женственности» и «мужественности», созданные в предшествующие периоды, вступают в резкое противоречие с новыми гендерными ролями и статусами, формирование которых наблюдается в современной российской культуре. Естественно, что кризис соответствия сильнее всего сказывается на женщине – наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов. Уже в который раз общество решает вопрос о том, что значит быть женщиной (мужчиной) в социокультурном понимании.
Александра Маринина не только отражает в своих произведениях ситуацию кризиса соответствия , но и сама является ее иллюстрацией. Помимо известных биографических данных, занимаясь «традиционно мужским» делом – написанием детективов, - Маринина воспроизводит в своем творчестве «женские нормы письма», что, конечно же, влияет на систему художественных образов, на выбор главных героев и приписывание им определенных качеств и мотивов деятельности, поведенческих и психологических стереотипов. Вместе с тем, А. Маринина в своих детективах создает (и в равной степени отражает) новые модели «женственности» и «мужественности». Создает уровни самооценки самой женщины, уровни ее социокультурных притязаний, средства и способы ее вписывания в статус иерархии современного общества. [3].
Подводя краткое резюме под темой женщины как субъекта культуры, мы можем констатировать, что по большинству своих функциональных возможностей и способностей женщина как субъект культуротворческой деятельности практически не отличается от мужчины. Одновременно можно выделить и ряд частных особенностей женщины:
а) креативные способности женщины чаще проявляются не в авторском новационном поиске, а в исполнительско-
б) как исполнитель уже освоенных функций женщина, как правило, превосходит мужчину в качестве их выполнения;
в) направляемая своими биологическими свойствами продолжательницы рода, женщина отличается более развитым инстинктом самосохранения, стремлением избегать неоправданного риска, повышенной готовностью прийти на помощь человеку, терпящему бедствие;
г) способности женщины на протяжении многих веков искусственно канализировались в русло приватной жизни и домашнего хозяйства, женщины не допускались до высоко специализированного образования, в результате чего подлинный объем женской креативности стал вырисовываться в своих реальных возможностях лишь на протяжении последних полутора веков (а особенно во второй половине XX века), и до сих пор остается изученным только фрагментарно.[6].
Отделения и разграничения, теории и исследования, что только не пришлось претерпеть женщине в свое время, но женщина нашела в себе силы преодолеть все мужские теории, при этом остаться для них загадкой и внести ясность в свое существование, приспособиться к всевозможным изменениям во всем мире и при этом показать себя значимой фигурой в нашем существовании.
Глава 6. Заключение.
Изучив литературу по вопросам социальных статусов и социальных ролей женщин, мы можем сделать следующие выводы.
В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая её занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.
Кроме того, многие женщины, получившие специальное образование и имеющие специальность, вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и от активной общественной жизни. Следовательно, затраты государства на образование остаются не восполненными, а женщины ущемляют себя в возможностях исполнить другие социальные роль, в соответствии со своими способностями и интересами.
Нельзя отрицать и положительную сторону ведения домашнего хозяйства в семье: все это имеет определенную моральную ценность, но, как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннего призвания и желания и с большой охотой участвуют в производственной и общественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены.
Ограниченность мелкого домашнего хозяйства приводит не только к экономическим потерям, но и к отрицательным психологическим последствиям — излишней раздражительности, чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшению настроения, физической подавленности и др. Такое психологическое воздействие домашнего труда на женщину подчас определяет поведение человека и оказывает влияние на его отношение к другим людям, к действительности. Человек становится замкнутым, необщительным, ограничивает свой мир индивидуальными переживаниями, мало интересуется жизнедеятельностью коллектива, других людей.
Домашнее хозяйство в современных условиях будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.
Важным направлением его совершенствования является облегчение труда и сокращение затрат времени женщиной за счет создания внутрисемейной кооперации, основанной на подлинном равноправии при соответствующем распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи, в том числе и детьми, которые должны выполнять посильную работу. Это способствовало бы смягчению возникающих внутрисемейных конфликтов и явилось бы тем шагом, который необходим для укрепления отношений. Внутрисемейная кооперация – это особая форма отношений, обеспечивающая такую организацию труда, при которой совместное участие членов семьи обязательно. Здесь все обязанности распределяются поровну и предполагают сознательный подход к разделению труда с учетом возраста, склонностей и необходимости взаимосвязи всех трудовых процессов.
Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
В связи с этим, вызывает озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Широко распространенные патриархатные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональной организации отдыха семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в сочетании с семейным.
Подводя итог, необходимо сказать, что у каждой женщины должна быть возможность индивидуального выбора самореализации своего «человеческого капитала» (Г.Беккер) и в профессиональной сфере деятельности, и в семейно-бытовой сфере в форме параллельного или последовательного сочетания профессиональной деятельности и материнства.
Учитывая условия рыночных отношений, особое значение приобретает создание системы социального обслуживания, представляющей определенный спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых услуг для женщин, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Кадровое обеспечение деятельности указанных учреждений социального назначения квалифицированными специалистами тесно связано с развитием социального образования, флагманом которого является Российский государственный социальный университет.
Необходимо совершенствовать программу подготовки социальных работников, чтобы с каждым годом расширялась и обогащалась работа по социальной помощи не только инвалидам, престарелым, детям и др., а также работающим женщинам, которые, как известно, несут двойную нагрузку, а также женщинам, которые не в состоянии выполнять свои социальные роли.
Таким образом, осваиваемые женщиной роли в процессе становления ее как специалиста и «хранительницы очага» тесно связаны с имеющимися ценностями, и вновь освоенными. Так, у женщины постепенно выстраиваются две взаимосвязанные иерархии: иерархия ролей и иерархия ценностей. Когда обе иерархии выстроены логически относительно друг друга, ей удается реализовывать себя полностью, не испытывая при этом каких-либо трудностей. Если же происходит рассогласование между ними - у женщины наблюдается ролевой конфликт, который снижает эффективность ее профессиональной деятельности, и негативно отражается на взаимодействии с членами семьи.