Гиперпротекция (потворствующая).
При этом стиле воспитания родители или один из них (чаще мать) уделяют ребенку чрезмерно много внимания, сил и времени; его воспитание становится главным делом жизни. Достаточно часто это сочетается с некритичным удовлетворением любых потребностей ребенка. Одновременно у таких матерей может доминировать неосознанное желание отодвинуть в неопределенное будущее потребность ребенка к самостоятельному поведению в сочетании со стремлением как можно дольше контролировать любой его выбор «во имя избегания неблагоприятных последствий». Со стороны отца чаще отмечается отношение с чертами пассивности со стремлением не вмешиваться. При факте употребления наркотиков детьми в семье с таким стилем отношений со стороны матери, как правило возникают реакции со страхом потери ребенка и чувством вины, вслед за которыми может усилиться готовность идти на поводу ребенка. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда реакции недоумения «почему это случилось с моим ребенком», сменяются попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестные реакции как со стороны ребенка втягивающегося в употребление психоактивных веществ, так и часто со стороны матери. В итоге фиксируются запутанные и непоследовательные отношения. В этом случае ребенку "становится все можно" и он, не задумываясь, пренебрегает любыми запретами. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях.
У детей с чертами стеничности в складе личности такая позиция вызывает гротескно усиленные реакции оппозиции и эмансипации. Ребенок ведет себя своевольно, сам определяет круг своих друзей, время возвращения вечером, характер своего времяпровождения. У менее стеничных детей усиливаются проявления тревожно мнительных и конформных черт.
Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности.
При таком воспитательном подходе количество и качество требований к ребенку (чаще девочке) достаточно велико и, как правило, оправдывается необходимостью "строгого контроля поведения", развития таких значимых черт как "отсутствие распущенности". При этом высокие запросы к ребенку сочетаются с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям. Требования к ребенку не соотносятся с его возможностями, не соответствуют полноценному развитию его личности и часто сопровождаются риском психической травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и зависимостью. Риск наркотизации, как правило, входит в структуру подростковой реакции эмансипации от влияния родителей и пассивного отношения к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.
Гипопротекции со стороны одного из родителей.
При этом стиле отношений, который является типичным как для дисфукциональной (конфликтной), так и распавшейся семьи, родитель - чаще отец не уделяет внимания ребенку. До него "не доходят руки", "не хватает времени". Ребенок остается предоставленным сам себе и своим проблемам. Обычно это сопровождается невниманием или пренебрежением потребностями ребенка. Одновременно, также как и при потворствующей гиперпротекции, может отмечаться недостаточность требований императивного характера. За этим нежеланием или неспособностью устанавливать какие-либо рамки в поведении стоит невнимание к ребенку, желание не нести за него ответственности. В этих случаях ребенок ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. При начале наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается и один из супругов, чаще отец, отвергается и ему приписывается ответственность за наркотизацию ребенка.
Наркотизирующийся подросток и более активно вовлеченная в его проблемы мать могут образовывать своеобразную «пару» против отца, который считается всеми остальными членами большой семьи, включая прародителей, главной причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, не хочет обсуждать проблему, отвергает материнский стиль отношения и пр.). За этой позицией может стоять неспособность устанавливать какие-либо рамки в новых отношениях с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение и употребление наркотиков.
Неустойчивый стиль воспитания.
Этот стиль характеризуется резкой и неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Как правило, неустойчивый стиль воспитания формирует в характере ребенка черты упрямства.
Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение.
Эти особенности отношения к ребенку характеризуются его неприятием. В основе может лежать неосознаваемое отождествление родителями ребенка с отрицательными моментами в собственной жизни. При эмоциональном отвержении и гипоопеке на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств, а также усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности в характере.
Неустойчивый стиль воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков, потому что они не формируют у него способностей к продуктивному выходу из ситуаций, когда его актуальные потребности не удовлетворяются. Еще одной причиной часто становится наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации и отсутствие у подростка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться эмоциональным напряжением.
Негармоничное воспитание может быть обусловлено и внутренними личностными проблемами родителей. Непонимание или недостаточный учет этой стороны семейных отношений часто приводит к прямолинейным попыткам разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. При ответе на эти вопросы необходимо учитывать следующие положения:
- при нарушенных супружеских отношениях между родителями (развод, неудовлетворенность лично-интимными отношениями) мать, реже отец неосознанно желают, чтобы ребенок стал для них чем-то "большим", замещающим их неудовлетворенную потребность в привязанности и любви. Например, мать отказывается от возможности повторного замужества и стремится отдать ребенку все свои чувства. При этом наблюдается неосознанное стремление строить отношения с ребенком через потворствующую или доминирующую гиперпротекцию. Такая установка может проявляться в высказываниях, что "ребенок - смысл всей жизни", в страхе перед его быстрым взрослением и в желании поддерживать и сохранять в характере ребенка черты незрелости, постоянной потребности в помощи;
- мать или отец переносят на ребенка особенности собственного личностного отношения или свои черты, которые внутренне не желают признавать, например, вспыльчивость, упрямство, эгоцентричность, слабоволие. Они упрекают, "борются" с такими проявлениями в его поведении, отрицая их в себе. В основе такого подхода лежит неприятие индивидуального мира ребенка, переходящее в эмоциональное отвержение. Иногда за таким отношением может лежать "приписывание" ребенку черт, которые выражают "мужской" или "женский" характер. В этом случае, например, отец, предпочитая женские свойства, неосознанно не принимает осуждает поведение мальчика в семье (эмоциональное отвержение) и находит достоинства у дочери - его сестры, "благотворит" ее (потворствующая гиперпротекция);
- мать или отец проявляют неразвитость родительских чувств, отсутствие по отношению к ребенку мотивов любви, долга, потребности "реализовать или продолжить себя в ребенке". При неразвитости родительского чувства воспитательное отношение обычно характеризуется чертами эмоционального отвержения ребенка в сочетании с высказываниями, что родительские обязанности ограничивают жизнь, "не дают ее устроить". Одновременно может доминировать стремление оставлять ребенка на попечение бабушки и дедушки, постоянное выражение раздражительности или недовольства поведением ребенка или повышенный уровень требований к нему (я понимания его потребностей и интересов.
Ответы на вопросы о типе семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей, которые определяют особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, "семейную память" и динамику. В связи с этим включение ребенка в наркотизацию несомненно сопровождается реакцией всей семьи на это явление и вызывает в ней кризисное состояние.
4. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РЕБЕНКА ПРИ НЕПРАВИЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Неустойчивый тип отличается наибольшим риском приобщения к алкоголю и наркотикам. У таких подростков страдают волевые качества: они не способны к систематическому труду, поэтому учеба в школе для них в тягость. Им не под силу организовать даже собственный досуг, однако при этом имеется высокая потребность в получении удовольствия, развлечениях, которые не должны требовать интеллектуального напряжения. Больше всего их привлекают уличные компании. Как правило, знакомство с алкоголем и наркотиками происходит в кругу сверстников. Они легко втягиваются в совершение антисоциальных действий под влиянием авторитетного для них окружения.
Гипертимный тип - "неугомонные", с детства стремятся командовать сверстниками, склонны к озорству. Первые трудности в школе возникают вследствие неусидчнвости, недисциплинированности, отвлекаемости, неаккуратности. Они не переносят условий регламентации поведения. Настроение у них чаще всего хорошее. Часто выражена акселерация, к 15-16 годам вполне сложена фигура взрослого. В подростковом возрасте стремятся освободиться от опеки (реакции эмансипации). Попытки их "проработать" на собрании только ухудшают ситуацию. Они не способны к усидчивому, монотонному труду, но хорошо справляются с работой в условиях "аврала", "штурма". Круг интересов может быть широкий, но неустойчивый. Рано пробуждается половое чувство, стремление к интимной жизни. В неформальных группах они "заводилы". Склонны к злоупотреблению алкоголем, хотя предпочитают неглубокие опьянения. У них повышенный интерес ко всему новому - отсюда наркотизация из любопытства. Предпочитают употреблять стимуляторы, часто меняют препараты с целью экспериментирования.
Демонстративный тип отличается повышенной потребностью в признании окружающих. Они капризны, эгоистичны, требовательны в отношении удовлетворения своих притязаний, склонны к преувеличению своих способностей в глазах окружающих. Претендуют на лидерство, но не имеют для этого способностей. Самое большое наказание для такого подростка - лишить его внимания окружающих. Подобно гипертимным подросткам, они склонны к употреблению стимуляторов, а также алкоголя и опиатов. Если не удается привлечь к себе внимание социально одобряемым способом, то они могут сделать это при помощи "страшных" рассказов о себе, при этом лгут вдохновенно, придумывают детали не существовавших событий, чем могут ввести в заблуждение даже опытных людей. В силу этих причин они способны преувеличить свой наркоманический опыт.
Возбудимый (взрывчатый) тип характеризуется сильными влечениями и эмоциями, которые нередко проявляются "эффектом парового котла". Нередко с раннего детства отмечаются черты садизма: мучают животных, с наслаждением издеваются над теми, кто слабее. С самого начала испытывают потребность в выраженном опьянении, которое нередко проявляется не в ощущении удовольствия, а в разрядке отрицательных эмоций с разрушительными действиями. В младшем возрасте склонны к употреблению одурманивающих средств (бензин, клей), в более взрослом - наркотиков. Течение болезни (алкоголизма, наркомании, токсикомании) принимает часто злокачественный характер.
Несколько реже к употреблению алкоголя и наркотиков прибегают подростки, характеризующиеся повышенной тревожностью, замкнутостью, а также склонные к депрессивному настроению. Для них мотивом употребления является свойство психоактивных веществ повысить активность, общительность, улучшить настроение.
5. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИЗНАКИ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ И НАРКОТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
- Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
- У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
- Ваш "семейный" дом постепенно превращается в "штаб-квартиру" - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные "коды".
- Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
- Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
- У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
- Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.