Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа
Тема1: Молодежь как социально-демографическая группа
1.1. Методологические аспекты исследования молодежи.
1.2. Современное состояние и тенденции развития российской молодежи.
1.3. Реализация основных направлений государственной молодежной политики в 2000-2003гг.
Тема 2: Проблемы молодежи в современном российском обществе.
2.1. Положение молодежи в современном российском обществе.
2.2. Анализ молодежных проблем.
2.3. Государственная молодежная политика и пути решения молодежных проблем.
2.4. Тенденции и перспективы развития молодежной политики в РФ.
Тема 3: Образование и молодежная политика.
3. 1. Концепция модернизации российского образования. Воспитательно-образовательные функции ВУЗов.
3.2. Доступность высшего образования и его качество. Общее и профессиональное образование.
3.3. Отношение общества к знанию. Значение получения образования для россиян.
3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи.
Утилитарное отношение к образованию оказывает мощное давление на учебные заведения — от школы до вуза, подталкивая их к «практической» переориентации учебных курсов на основе текущей рыночной полезности.
Что касается юношей, то их стремление к поступлению в вузы и готовность родителей оказать им в этом всемерное содействие связаны также с таким важным фактором, как предоставление студентам отсрочки от призыва в армию. Рост конкурсов в вузы в последние годы был отчасти обусловлен и этим фактором.
Тяга к образованию
Молодое поколение, вступающее сегодня во взрослую жизнь, нацелено на успех, выраженный прежде всего в материальном достатке и высоком уровне потребления. Получение хорошего образования расценивается как всего лишь одно из средств достижения жизненного успеха. Инструментальное отношение к знанию в сочетании с неравенством в сфере образования, охватившим все ее ступени {от начальной школы до вуза и докторантуры), ведет к концентрации в учебных заведениях, дающих лучшие шансы на жизненный успех, молодых людей (прежде всего из состоятельных слоев общества), использующих диплом как трамплин для занятия высоких социальных позиций, в которых полученные ими профессиональные знания уже не требуются. Многие поступают в учебные заведения и учатся в них вовсе не ради знаний.
В вузах происходит передача накопленного в обществе научного знания от поколения к поколению, и от того, насколько эффективно оно передается, зависит состояние интеллектуального потенциала общества. Знания передаются эффективнее всего, если у студентов есть сильные личные мотивы к овладению ими. Насколько эти мотивы у них выражены?
Исследования показывают, что обучение в вузе в значительной степени подчинено у студентов более важной ценности: повышению будущего статуса и перспективе успешной карьеры. Оценивая роль высшего образования, студенты указывают прежде всего на его инструментальную значимость, видя в нем средство, позволяющее получить привлекательную работу и сделать хорошую карьеру; овладение знаниями и высокая профессиональная подготовка уступают в значимости перспективам, открывающимся благодаря диплому, и порой менее значимы, чем отсрочка от призыва в армию. Для тех, кто учится по выбранной специальности, получение знаний в вузе может быть очень важным; для тех, кто учится в вузе в основном ради диплома, ради избежания армейской службы или ради откладывания на будущее нелегкой проблемы трудоустройства, овладение собственно знаниями отходит на второй план. Между тем собираются работать по изучаемой в вузе специальности далеко не все студенты. Опрос московских студентов (2001) показал, что планируют работать по специальности лишь 60%; 10% опрошенных не связывали свою будущую жизнь с изучаемой профессией, а 29% затруднились ответить. Следует иметь в виду, что студенты не всегда адекватно оценивают ситуацию на рынке труда и, получив специальность, часто не находят соответствующей ей работы. В этих условиях становятся типичными случаи, когда студент, эмоционально вложившись в учебу и получив диплом, не находит возможности применить полученные знания, или когда студент, трезво и цинично оценивающий невостребованность знаний как таковых, отказывается тратить силы и время на серьезное и глубокое овладение профессией.
Отношение студентов к учебе — прямое продолжение преимущественно утилитарного отношения к образованию. Исследование студентов четвертых курсов российских вузов (2001) показало широкое распространение стратегии сокращения усилий на учебу и получение диплома, не гарантирующего доступ к социально привилегированным позициям. Лишь 17,3% опрошенных выражали готовность идти на самоограничения ради овладения знаниями; 81,3% не имели желания ради этого в чем-то себя ограничивать. Среднестатистический студент больше включен не в учебу, а в досуг, молодежное потребление, работу. Прямым следствием этого становится снижение качества знаний выпускаемых вузами специалистов.
Сокращение усилий на учебу открывает студенту возможность поискать себе подходящую работу. Практика совмещения учебы с работой получила широкое распространение. Такая ситуация негативно влияет на качество подготовки студентов, но гармонично вписывается в их общую систему ценностных ориентации: учеба лишена смысла, если мешает выгодному трудоустройству и карьере.
Иерархия ценностей студентов тяготеет к следующей формуле: диплом важнее знаний, а выгодная работа важнее диплома. Это никак не способствует нормальному воспроизводству интеллектуального капитала в обществе.
Примечательно, что студентов
научные и преподавательские карьеры
не привлекают. Хотя 27% студентов ориентированы
на обучение в аспирантуре, из них только
22% собираются заниматься наукой (6% от
общего числа студентов) и только 14% —
преподаванием (4% от числа студентов).
Иначе говоря, лишь треть потенциальных
аспирантов нацелена на карьеры, предполагаемые
учебой в аспирантуре. Сферы
науки и образования,
имеющие ключевое значение
для общества б
XXI в., испытывают острый
дефицит высококвалифицированных
кадров.
3.4. Система образования и рынок труда. Политическое участие молодежи
Развитие, основанное на знании, невозможно без того, чтобы система образования готовила достаточное число специалистов высокой квалификации для стратегически важных секторов экономики и чтобы эти специалисты имели возможность реализовать свой профессиональный потенциал на рынке труда. В 1990-е гг. в российском обществе возникли серьезные диспропорции в спросе на разные профессии, и процессы, происходящие в системе образования и на рынке труда, воспроизводят эти диспропорции.
Уменьшение финансовой
Для нынешней ситуации характерно также снижение спроса на молодых специалистов, только что окончивших вуз: предпочтение при приеме на работу отдается претендентам, имеющим профессиональный опыт. В первую очередь это касается названных выше «престижных» специальностей.
Что касается нехватки
Положение осложняется отсталостью рынка труда: молодой специалист может хотеть работать по специальности, но не найти соответствующей работы, тогда как работодатель, располагая вакансией, не может найти специалиста. В условиях ограниченной территориальной мобильности часто случается так, что в одном регионе есть определенного рода вакансии, которые некем заполнить, а в другом — специалисты, лишенные доступа к этим вакансиям.
Такая
организация рынка труда
Эта
ситуация обусловливает почти полную
дезориентацию школьников, которые не
имеют ясного представления о спросе на
рынке профессий, строят планы на основе
смутных представлений о престижности
и, ошибочно выбрав специальность, нередко
разочаровываются, пополняют ряды невостребованных
специалистов и ищут работу опять же не
по полученной специальности.
Приведенные данные являются
также и показателем
Таким образом, констатируемое положение современного российского общества является свидетельством наличия кризиса социализации личности в обществе и в политике, в частности. Можно сказать, что существующая ныне государственная система не в состоянии осуществлять полноценную политическую социализацию своих членов.