Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 09:18, реферат
Способность Уолта Диснея соединять новаторское творчество с успешной деловой стратегией и общественными потребностями позволили ему создать империю развлечений, которая продолжает существовать вот уже несколько десятилетий после его кончины. Дисней (1901—1966) воплощает в себе умение создавать успешно действующую творческую организацию, а также способность превращать плоды воображения в реальные и осязаемые образы. Избранный Диснеем способ выражения идей — мультипликация характеризует основополагающий процесс всякого творческого гения — способность преобразовать нечто, существующее только в воображении, в материальную форму, непосредственно влияющую на человеческий опыт. Именно это замечательно умел делать Уолт Дисней сразу в нескольких областях.
Х: Хм-мм...
Р.Д.: Ну, хорошо. Давайте вновь обратимся к Критику.
(Х переходит в пункт Критика, и у него соответственно изменяются физиологические проявления.)
Ну, каково ваше мнение?
(Х колеблется, затем начинает улыбаться.)
(Взрывы хохота среди присутствующих.)
Похоже, оставаться таким критичным становится все труднее, а?
Давайте-ка на время перейдем на следующий участок. Я хотел бы, чтобы вы, осознанно ни о чем конкретном не думая, перешли в пункт Мечтателя, задержались там ненадолго, затем перешли в пункт Реалиста, а затем уже вернулись на место Критика. Проделайте это трижды, не держа в голове ничего конкретного.
Х: А нужно мне при этом видеть тот образ?
Р.Д.: Можете. Но можете также временно переключиться на что-нибудь другое.
(Х проходит через все пункты в соответствии с указаниями Р.Д.)
(Обращаясь к аудитории.) Вы когда-нибудь видели людей, расхаживающих взад и вперед, когда они пытаются найти решение проблемы? Мы постоянно проделываем это.
(Х обходит все трижды.)
Р.Д. (обращаясь к Х): А теперь перейдите на метапозицию и сосредоточьтесь на какое-то время на картине. Довольно. Произошли ли в ней какие-нибудь изменения, по сравнению с тем, когда вы ее рассматривали в последний раз?
Х: Да. У каждого шага есть дополнительная функция. Возникают и другие возможности. Все стало более связным и усилилось.
(Обращаясь к аудитории.) Другими словами, казалось, что он всего лишь прохаживался взад и вперед, но стратегия продолжала свое действие, поскольку была заякорена на пунктах.
Он начинает собирать разрозненные отрывки в единую картину более осознанно. Состояния заякорены в конкретных точках физического пространства, и им безразлично, о чем вы сознательно мыслите в данный момент. Эти состояния будут воздействовать на происходящее, даже если вы думаете всего лишь о вчерашнем ужине.
Как и раньше, вы продолжаете чередовать эти три перспективы. Вы нацеливаете их на обычное видение. Когда вы — в буквальном, физическом смысле — нацеливаете все функции в одном и том же направлении, то сами можете отойти в сторону. Когда я выхожу из пункта Реалиста, все, что там подлежит критике, — это план, а не я. Там нет никакой личности, а только различные части плана.
Таким образом, вы выстраиваете некую целенаправленную стратегию, которая создает положительно подкрепляющую цепь обратной связи. В ее координировании участвует вся ваша нервная система
Эти психологические состояния в буквальном смысле опрашивают несколько миллиардов клеток головного мозга одновременно. Вы можете представить себе этот процесс в виде огоньков, проходящих сквозь ваше тело, и при этом слышите нисходящий на вас тонким пучком сияющий яркий свет. Вы, можно сказать, наблюдаете нервную систему, ее мерцание при попеременном включении различных своих частей, и начинаете осознавать, что она над чем-то работает. Как сказал Моцарт, “рано или поздно это становится приятным сном в движении и цвете, в котором каким-то чудесным образом возникает нечто определенное”.
(Обращаясь к Х.) Пусть рядом с вами окажется Дисней!
(Обращаясь к аудитории.) Обратите внимание, как важно досконально проработать первые два цикла обратной связи между пунктами. Если в пункте Мечтателя у меня будут физиологические проявления Критика, это исказит данное пространство. Так бывает в 90% случаев, когда люди берутся за решение проблемы. Они начинают именно с того, что искажают проблемное пространство, — неважно, один это человек или целая группа.
Если вы сумеете организовать его в последовательность, а затем разбить на отдельные части, то получите бесперебойно работающую систему. Поэтому первые два цикла обратной связи имеют огромное значение. Затем весьма желательно, чтобы физиология приобрела некую интегрированность, поскольку в результате вы можете обнаружить, что все эти три функции образуют единую, более масштабную макростратегию, в которой все происходит одновременно (вспомните шарж на Диснея). Поэтому-то и важно, чтобы введение стратегий в действие происходило гладко.
Меня всегда удивляет, что ни дома, ни на работе люди не бывают расположены к творчеству. Иногда, когда мне приходится работать над проблемой и действительно хочется пофантазировать на эту тему, я вдруг обнаруживаю, что мой Мечтатель живет в соседнем лесу. Поэтому я отправляюсь в этот лес, наполненный феями и гномами. В то же время мой кабинет — это вотчина Реалиста. Я прихожу туда и работаю на компьютере, ни на что не отвлекаясь. После этого я покидаю кабинет и отправляюсь на кухню или в гостиную. Там я уже начинаю рассматривать свою идею с позиций Критика. Действительно ли это получится?
Как правило, чем дальше вы можете отодвинуться в пространстве, когда только приступаете к решению проблемы и устанавливаете цепь обратной связи, тем от большего количества неприятностей и недоразумений вы ограждаете себя в будущем.
Есть ли ко мне какие-нибудь вопросы?
Вопрос 1: Насколько важно, чтобы все начиналось с визуальных образов у Мечтателя и с аудиальных у Критика?
Р.Д.: Все зависит от ваших предпочтений: насколько вводимая вами в действие стратегия должна быть вашей собственной, а насколько — диснеевской.
Я полагаю, всегда лучше иметь хоть какой-то выбор, чем вовсе никакого. Если вы начинаете с аудиальных образов, возможно, вам захочется воспользоваться еще и зрением, чтобы просто увидеть, выиграет ли от этого процесс. Я, по крайней мере, не стал бы отказываться от выбора.
Вопрос 2: Применимо ли это к тому, чего мы хотим достичь в будущем?
Р.Д.: Да. В данном случае вовсе не обязательно, чтобы это была проблема, которой вы занимаетесь. Я предлагаю всем начать с некоего имеющегося у вас образа. Если цепь работает, возможно, у вас появится повод для удивления.
После того, как упражнение завершено.
Вопрос 1: Это производит впечатление. А можете вы проделать то же самое с несколькими людьми одновременно?
Р.Д.: Я использую этот процесс в своей компьютерной компании. Для этого у нас есть несколько разных комнат, куда мы отправляемся, чтобы думать с различных позиций: одна для “мозговых атак”, другая — для планирования и еще одна — чтобы подводить итоги. Когда мы проводим мозговую атаку, то, как правило, садимся в круг. Когда начинаем планировать, мы сидим в ряд и смотрим на план, вывешенный на доске. А когда оцениваем, то садимся вокруг стола с планом посередине и спрашиваем: “Действительно ли это должно получиться?” Поэтому вы тоже можете создать обстановку, обеспечивающую коллективную работу с цепью обратной связи.
Вопрос 2: В таком случае, когда принимается решение?
Р.Д.: При критической оценке.
Вопрос 3: Можем ли мы принять во внимание, что на момент оценки только один человек отвечает за принятие решения?
Р.Д.: В некоторых компаниях с иерархической структурой — да. Но то, что называется “партнерским” менеджментом, основано на групповом одобрении, а не на иерархии. Все зависит от того, какой процедурой свидетельства вы пользуетесь.
Вопрос 4: Я просто удивлен, насколько это изменило мое отношение ко времени. У меня есть проект, который даст результат через три года и к которому я собираюсь приступить завтра вечером, а теперь ничего ждать не нужно, потому что сейчас я представил себе, что всегда могу что-нибудь придумать, а затем реализовать то, что придумал.
Р.Д.: Некоторые люди начинают мечтать о том, что представляется им совсем далеким будущим, может быть, вопросом нескольких лет. Но после того, как они начинают применять стратегию Диснея, будущее оказывается совсем рядом.
Вопрос 5: В состоянии Критика я довольно часто начинал все отрицать и впадал в меланхолию. Но теперь, когда я знаю, что могу вернуться в состояние Мечтателя, я себя ощущаю гораздо лучше.
Р.Д.: Вся динамика цепи претерпевает определенный сдвиг, если Критик знает, что я могу обратиться к нему за советом и что он может искать поддержки у других частей. А это как раз и позволяет не чувствовать себя таким потерянным и одиноким.
Иногда происходит даже что-то наподобие чуда, и мы получаем по-настоящему конструктивную критику. Критик начинает давать позитивную обратную связь, в противоположность прежней негативной. И когда ваш суровейший Критик говорит: “Давай, действуй!” — вы знаете, что вас уже ничто не может заставить остановиться.
Вопрос 6: Я заметил, что именно со стороны Критика приходило ощущение уверенности.
Вопрос 7: После того, как мы побывали во всех трех разделах, у нас возникло ощущение, что здесь не достает еще одного — четвертого, — который заключал бы в себе “волю”, и по характеру предмета требует помещения перед разделом Мечтателя.
Р.Д.: На определенном этапе вам захочется взять и соединить свою мечту со своим предназначением. Я думаю, это именно то, что вы назвали “волей”. Так, однажды я соединил видение, мечту с предназначением, после чего это стало моей обязанностью. Это очень красивый следующий шаг.
Что касается проблем, с которыми может быть связан этот процесс, я хочу сказать только одно. При использовании любой стратегии мы должны полностью давать себе отчет в том, что прочность всей цепи определяется прочностью самого слабого ее звена. Другими словами, если какая-то часть стратегии слаба, она может полностью разбалансировать все. Иногда человек говорит: “Я не умею визуализировать, я не могу сделать того, что требуется от Мечтателя”. Совершенно очевидно, что способность к творчеству будет определяться вашей способностью совершенствовать и употреблять свои пять чувств. Некоторые люди лучше всего чувствуют себя в роли Критика и 90% своей жизни проводят именно в этой роли. Именно здесь умение быть гибким по отношению к микростратегиям и играет решающую роль.
Разграничение различных процессов в каждом пункте помогает организовывать и координировать их, а также избегать наложений или взаимного “загрязнения” различных состояний.
Превращение
критических заявлений в
Если творческий цикл надежно введен в действие, его можно обогатить процессами, стимулирующими латеральное мышление и бессознательное дозревание плана.
Процесс
группового обучения:
“раскадровка”.
Множественность перспектив замысла
и проблемного пространства
Творческий цикл группы или коллектива часто влечет за собой перемещения от крупных разбивок (масштабной картины или “видения”) к мелким (выработка микроцелей для достижения более масштабной цели). Ключевой момент в управлении групповым творческим процессом заключается в способности разбивать привычные роли членов группы или команды на отдельные познавательные интерактивные процессы, создавая взаимодействие, необходимое для осуществления замысла. Например, цели, стимулирующие творчество, ставятся, как правило, в расчете на нечто в будущем. В фазе Мечтателя они более долгосрочные. В фазе Реалиста — более краткосрочные.
Вовлекая и поощряя к творчеству других, важно уметь выявлять и приспосабливать к ситуации как физическое, так и психологические ограничения. Управление творческим циклом целой группы требует также введения определенных физических и психологических ограничений, которые направляют групповой процесс в той фазе творческого цикла, в которой она находится.
Различные этапы творческого процесса подразумевают также ограничивающие факторы, относящиеся к разным типам свидетельств. Одним из свидетельств процесса воображения может быть количество выработанных идей. Но для критика большое количество идей может рассматриваться как проблема.
Элементы метапрограммы в естественных группах часто бывают взаимозависимыми (например, сокращение временных рамок проекта способствует тому, что его участники больше сосредоточиваются на задании, а не взаимоотношениях). Как мы уже отмечали, существуют группы элементов метапрограммы, которые ассоциируются с Мечтателем, Критиком и Реалистом. Осведомленность об этих группах позволяет узнавать их в других, либо специально вызывать у людей их проявления.
Для
эффективного группового творчества необходимо
сочетать следующее:
1. Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реа-