Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа
В процессе своей жизни мы почти постоянно настолько легко и естественно осознаем окружающий мир, что склонны принимать возникающие при этом ощущение и восприятие как нечто само собой разумеющееся. Действительно, мы живем в мире предметов и событий и ощущаем их присутствие без заметного напряжения со своей стороны. Поэтому, как правило, люди, не имеющие специальных знаний, полагают, что восприятие предметов и событий окружающего мира не создает существенных трудностей для исследований психолога.
Восприятия, как и ощущения, можно классифицировать по самым различным основаниям.
В зависимости от особенностей объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (этот вид восприятия имеет специальное название «социальная перцепция»).
По преобладающей роли той или иной модальности в восприятии выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. Выделяется восприятие времени, восприятие движения и восприятие пространства, которые считаются особо сложными формами восприятия.
В результате сочетания и взаимодействия
различных ощущений (зрительных, слуховых,
тактильных, двигательных, вестибулярных)
мы способны воспринимать особые формы
существования материи- время, движение
и пространство.
Восприятие времени. Все жизненные явления протекают во времени, биохимические и физиологические процессы в организме определяются различными биологическими ритмами. Восприятие времени является чрезвычайно сложным и постоянно действующим видом восприятия, т.к. время выступает в качестве одного из измерений всякого психического образа. Особая сложность заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула (такого, как свет для зрительного восприятия, звук — для слухового). Любой живой организм — это своеобразные «биологические часы», т.к. любая жизнедеятельность имеет циклический характер.
Представление о длительности времени и времени как таковом (прошлое, настоящее, будущее) в той или иной степени присутствуют каждой человеческой деятельности.
Способность к оцениванию времени очень индивидуальна. Восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы». Наша способность судить о длительности времени образует ось времени, на которой мы размещаем события. Настоящий момент отмечает особую точку на этой оси. События прошлого размещаются до этой точки, а события будущего — после. Отражением сложных форм временных отношений являются восприятия темпа и ритма. Восприятие темпа — это скорость, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы, протекающего во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие ритма — это восприятие равномерного чередования стимулов. Субъектная оценка времени зависит и от психофизиологических причин. Так, например, фармакологические вещества с возбуждающим эффектом вызывают переоценку времени, а с тормозящим эффектом — ведут к недооценке времени.
Экспериментальные
исследования показали, что на оценку
времени оказывает влияние
Оценка времени также зависит от системы мотивов человека, его эмоций, структуры личности, возраста и проч. Так, дети и тревожные люди плохо переносят ограничения во времени в отличие от умудренных жизнью людей.
Восприятие движения — это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени, при этом воспринимается направление и скорость движения. При восприятии движения можно выделить восприятие формы движений (прямолинейная, круговая, дугообразная и т.д.), амплитуду (малая, средняя, большая), направление (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево), продолжительность (кратковременное, длинное), скорость и ускорение (быстрое, медленное, плавное, прерывистое и т.д.), характер движения (поворот, сгибание, разгибание и т.д.).
Восприятие движений возможно только при взаимодействии комплекса анализаторов — зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного и т.д.
Однако
не всякое реальное физическое движение
воспринимается, наоборот, человек
видит движение там, где его нет в реальности.
Примером является так называемое стробоскопическое
движение, на принципе которого основано
впечатление движения в кино, когда при
быстрой смене неподвижных картин, отражающих
фазы движений объекта, возникает иллюзия
движения объекта.
Восприятие пространства существует и функционирует у человека практически всегда, так как сами образы восприятия ориентированы в пространстве. Восприятие пространства включает в себя в качестве точки отсчета оценку положения собственного тела, т.е. «схему тела». Зрительное восприятие пространственных свойств предметов включает такие пространственные характеристики, как направление, удаленность, величина, глубина, форма и объем. При удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями, человек определяет положение предмета в пространстве. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зри тельное восприятие двумя глазами). Наиболее устойчивым и информативным признаком всего предметного мира является форма предмета. Восприятие формы требует выделение предмета из фона, для этого необходимо выделение контура (границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре).
В
целостном восприятии пространства
помимо зрительной участвуют также
слуховая, вестибулярная, обонятельная
и другие сенсорные системы.(2)
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек — материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве).
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.
Особую роль в пространственной ориентировке
выполняет двигательный анализатор, с
помощью которого устанавливается взаимодействие
между различными анализаторами. К специальным
механизмам пространственной ориентировки
следует отнести нервные связи между обоими
полушариями в анализаторной деятельности:
бинокулярное зрение, бинауральный слух,
бимануальное осязание, дириническое
обоняние и т. д. Важную роль в отражении
пространственных свойств предметов играет
функциональная симметрия, которая характерна
для всех парных анализаторов. Функциональная
асимметрия состоит в том, что одна из
сторон анализатора является в определенном
отношении ведущей, доминирующей. Было
показано, что отношения между сторонами
анализатора в смысле их доминирования
динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий
по остроте зрения, может быть не ведущим
по величине поля зрения и т. д. (3)
Ребенок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представлений о предметах и их свойствах происходит раньше, чем образование представлений о пространстве, и служит их основой.
Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, «точкой отсчета», по отношению к которой ребенок только и может определять направления. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия: «Этой рукой я кушаю, рисую, здороваюсь. Значит, она правая». Определить положение других частей тела в качестве «правых» или «левых» удается ребенку только по отношению к положению правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник вначале отыскивает правую руку (сжимает ее, отводит в сторону и т. п.) и только после этого указывает на глаз. «Правое» и «левое» кажутся ребенку чем-то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для другого может находиться слева.
Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими и т. д.).
Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.
Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать каждый вид отношений. При этом в каждом из отношений («над — под», «за — перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед»), а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, осваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что если смотреть с другой стороны, то отношения изменяются: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т. п.
В одном исследовании детям-дошкольникам давали макет групповой комнаты и предлагали расставить мебель так, как она обычно стоит в группе. Вначале была снята та стена макета, где находилась входная дверь. Таким образом, ребенок видел комнату так, как он воспринимал ее ежедневно. Затем задание предлагали вторично, но снимали стену макета, в которой находились окна. Теперь ребенок должен был воспринимать комнату с необычной для него стороны.
Выполнение первого задания не вызывало затруднений даже у четырехлетних детей. Но во втором варианте задание было для них, как правило, непосильным. Оказалось, что только некоторая часть детей среднего и около трети старшего дошкольного возраста в этих условиях расставляют мебель правильно. При этом дети обозначают пространственные отношения словами, отражающими действительное расположение мебели. Так, один мальчик старшего дошкольного возраста, расставляя мебель, говорит: «Этажерка с цветами стоит между окнами, значит, здесь (ставит), а пианино рядом, а в углу... (задумывается). Да, в правом углу столик круглый рядом с батареей, около двери. Я сижу за первым столиком, он ближе всего к окнам. Вот здесь... нет, я сижу и смотрю в окно, значит, здесь, впереди».
Таким образом, только к концу дошкольного
возраста (да и то
далеко не у всех детей) складывается ориентировка
в пространстве, независимая от собственной
позиции, умение менять точки
отсчета. Такая ориентировка может быть,
однако, сравнительно
легко сформирована у детей при помощи
обучения, в котором
они сами меняют пространственные отношения
между пред-
метами, рассматривают их с разных позиций
и обозначают словесно.(4)
1.2
Особенности пространственных
представлений у детей
с нарушениями зрения
Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и(или) поле зрения мене 15 угл.град.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит, который связан с нарушением деятельности зрительно-го анализатора, а также влияние этого дефекта на психическое развитие детей с нарушением зрения.
В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:(классификация)
слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальңая острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
Информация о работе Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения