Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:44, доклад
Общение преподавателя со студентами или студенческой группой при решении любого типа задач не оказывает управляющего воздействия на процесс усвоения непосредственно, но лишь преломляясь через всю так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением опосредуемо закономерностями системной организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники учебного процесса - преподаватель и студенты.
1. Ситуация как единица проектирования и организации учебно-воспитательного процесса
1. 1. Системная организация учебной ситуации и ее структура
1.2. Структура и системообразуюшие компоненты ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности
1.3. Система форм совместной продуктивной деятельности как метод соразвития личности преподавателя и студентов
2. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации
3. Конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя
2. Проблемы контроля и оценки в учебной ситуации
Анализ задач, связанных с решением открытых проблем - с порождением новых текстов или с интерпретацией научного, художественного и прочих текстов, с организационными формами коллективных взаимодействий диалога и полилога, по-новому ставит проблемы контроля за процессом учения. Это уже не только проблема оценки меры адекватности, идентичности конечного продукта целям усвоения, но и проблема корректирующей роли контроля, регулирующей меру "понимания", "вхождения в ситуацию" и проч. Естественно, что в этих условиях необходима, во-первых, дифференциация функций и форм контроля, учет их типологии, во-вторых, важна и новая технология учета ошибок.
В вопросах типологии ошибок и технологии их учета интересны представления Д. Толлингеровой. В предложенной ею типологии различаются ошибки: громадная и единичная, допустимая и недопустимая, необходимая и случайная, "умная" ошибка. Особенностью этой типологии является то, что она ориентирует преподавателя не только на внешний контроль по отношению к студенту, но и обращает его к самоконтролю управляющих воздействий, а также содействует формированию самоконтроля у студентов. Эта двусторонняя ориентация контроля особенно важна для усиления диалогического характера процесса обучения.
Д. Толлингерова называет громадной ошибку, допускаемую большинством учащихся, в отличие от единичной ошибки, встречающейся только у отдельных индивидов. Она считает, что "с точки зрения прогностического, опережающего управления учебными действиями такое различение важно потому, что громадная ошибка происходит, как правило, от ошибочной методической деятельности учителей, в то время как единичная ошибка происходит, как правило, от неправильной деятельности ученика. Итак, появление громадной ошибки должно осмысливаться учителем как сигнал необходимой корректировки собственного действия, в то время как единичная ошибка должна приниматься им в качестве сигнала поправки действия ученика" .
Допустимой
она называет ошибку, "не касающуюся
предмета усвоения, только сопровождающую
его ход". В отличие от недопустимой
ошибки, которая является симптомом
неверного понимания целей и
предмета действий при работе с учебным
материалом, эта ошибка свидетельствует
о неполноте усвоения и не может
рассматриваться как
Необходимая ошибка та, которая законно определена логикой учебного действия в отличие от случайной ошибки, появление которой обладает невысокой вероятностью. Дифференциация необходимой и случайной ошибок также имеет значение для повышения надежности опережающего управления учебными действиями и полезно тем, что устранение необходимых ошибок можно впредь планировать, освобождая тем самым учащегося от необходимости встречи с ними. "В отличие от этого успешность борьбы со случайными ошибками зависит от способности учителя планировать свою контрольно-корректировочную деятельность, а скорее от его способности импровизировать".
"Умной" называется ошибка, происходящая не от незнания или неумения, а определяемая поисковой интеллектуальной деятельностью ученика, присутствием творческих процессов мышления. Ошибка такого рода приносит делу обучения больше пользы, чем безошибочное действие. Это и есть ошибка, на которой можно - по пословице - многому научиться. Значение понятия умная ошибка дня повышения надежности опережающего управления учебными действиями Д. Толлингерова видит в том, что преподаватель может помогать появлению такого рода ошибки, используя так называемый корректировочный прием обучения, "суть которого и заключается в обучении на основе опознания и причинного осмысления ошибок. В настоящее время этот дидактический прием используется почти исключительно в процессе усвоения языков".
В преподавании психологии, где, как и в обучении языкам, встречаются чаще всего малоформализуемые или вовсе неформализуемые ситуации, большую роль также играет учет социально-культурного контекста выполняемой познавательной и практической деятельности, что связано с использованием импровизации, догадки. Поэтому корректировочный метод обучения и в психологии может занять свое место.
Предложенная Д. Толлингеровой типология ошибок дает преподавателю психологии более надежные критерии контроля и сбалансированную оценку, исключая переоценку ошибочных действий, культ "исправления" ошибок. Если исходить из необходимости формирования многообразия видов познавательной деятельности, создания опережающего смыслового контекста для актуальных действий и системы форм сотрудничества, ведущих к самоорганизации формируемой деятельности, то во многих случаях целесообразно "не замечать" ошибок и идти на разумный педагогический риск, рассчитывая на творческие возможности студентов.
Как показали
исследования, функции контроля наиболее
существенно перестраиваются за
счет двух факторов организации учебной
деятельности: а) изменения характера
задач, отказа от ведущей роли репродуктивных
и выдвижение на таковую задач
творческих, продуктивных, мобилизующих
разнообразные виды когнитивной
деятельности; б) перехода от индивидуальной
к совместной учебной деятельности.
В условиях совместного решения
задач появляются новые прямые и
косвенные стимуляторы
Использование в учебном курсе творческих продуктивных задач выдвигает на первый план роль смыслополагающих и целеполагающих компонентов учебных действий, что снимает трудности пооперационного контроля, иерархизирует действия контроля и создает внутреннюю мотивацию самокоррекции и самоконтроля.
Совместное
решение задач обеспечивает более
широкий репертуар внешних
Таким
образом, проблема контроля при усвоении
психологических знаний может наиболее
радикально решаться за счет использования
новых методических подходов к организации
всей системы переменных учебной ситуации.
Но при этом два фактора в этой системе
оказывают решающее воздействие на переход
к самоконтролю, к саморегуляции учения:
во-первых, расширение репертуара учебных
задач с включением задач оптимальной
когнитивной сложности - творческих продуктивных
задач и, во-вторых, использование многообразных
форм совместной учебной деятельности
в ходе решения продуктивных задач. Оба
эти фактора выдвигают на первый план
по отношению к оценивающей и санкционирующей
функциям контроля другие функции: побуждать
и регулировать учебные действия.
3. Конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя
Конструктивно-проектировочными
являются те компоненты деятельности
педагога, которые задолго до его
актуального участия в
Из сказанного
ясно, что методическая основа этих
конструктивно-проектировочных
Перечислим наиболее значимые для становления К-ПД процедуры и средства. Учитывая то обстоятельство, что освоение К-ПД - процесс не одномоментный, а развернутый во времени, рассмотрим основные эмпирически выделенные периоды (этапы) ее становления в связи с наиболее характерными для этих периодов процедурами и средствами .
Первый этап - создание предустановки К-ПД преподавателя - определяется актуализацией личностного опыта студентов в качестве субъектов учения и обучения. Опыт собственного участия в учебно-воспитательных ситуациях в его конкретной, чувственно-эмоциональной форме, наглядных образах, воспроизведенный в письменном тексте, служил здесь опорой для начального введения студентов в психологический анализ учебно-воспитательной ситуации, рассматриваемой в качестве единицы и инструмента целостного воздействия на личность. Анализ этих письменных текстов описаний пережитых и значимых для студентов ситуаций учения позволяет преподавателю провести вместе с группой обучаемых различия между стратегиями психологического конструирования учебных ситуаций, помогая в осознании проделанных ими первых шагов в допонятийном, предрациональном выделении типов организации ситуаций - продуктивных, развивающих, либо адаптивных, либо деструктивных. При этом студенты приобретают и новый опыт аналитического использования табл. 1 и 2, таксономии психологической сложности учебных задач Д. Толлингеровой и других психологических таксономии применительно к собственным описаниям учебных ситуаций.
Именно к этому первому уровню введения студентов в К-ПД преподавателя, связанному с актуализацией и анализом их реального личного опыта учения, принадлежат приведенные в заключениях письменные характеристики учебных ситуаций, сделанные студентами на начальном и последующих практических занятиях по курсу методики преподавания психологии. Порождение и анализ такого рода текстов создают исходную мотивационную основу для дальнейших этапов становления К-ПД преподавателя.
На втором этапе, названном предшколой, происходит:
· освоение способов конструирования отдельных параметров целостной учебной ситуации - структурирования предметного содержания учебной дисциплины в системе творческих, продуктивных, репродуктивных задач и упражнений (на основе таксономии и процедур таксации);
· выделение продуктивных заданий, наиболее полно и обобщенно презентирующих социокультурные смыслы .изучаемой науки;
· выбор форм взаимодействий для решения разных по когнитивной сложности, личностной и социокультурной значимости заданий;
· выделение нравственных и коммуникативных позиций педагога, при конструировании различных систем учебных задач и выборе форм контроля и оценивания процесса и результатов их решения обучаемыми;
· освоение отношений поддержки, солидарности, сотрудничества, взаимопомощи и проч.
Как видно из этого далеко не полного перечня, задачи предшколы имеют двоякую направленность. С одной стороны, они перестраивают отношение студента к научно-дисциплинарному знанию, изменяют ракурс его рассмотрения и заставляют перейти от его интерпретации в рамках познавательных и информативных функций к обнаружению регулятивно-организационных функций знаний, что, в свою очередь, содействует более глубокому проникновению будущих педагогов в социокультурные смыслы и содержательные интеллектуальные проблемы изучаемого научного знания.
Именно об этого рода открытиях свидетельствуют письменные характеристики учебных ситуаций, представленные студентами, особенно теми из них, кому довелось реально опробовать позицию преподавателя.
С другой стороны, задачи предшколы актуализируют пласты интуитивного, бессознательного опыта студентов в сфере социальных и межличностных взаимодействий и отношений. Они заставляют осознать учебно-воспитательную ситуацию не только в ее интеллектуально-познавательных функциях, но и распознать ее нравственно ценностный и коммуникативный, эмоционально-мотивационный смысл и учиться проектированию этих аспектов ее организации.
Информация о работе Принципы и методы проектирования учебно-воспитательных ситуаций в ВУЗЕ