Мыслительная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 08:24, реферат

Краткое описание

Об историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физических и интеллектуальных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по разному.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Формы, виды мышления и инди¬видуальные особенности мыслительной деятельности человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Основные операции и стороны мыслительной деятельности . . 12
4 Понятие и представление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Содержимое работы - 1 файл

по психологии готовый.docvg.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

     Отличительной особенностью абстрактно-теоретического мышления является опора на понятия, которые отражают сущность предметов и выражаются в словах.

     Абстрактно-теоретическое  мышление тесно связано с решением теоретических задач и отражает уровень развития логической стороны мышления.

     Указанные виды мышления выделены условно. Наглядное  мышление и отвлеченно-теоретическое  мышление неразрывно связаны в едином процессе познания, поскольку всякое мышление оперирует более или менее обобщенными, абстрактными понятиями и вместе с тем основу любого процесса мыслительной деятельности составляют наглядные,

     чувственные образы. Да и само понятие включает в себя образ того предмета или  явления, сущность которых оно раскрывает. "Мышление наше не представляется безобразным, т.е. без всяких следов действительности"

     Мышление, подчиняясь общим закономерностям, выражающимся в формах, видах мышления, у каждого человека индивидуально. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека есть следствие особенностей развития его ума в Процессе обучения и воспитания, в процессе всей его жизни. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения, и определенное соотношение первой и второй сигнальных систем. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека проявляются в качествах ума, основными из которых являются широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость и быстрота.

     Широта  ума проявляется в широком  охвате познанием различных вопросов действительности, во всестороннем и  творческом подходе к исследуемым вопросам теории и практики. Широта ума, характеризуя собой познавательную деятельность конкретного человека, основана на глубоком и всестороннем знании окружающего мира. Широтой ума отличаются все гениальные люди. Широта ума наблюдалась у таких титанов эпохи Возрождения, как Ми- келанджело, Леонардо да Винчи.

     Глубина ума означает умение проникнуть в  сущность явления, события, понять причины их возникновения и предвидеть дальнейший процесс развития. Глубокий ум предполагает нахождение правильных путей и способов познания окружающего мира.

     Для самостоятельности мышления характерно умение человека ставить новые задачи и самому находить соответствующие решения и ответы. Конечно, каждый человек всегда опирается на знания, опыт других людей, но человек с самостоятельным умом сознательно и творчески усваивает и использует знания, опыт других людей. Человек, у которого отсутствует самостоятельность мышления, овладевает знаниями и опытом других людей механически, и при решении тех или иных задач в основном опирается на трафареты, готовые правила. Это легко наблюдать в мыслительной деятельности школьников на уроке. Например, учитель рисования не один раз замечал, что ряд учащихся, выполняя рисунок с натуры или на тему, сразу же самостоятельно определяют композиционное расположение листа бумаги, величину рисунка, определяют последовательность работы и ведут ее в этой последовательности, другие учащиеся стремятся срисовать с классной доски рисунок учителя, с таблицы, а в последствии их срисовывают рисунок своего соседа. Естественно, что механическое срисовывание, отсутствие анализа натуры, своего рисунка приводит к массе ошибок, невыразительному рисунку.

     Критичность ума означает умение человека оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять выводы и умозаключения. Критический ум является дисциплинированным. Человек, обладающий критическим умом, серьезно, ответственно относится к порученному делу, к своим поступкам и к поведению других.

     Гибкость  ума выражается в самостоятельности и свободе мысли во время выбора приемов, способов решения новых задач, новых проблем. Гибкий ум — это ум активный, ищущий, учитывающий все изменения теоретических и практических условий, ситуаций и в соответствии с этими изменениями применяющий новый способ решения задачи.

     Быстрота  ума характеризуется умением  человека быстро разобраться в сложной обстановке, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота ума проявляется в находчивости и сообразительности. Принятие быстрых и вместе с тем обдуманных решений в сложных жизненных ситуациях предполагает дисциплинированность, большую силу воли.

     Все перечисленные качества ума тесно взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и в целом составляют ум человека. Качества ума развиваются в процессе деятельности человека, в процессе решения мыслительных задач и зависят от способов и приемов их формирования. Широкие возможности в развитии качеств мышления открываются в процессе обучения в общеобразовательной школе.

3 Основные операции как стороны мыслительной                    деятельности.

     Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.

     К такому все более адекватному  познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных  операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

     Таковыми  являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

     Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом.

     Анализ  — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

     Анализ  расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

 В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

     Если  в содержании научного знания, для  того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны  целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные данные проблемы неясны, их содержание нечетко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если, наоборот, к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет по преимуществу по пути синтеза.

     В самом складе некоторых людей  наблюдается преимущественная склонность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в точности и четкости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в широте синтеза. Однако и при этом речь идет лишь об относительном преобладании одной из этих сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез все же более или менее уравновешивают друг друга.

     Анализ  и синтез не исчерпывают собой  всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

     Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

     Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане  действия. Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике, поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде всего те, которые имеют более или менее непосредственное отношение к потребностям человека, — способность вещей служить средством питания и т. п., вообще то, что существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его. Так, рассматривая какие-нибудь предметы, я могу выделить их форму, отвлекшись от их цвета, или, наоборот, выделить их цвет, отвлекшись от их формы. В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все ее стороны. Поэтому примитивная чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая — изолирующая — абстракция теснейшим образом связана с вниманием, и притом даже непроизвольным, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание. Примитивная чувственная абстракция зарождается как результат избирательной функции внимания, теснейшим образом связанной с организацией действия.

     От  этой примитивной чувственной абстракции надо отличать — не отрывая их друг от друга — высшую форму абстракции, которую имеют в виду, когда  говорят об абстрактных понятиях. Начиная с отвлечения от одних  чувственных свойств и выделения других чувственных же свойств, т. е. чувственной абстракции, абстракция затем переходит в отвлечение от чувственных свойств предмета и выделение его нечувственных свойств, выраженных в отвлеченных абстрактных понятиях. <...> Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые в этих отношениях выявляются. Поэтому мысль может через посредство отношений между предметами выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом, стороной опосредования, раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.

     Это учение об абстракции, т. е. о том  процессе, в котором мышление переходит к абстрактным понятиям, принципиально отличается от учений об абстракции эмпирической психологии, с одной стороны, идеалистической, рационалистической — с другой. Первая, по существу, сводила абстрактное к чувственному, вторая отрывала абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание либо порождается мыслью, либо усматривается ею как самодовлеющая абстрактная идея. В действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному, лишь исходя из чувственного. Абстракция и есть это движение мысли, которое переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам через посредство отношений, в которые эти предметы вступают и в которых их абстрактные свойства выявляются.

     Переходя  к абстрактному, которое раскрывается через отношения конкретных вещей, мысль не отрывается от конкретного, а неизбежно снова к нему возвращается. При этом возврат к конкретному, от которого мысль оттолкнулась на своем пути к абстрактному, всегда связан с обогащением познаний. Отталкиваясь от конкретного и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное во все большей полноте его содержания как сращение (дословное значение слова «конкретный» от concresco — срастаться) многообразных абстрактных определений. Всякий процесс познания происходит в этом двойном движении мысли.

     Другой  существенной стороной мыслительной деятельности являются обобщения.

     Обобщение, или генерализация, неизбежно зарождается  в плане действия, поскольку индивид одним и тем же генерализованным действием отвечает на различные раздражения и производит их в разных ситуациях на основании общности лишь некоторых их свойств. В различных ситуациях одно и то же действие вынуждено часто осуществляться посредством разных движений, сохраняя при этом, однако, одну и ту же схему. Такая — генерализованная — схема является собственно понятием в действии или двигательным, моторным «понятием», а его применение к одной и неприменение к другой ситуации — как бы суждением в действии, или двигательным, моторным «суждением». Само собой разумеется, здесь не имеется в виду собственно суждение как сознательный акт или собственно понятие как осознанное обобщение, а только их действенная основа, корень и прототип.

     С точки зрения традиционной теории, опиравшейся на формальную логику, обобщение сводится к отбрасыванию специфических, особенных, единичных признаков и сохранению только тех, которые оказываются общими для ряда единичных предметов. Общее, с этой точки зрения, представляется собственно лишь как повторяющееся единичное. Такое обобщение, очевидно, не может вывести за пределы чувственной единичности и, значит, не раскрывает подлинного существа того процесса, который приводит к абстрактным понятиям. Сам процесс обобщения представляется с этой точки зрения не как раскрытие новых свойств и определений познаваемых мыслью предметов, а как простой отбор и отсев из числа тех, которые с самого начала процесса были уже даны субъекту в содержании чувственно воспринятых свойств предмета. Процесс обобщения оказывается, таким образом, будто бы не углублением и обогащением нашего знания, а его обеднением: каждый шаг обобщения, отбрасывая специфические свойства предметов, отвлекаясь от них, приводит к утрате части нашего знания о предметах; он приводит ко все более тощим абстракциям. То весьма неопределенное нечто, к которому привел бы в конечном счете такой процесс обобщения посредством абстракции от специфических частных и единичных признаков, было бы — по меткому выражению Г. В. Ф. Гегеля — равно ничто по своей полной бессодержательности. Это чисто негативное понимание обобщения.

Информация о работе Мыслительная деятельность человека