Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа
Каждый из нас вовлечен в колоссальное действие, именуемое жизнью. Иногда это похоже на театр. У каждого из нас в этом драматическом действии, свои сценарии и роли, которые мы заучиваем, репетируем и исполняем. Переплетаясь и взаимодействуя между собой, сценарии образуют сложный узор, который развертывается в историю народа, страны, мира.
Темы сценариев меняются от одной эпохи к другой. Они могут содержать темы, например, создания империй и завоеваний, как в Российской империи или позже социалистического лагеря. Могут содержать темы выживания во время краха империи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Понятие жизненного сценария и его мужская проблематика………....6
1.1 Понятие жизненного сценария и его специфика в отношении мужчины……………………………………………………………………….…..6
1.2. Деятельность социального работника в преодолении проблем в мужском жизненном сценарии…………………………………………………………….10
Глава II Экспериментальное исследование специфики проблем в мужском жизненном сценарии……………………………………………………………16
2.1. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека…………………………………………………………………………..16
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Существуют случаи, когда оба родителя хотят ребенка, причем пол для них не важен. Если женщина, которая в детстве приняла решение выйти замуж и родить много детей, встречает мужчину, принявшего в детстве такое же решение, у их детей хороший старт. Если при этом возникают биологические трудности, ребенок становится еще ценнее, рождение ребенка может рассматриваться как настоящее чудо.
Место на геологическом древе - здесь решающий фактор - сценарий родителей. При прочих равных условиях дети следуют сценариям родителей, и это проще всего показать, проанализировав количество и порядок рождения детей в семье.
Часто
люди подражают родителям в
Следующий этап - это имена и фамилии. Имена как указатели типа сценария особенно ясно выявляются в средней школе, когда мальчик или девочка читает об именах и прозвищах в мифологии и истории и когда товарищи более или менее жестко раскрывают перед ними скрытое значение его имени.
Существует четыре способа, с помощью которых имя приобретает сценарное значение: целенаправленно, случайно, по небрежности и легкомыслию и неизбежно.
2) Развитие в детские годы
Начальное сценарное программирование происходит в период грудного вскармливания младенца и осуществляется в виде коротких «протоколов», которые впоследствии могут быть развернуты в запутанные драмы. Именно в это время имплантируется ощущение благополучия и неблагополучия и умение различать их; именно это ощущение отличает настоящих и условных Принцев от настоящих и условных Лягушек. Э.Берн утверждает, что «только катастрофа может превратить прирожденного Принца в Лягушку; только чудо поможет прирожденной Лягушке стать Принцем». [2; 3, с.128]
Следующий шаг в развитии сценария - поиск сюжета с соответствующим финалом, ответ на вопрос: «Что происходит с таким как я?» Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям, как будут обращаться с ним другие и что значит «быть похожим на меня». Рано или поздно он услышит историю о ком-то, «похожем на него», и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или легенда об уличных гангстерах, которую он услышал на углу. Но, услышав это, он узнает и говорит: «Это обо мне!» и эта история становится его сценарием, и всю остальную жизнь он проведет, стараясь ей соответствовать. Судьбу индивидуума определяет не взрослое планирование, а решения, принятые в детстве. Неудивительно, что дети часто копируют жизненный план с сюжета любимой сказки. Удивительно то, что этот план сохраняется и в двадцать, и в сорок, и в восемьдесят лет и, в конечном счете, побеждает даже «здравый смысл».
Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, - эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.
Предписание - самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный выигрыш, обычно осложняются тем обстоятельством, что у большинства детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]
Родительские образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец - от родителя того же пола. В любом случае образец - это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:
а) героя, на которого он хотел бы походить;
б) злодея, которого мог бы простить;
в) тип человека, каким он хотел бы стать;
г) фабулу - набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;
д) набор персонажей, которые мотивируют переключения;
е) характер - набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.
Если позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.
В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.
Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями - за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии - это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.
3) Юность
У очень многих молодых людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное или иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.
Обычно в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание.
Наряду со многими переменами для этого возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.
То как человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» - это одна - две краткие выразительные фразы, говорящие каково любимое времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка - это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.
4) Зрелость и смерть
Ожидаемая продолжительность жизни может являться разрешением или не разрешением прожить столько-то лет, со стороны отца, матери, родственника или вымышленного героя. Человеку необходимо разрешение чтобы прожить больше, чем он себе отмерил исходя из своего сценария.
Сцену смерти можно считать ключевой в понимании сценария человека. Сцена смерти - это резюме жизненной цели человека. Надписи на могильной плите говорят о человеке то, выполнил ли он предписание своего сценария и следовал ли он своему антисценарию. Если человек отвечает, что у него не будет никакого могильного камня, этот ответ тоже имеет свой смысл. Тот, кто ни на что не надеется в жизни, не надеется и на смерть. [3;8]
Вопросы сценарного вопросника, сформулированные на основе всех этапов жизни человека с рождения до смерти, могут дать довольно полное представление о жизненном сценарии.
Такие разделы, как - «выбор терапевта», «сценарий в лечении» в данной работе не рассматриваются.
Берн считает, что проблема сценария - решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека.
А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание». [6, с.67] Также Адлер подчеркивает, что не бывает «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешнем положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя ко встречи с будущим, используя уже проверенный стиль жизни».
«Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит». [1; 6, с.67]
Метод ранних воспоминаний имеет ряд следующих преимуществ:
1) Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание.
2) Нет
никакой нужды в том, чтобы
пытаться установить «
3) Компактность и простота метода позволяет использовать его для групповых исследований.
Таким образом, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности: Объективный тест - это методика для получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность, при условии, что испытуемый:
а) либо не знает истинного значения своей реакции;
б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. [7, с.341]
Метод ранних воспоминаний имеет следующие ограничения.
Иногда люди не дают ответа или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; «Люди, которые говорят, что у них «нет ранних воспоминаний» - позволяют нам придти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают». В таких случаях человеку можно предложить человеку «придумать воспоминание».
На желание
и способность клиента
Ранние воспоминания могут отражать текущее состояние субъекта, обусловленное какими-то серьезными внешними факторами. В этом случае они могут приобретать скорее ситуативно, а не фундаментально обусловленное значение.
«Использование воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны, и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некой проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею». [5; 6]
Метод ранних воспоминаний, являясь проективной методикой, разделяет обычный их недостаток - произвольность интерпретаций.
Адлер не оставил подробно разработанной системы интерпретации ранних воспоминаний. В своих произведениях он лишь на примерах показывает, как могут быть истолкованы те или иные их элементы, не забывая напомнить, что в психологии «все может быть совсем по-другому». [6; 9,с.171]
Существуют многочисленные методы количественно оценивать воспоминания по различным характеристикам, значимым для Индивидуальной психологии: рождение брата или сестры; болезнь; смерть кого-либо из близких; активность; стремление к цели; принятие или отвержение окружающими и т. п.