Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: изучить защитные механизмы подростков с нарциссической организацией личности. Задачи исследования: изучить основные механизмы защиты личности, выявить особенности развития детей подросткового возраста, изучить особенности нарциссической личности, выявить особенности психологической защиты у подростков с нарциссической организацией личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………..5
1.1. Современные научные представления о защитных механизмах личности………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические особенности развития детей подросткового возраста…………………………………………………………………………..9
1.3. Особенности психологической защиты у подростков………………….12
2. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРЦИССИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ.........................................................................................................21
2.1. История возникновения понятия «нарциссизм»………………………...21
2.2. Виды нарциссизма и типология нарциссических личностей…………..27
2.3. Механизмы психологической защиты у подростков с нарциссической организацией личности………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36
Наиболее отчетливо в то время кляйновскую теорию нарциссизма формулирует Хайманн:
«Существенное отношение между инфантильными и зрелыми объектными отношениями заключается в том, что взрослый воспринимает объект как независимо существующий, а для младенца он всегда так или иначе связан с ним самим. Объект существует в силу своей функциональной значимости для младенца» [31, с.142].
Хайманн
описывает частично-объектные
Эти объекты не только как-то относятся к Эго младенца, но также интроецированы, и с ними осуществлена идентификация (они ассимилированы), так что объект оказывается идентифицированным с частью младенца, и отношение к объекту становится отношением к себе или части себя. Хайманн иллюстрирует это примером младенца, сосущего палец: он «ощущает себя в контакте с желанной грудью, хотя на самом деле всего лишь сосет собственный палец. Его фантазии инкорпорирования груди, составляющие часть оральных переживаний и импульсов, ведут к тому, что он идентифицирует палец с инкорпорированной грудью. Он способен самостоятельно доставлять себе удовлетворение /.../, он обращается к своей интернализованной хорошей груди» [31, с.146].
Следует также различать нормальный, патологический и злокачественный нарциссизм. Нормальный нарциссизм, восходящий к ранней (нарциссической) стадии психического развития, на которой индивид "соединяет в целое аутоэротически функционирующие сексуальные влечения, чтобы достичь объекта любви, сначала делает объектом любви самого себя, свое собственное тело, и только потом переходит от него к выбору в качестве объекта другого человека" [32, с.114], проявляется как естественная забота о собственной значимости, потребность в одобрении и уважении окружающими своего поведения и личности. При этом человек чужд нарциссической озабоченности и не воспринимает внешние воздействия как обязательно относящиеся к оценке своего Я. Достижения и успехи соперников не угрожают разрушить нарциссическое единство собственной личности, субъект способен адекватно оценивать других людей и доверять их мнению о себе.
Патологический нарциссизм чаще всего связан с дефицитом самоуважения и заниженной самооценкой. В силу слишком требовательного Супер-эго или нарушенной идентичности такие люди чувствуют себя не просто нелюбимыми и одинокими, но не заслуживающими любви и внимания, они испытывают постоянную потребность в подтверждении собственной значимости. С другой стороны, проективное обесценивание окружающих в качестве холодных, черствых личностей, не заслуживающих доверия и любви, идеализация собственного Я и чувство собственного величия и превосходства приводят к формированию "грандиозного Я", самая высокая оценка которого все равно будет недостаточной. При сильной зависимости от чужих мнений и оценок нарциссическая личность им не доверяет, не выносит критики, а похвалу воспринимает насторожено.
По мнению О. Кернберга, проявлением патологического нарциссизма является определенная структура защиты, чреватая формированием нереалистичного патологического представления о собственном величии, которое выражается в пренебрежительном и презрительном отношении к окружающим и патологической деструктивной агрессии. В связи с тем, что в данном случае реальная и идеальная самость сливается с идеальным объектом зависти, оборачиваясь невероятно возвышенным представлением о себе, призванным компенсировать структурные недостатки, индивид, страдающий тяжелым нарциссическим расстройством, согласно Кернбергу, не только неспособен вынести нормальную зависимость (например, от аналитика!), но и не может испытывать благодарность или чувство доверия. Ему необходимо слиться с собственным идеалом, а любая идеализация постороннего является замаскированной агрессией [33, с.93].
О злокачественном нарциссизме можно говорить в тех случаях, когда индивид практически не способен направлять влечение на объект, поскольку любовь к другому человеку "отнимает либидо" от собственного Я. Как известно, принцип удовольствия имеет две функциональные цели: регуляция удовольствия-неудовольствия (удовлетворение влечения) и регуляция высокой и низкой самооценки (нарциссическое удовлетворение). Злокачественный нарциссизм соответствует полному замещению удовлетворения влечений нарциссическим удовлетворением*. При этом искажение реального положения вещей обеспечивается "тонко настроенной" системой психологических защит, оберегающих нарциссическую целостность воображаемого образа Я [34, с.107].
Современное психоаналитическое понимание некоторых ярких типов нарциссизма:
1. жаждущий (пассивно-агрессивный). Людей жаждущего типа в быту называют энергетическими вампирами (требуют к себе повышенного внимания, заботы, но принять это не могут; постоянный психологический голод – если его не удовлетворить, страдает самооценка, представление о себе, ощущается внутренняя пустота и агрессия к миру).
Что интересно: «мир состоит из предателей», «все люди обманывают» – все потому, что надежды и представления о мире часто не оправдываются, так как не реалистичны, ведь в мире фантазий все не так и люди там другие. Отсюда – обиды, претензии, агрессия и перманентная боль с невозможностью выразить словами конкретные желания.
2. параноидный. Параноидные личности очень любят судить, выяснять истину и, главное, спорить. В споре для них важна совсем не истина, а сам процесс, в который они искусно затягивают и провоцируют. Для чего? А они так снимают тревогу и восстанавливают внутренний гомеостаз [35, с.230].
Что интересно: формируют вокруг себя круг людей, из которого выделяют фаворита, приближают его ближе всех, а когда он заглядывает за маску и видит несоответствие образу, его изгоняют. Как это происходит – субъект, «истинное лицо» которого обнаружили, чувствует стыд, чтобы избежать этого неприятного чувства использует проекцию – приписывает отрицаемые в себе качества фавориту, объединяется с соратниками и совместно они изгоняют «козла отпущения». Субъект чувствует себя хорошо и ищет другого фаворита.
3. манипулятивный. У манипулятивной личности главный мотив – управление всем вокруг. Средства – манипуляции и ложь (осознанная). Главное не цель – а сам процесс.
Что интересно: хорошо ориентируются в двойных стандартах, чувствуют свою значимость, восторг и гармонию, при обмане и манипуляции.
4. фаллический. Наиболее яркий тип нарциссизма. Это «настоящие» мужчины (отважны и рискованны) и «настоящие» женщины (по ним сразу можно понять, что сексуальность – это их флаг и главное оружие).
Что
интересно: секс, как расплата. У
женщины «Я самая сексуальная
и этим покорю весь мир», если партнер
покориться, секс – плата за победу.
Мужчина же позволяет себя завоевывать,
в постели – либо «я угадаю твое желание
прежде, чем оно исполниться», либо занятость
собой [35, с. 236].
2.3
Механизмы психологической
защиты у подростков
с нарциссической организацией
личности
Нарциссически организованные люди могут использовать достаточно широкий диапазон психологических защит, однако, по-настоящему они зависят от идеализации и обесценивания. Эти защиты прекрасно дополняют друг друга в том смысле, что при идеализировании собственного «Я», значение и роль других людей обесценивается, и наоборот. При этом происходит постоянный процесс «ранжирования», которые нарциссические личности используют при обращении с любой проблемой, стоящей перед ними. Причем реальные преимущества и недостатки могут абсолютно не приниматься во внимание ввиду озабоченности престижностью.
Родственной защитной позицией, в которую становятся нарциссически мотивированные люди, считается перфекционизм. Они ставят сами перед собой нереалистичные идеалы, и либо уважают себя за то, что достигают их (грандиозный исход), либо (в случае провала) чувствуют себя просто непоправимо дефективными, а не людьми с присущими им слабостями (депрессивный исход). Терапия этих клиентов характеризуется эго-синтоннным ожиданием, т.к. они считают, что главным в терапевтическом воздействии является самосовершенствование, а не понимание себя самого с целью поиска более эффективных способов обращения с собственными потребностями. Требование совершенства выражается в постоянной критике самого себя или других (в зависимости от того, проецируется ли обесцененное «Я»), а также в неспособности получать удовольствие при всей двойственности человеческого существования. А отсюда присущие нарциссической организации эготическая реакция, постоянный контроль и нечувствительность к Ид [36, с.57]. Перфекционистское решение нарциссической дилемы, по сути, является саморазрушительным: недостижимые идеалы создаются, чтобы компенсировать дефекты в "Я". Эти дефекты кажутся настолько презренными, что никакой краткий успех все равно не может их скрыть, а кроме того, никто не может быть совершенным, поэтому вся стратегия проваливается, и обесценненное "Я" проявляется снова [37, с. 143].
Приведем
характерные черты
Сочетание всемогущего контроля, грандиозности и обесценивания окружающих с жестоким бунтом против родителей следует отличать от обычного подросткового бунта. Нормальный или невротичный подросток, в отличие от нарциссичного, тоже может бурно конфликтовать со своими родителями, а также жестко критиковать и обесценивать их, но обычно это сочетается со способностью видеть какие-то другие ценные стороны родителей. Нарциссические подростки делят всех людей на две категории: на абсолютно лишенных ценности (обесценивание) и на немногих совершенно идеальных (идеализация).
1. примитивная идеализация. Тезис Ференци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-прежнему важен в психоаналитической клинической теории. Любой может наблюдать, как горячо малыш стремится верить, что мама или папа могут защитить его от всех жизненных опасностей. Становясь старше, мы забываем, насколько пугающим было первое столкновение с реалиями враждебности, подверженности болезням и неудачам, смерти и другим ужасам [38, с.141].
Одним из способов, которым ребенок может уберечь себя от этих подавляющих страхов, является вера в то, что кто-то, какая-то благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту.
Все
мы склонны к идеализации. Мы несем
в себе остатки потребности
2. примитивное обесценивание. Примитивное обесценивание — неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживание их крушения. Как бы ни было приятно в контрпереносе чувствовать себя объектом абсолютной идеализации, это тем не менее обременительно — как из-за раздражающих аспектов роли идеализированного, когда кто-то действительно верит, что вы можете остановить дождь, так и из-за того, что вас ставят на пьедестал лишь для того, чтобы потом с него сбросить. В повседневной жизни аналогией этому процессу служит та мера ненависти и гнева, которая может обрушится на того, кто казался таким многообещающим и не оправдал ожиданий [38, с. 142].
Мужчина, веривший, что онколог его жены был единственным специалистом по раку, который мог ее исцелить, с наибольшей вероятностью подаст на врача в суд, если болезнь жены все же одержит верх над усилиями доктора. Некоторые люди всю жизнь занимаются тем, что в повторных циклах' идеализации и обесценивания сменяют одни интимные отношения другими. Каждый раз они воспринимают нового партнера как идеал, после того как в очередной раз предыдущий партнер оказался обычным человеческим существом. Модификация защиты примитивной идеализации — вот законная цель любой долговременной психоаналитической терапии, однако в работе с нарциссическими пациентами это особенно актуально благодаря массивному неблагоприятному действию этой защиты на их жизнь и жизнь тех, кто пытается их любить [38, с. 143].
Информация о работе Изучение защитных механизмов подростков с нарциссической организацией личности