Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить материал по данной проблеме;
2. Провести диагностику тревожности старшего подростка;
3. Выявить основные различия в проявлении тревожности между юношами и девушками.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование гендерных различий проявления тревожности в старшем подростковом возрасте ………….……………………6
1.1 Определение понятия «тревожность» …………………………………6
1.2 Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте …9
1.3 Психологическая характеристика старшего подросткового возраста…………………………………………………………………………...16
Выводы по первой главе…………………………………………………...29
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте ……………………………………..….33
2.1 Программа исследования ……………………………………………...33
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………….38
Выводы по второй главе……………………………………….…………..43
Заключение ……………………………………………………………........44
Список литературы……………………………………………………........45
Приложения……………………………………………………………........48

Содержимое работы - 1 файл

Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.docx

— 118.44 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие половой идентичности. Формирование чувства принадлежности к мужскому или женскому полу осуществляется под влиянием биологических, социальных и культурных факторов (Баттерворт Дж., Харрис, 2000).

Одна  из серьезнейших проблем старшего подросткового  возраста — одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» — так подростки  описывают свое состояние. Когда  молодым людям кажется, что они  отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность  в собственных силах, они склонны  считать, что одиноки. Похоже, что  у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно, в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющей свободно выражать свои чувства.

Подростки испытывают чувство одиночества  по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести  себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутым, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Молодым людям, склонным испытывать чувство подавленности и тревоги, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать их в своих интересах. Весьма трудно наладить дружеские отношения тем, кто был лишен родительской поддержки. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений (Раис Ф., 2000).

Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют  одиночество, чем взрослые люди. Частично это обусловлено социально, поскольку  в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете.

Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте

Большинство авторов придерживаются той точки  зрения, что эмоциональные расстройства у подростков не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни.

Длительные  неприятные эмоциональные состояния  вызывают нервные и психические  расстройства и органические заболевания (гипертонию, язву желудка и т. д.). Поэтому переоценить значение изучения эмоциональной сферы трудного подростка и воспитательного воздействия на нее просто нельзя. Более того, провести коррекцию отклоняющегося поведения школьника невозможно без воспитания у него культуры чувств (Степанов В. Г., 2001).

По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых.

Эмоциональные проблемы старшего подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности, часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Кон И. С., 1989).

Эмоциональные расстройства подросткового  возраста, их психопрофилактика и коррекция

Учет  особенностей настроения важен при  осуществлении психокоррекционной работы со многими трудными школьниками, особенно с теми, у которых ярко выражены акцентуации характера (гипертимическими, дистимическими, аффективно-лабильными, возбудимыми, застревающими личностями).

Аффект неадекватности. Чувства и эмоции человека неразрывно связаны с его личностью, прежде всего с ее потребностно-мотивационной сферой, самооценкой, уровнем притязаний. Так, если ребенок себя переоценивает, то оценки взрослых, даже правильные и объективные, не принимаются им, считаются несправедливыми. Это вызывает у ребенка неприятное эмоциональное состояние, отрицательное отношение к взрослому, ведет к конфликтам, непослушанию, нежеланию учиться.

Возникает тяжелое эмоциональное состояние, называемое аффектом неадекватности, в основе которого лежит несоответствие завышенной самооценки и слишком высокого уровня притязаний реальным возможностям ученика, его нежелание признать это. Почему такой ребенок отстаивает высокую самооценку, не хочет ее снизить? Это связано со стремлением сохранить самоуважение, притязанием на особое положение в коллективе (Степанов В. Г., 2001).

Аффект  неадекватности довольно редко наблюдается  у младших школьников. А если и возникает, то быстро проходит. У подростков он отмечается значительно чаще, приобретая устойчивость и заметно влияя на отношение к действительности и даже на характер учащегося.

Эти эмоциональные  состояния в основном возникают  в двух ситуациях. Прежде всего, в условиях стойкой неуспеваемости. Тогда среди аффективных подростков оказываются не только слабые и среднеуспевающие учащиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. Это связано со значительным усложнением учебного материала и увеличением его объема в средних и старших классах, что требует от учащихся не только способностей, но и больших усилий. У неподготовленных к этому учеников достаточно часто возникают серьезные трудности с учебой. Не желая отказаться от ранее сформировавшейся высокой самооценки, они начинают раздражаться и обвинять в своих неудачах других.

Аффект  неадекватности возникает также, когда  школьник не получает желаемого признания, уважения и любви в коллективе сверстников.

Наконец, надо сказать об особенностях эмоциональных  расстройств у детей и подростков, делающих их трудными для самих себя и окружающих.

Страх и тревога. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Реакция испуга является предпосылкой тревоги, так как в жизни индивида она играет роль связующего звена между реакцией испуга и завершением мыслительного процесса.

Страхи  нередко бывают связаны с возрастом. Типичными для подростков являются страхи смерти родителей и связанные с ними страхи больших общественных бедствий, например, войны могущей унести близких людей. Другая группа распространенных страхов — страх собственной смерти, пожара, агрессии.

Страхи  у детей возникают и по другим причинам: из-за эмоциональной «зараженности» (например, паники), неуверенности в  межличностных отношениях, тревожности собственных родителей. В конфликтных семьях страхи у детей встречаются более часто.

В ряде исследований установлена связь между тревожностью и таким личностным образованием, как уровень притязаний.

Оказалось, что тревожность может приводить  к формированию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникать большие сдвиги как в сторону повышения, так и в сторону снижения уровня притязаний) (Рейковский Я., 1972).

Депрессия. Другим известным эмоциональным расстройством является депрессия. Тяжелые депрессии у детей редки. Они обычно вызваны неблагоприятной ситуацией, меньше связаны с замедлением физиологических процессов, довольно легко проходят. У подростков депрессии встречаются чаще и похожи на депрессии взрослых: они выражаются в душевных страданиях, ощущении печали, потере аппетита и бессонницах.

Одно  из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину  определяют по числу симптомов и  продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности в одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начать питаться отдельно от других; могут предаваться размышлениям и фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. Подросткам может казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могут даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на свою утрату, но при этом начинают вести бурный образ жизни, слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной из основных причин самоубийств среди подростков (Раис Ф., 2000).

В трудных  случаях депрессии лечат лекарствами (антидепрессантами) и психотерапевтическим воздействием, направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.

Ипохондрический синдром. Ипохондрический синдром также встречается у «трудных» детей и подростков. Такие учащиеся неоправданно и преувеличенно жалуются на плохое физическое состояние (повышенный мышечный тонус, тошноту, позывы к частому мочеиспусканию и т. д.). Болезненные проявления используются школьниками для привлечения внимания к себе и избегания нежелательной ситуации (в частности, хождения в школу). Данный синдром обычно легко снимается. Для этого требуется обсуждение с ребенком причин плохого состояния, снятие стрессогенных воздействий, помощь в преодолении стресса.

Безотносительно к собственно эмоциональной конституции  было доказано, что недостаточно хорошее здоровье приводит к усилению эмоциональных реакций. Так, Стрэттон (1929), сопоставив медицинские карты 1000 студентов и их ответы на вопросник о частоте страха и гнева, сделал следующие выводы:

1. Лица, которые перенесли когда-либо  тяжелое заболевание, сильнее  реагируют на ситуации, вызывающие  гнев (а также страх), чем те, которые  всегда обладали хорошим здоровьем.

2. Среди  больных лица, имевшие несколько  заболеваний, сильнее реагируют на ситуации, которые могут вызвать страх (а также гнев).

3. Большое  значение имеет возраст, в котором  индивиды перенесли болезнь. Страх связан преимущественно с заболеваниями, перенесенными от 11 до 15 лет, а гнев — с заболеваниями в младшем возрасте, т. е. до 6 лет.

Очевидно, возникает вопрос, можно ли объяснить  эти результаты лишь перенесенными  заболеваниями? Ведь лица, которые чаще болели, имеют слабое здоровье, а  это, возможно, способствует эмоциональности. Однако болезнь как психологическое  переживание может, несомненно, оказывать  свое специфическое воздействие (Фресс  П., Пиаже Ж., 1975).

Особенности общения подростка  со сверстниками

Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и общение  со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Во-первых, общение со сверстниками — это очень важный специфический  канал информации; по нему подростки  и юноши узнают многие необходимые  вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, общение со сверстниками это специфический вид эмоционального контакта, который не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и, устойчивости.

Психология  общения в подростковом и юношеском  возрасте строится на основе противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. При этом среди юношей и девушек наблюдаются отличия. в коммуникативных чертах и стилях общения, что касается и уровня общительности и характера аффилиации. Тендерные различия в общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации.

Специфика общения подростков характеризуется  в первую очередью необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самой  распространенной среди которых является застенчивость. Для этого используются специальные приемы, характерно так называемое стратегическое взаимодействие, при котором партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно. Будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию». Кроме того, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет подтекст. Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию. Подростки дифференцируются на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутрикдассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. При этом у подростков существует ряд закономерностей социальной перцепции: тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных; эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий; ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах. Юношеские (и шире — молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по нескольким автономным параметрам: юридическому статусу и месту в социальной системе, социально-психологическому статусу, численности, составу, степени стабильности, социально-пространственной локализации, цели и функиям, типу лидерства и идейно-политической направленности.

Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте